Дело № 12-107/2024
УИД 70RS0004-01-2023-005584-24
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Томск 12 февраля 2024 года
Судья Советского районного суда г. Томска Васильковская О.В., рассмотрев жалобу заместителя председателя комитета размещения заказов Департамента государственного заказа Томской области Гороховой Елены Васильевны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - УФАС Томской области) Абдурахманова А.Ф. №070/04/7.30-914/2023 от 23 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя руководителя УФАС Томской области №070/04/7.30-914/2023 от 23 октября 2023 года, заместитель председателя комитета размещения заказов Департамента государственного заказа Томской области Горохова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Реализуя право на защиту, Горохова Е.В. обжаловала принятый акт в суд по правилам п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, указав, что вывод должностного лица о имеющихся у нее привлечениях к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ и назначении ей административного наказания в виде штрафа является ошибочным, поскольку на момент вынесения обжалуемого постановления она не была подвергнута административному наказанию, постановления по делам №070/04/7.30-912/2023, № 070/04/7.30-913/2023 не вступили в законную силу, при этом при рассмотрении дела не было учтено ее материальное положение. Просит заменить ей административный штраф на предупреждение.
В судебном заседании Горохова Е.В жалобу поддержала в полном объеме.
Изучив жалобу, проверив ее доводы, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ наступает за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
В соответствии с подпунктом «а» пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В судебном заседании установлено, что 19 октября 2022 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ОГКУ «Центр государственных закупок Томской области» размещено извещение об осуществлении закупки №.
Объектом закупки в извещении № является «Выполнение лесоавиационных работ с привлечением самолета АН-2. Место базирования воздушных судов с. Каргасок Томской области».
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01 ноября 2022 года комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки трех заявок на участие в закупке, в том числе заявки ...
21 ноября 2022 года в ФАС России поступила жалоба Авиационного альянса «Аэрохимфлот» на действия аукционной комиссии ОГКУ «Центр государственных закупок Томской области» при осуществлении закупок с извещением №, нарушающие, по мнению заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с необоснованным допуском к участию в аукционе ..., не представивших в составе заявки сертификата эксплуатанта.
Указанное обращение направлено руководителю Томского УФАС России, которое в свою очередь направило соответствующие уведомления о проведении внеплановой проверки, по результатам рассмотрения указанной жалобы Томским УФАС России вынесено решение от 21 декабря 2022 года по делу № 070/10/99-917/2022, в соответствии с которым по результатам проведения внеплановой проверки в действиях ОГКУ «Центр государственных закупок Томской области» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона «Выполнение лесоавиационных работ с привлечением самолета АН-2. Место базирования воздушных судов с. Каргасок Томской области» установлено нарушение п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 66 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию.
Абзацем 3 пункта 1 части 1 статьи 67 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что на борту гражданского воздушного судна должны находиться следующие судовые документы: сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия).
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Электронным документом «ТЗ» извещения № установлено техническое задание на выполнение лесоавиационных работ с привлечением самолета АН-2. Место базирования воздушных судов с. Каргасок Томской области.
Пунктом 3 перечня авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя, установленного приказом Минтранса России от 19.11.2020 № 494 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. форма и порядок выдачи документа ( сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» предусмотрено, что лесоавиационные работы предусматривают получение сертификата эксплуатанта.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 электронного документа «Состав заявки» извещения №, заявка на участие в закупке должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ: сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушных судов. В случае если участником электронного аукциона является организация государственной авиации, то предоставление электронного сертификата (свидетельства) эксплуатанта воздушных судов в составе заявки на участие в электронном аукционе не требуется.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заявка Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Ишимский авиационно-технический спортивный клуб общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» признана аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения, при этом заявка данного участника не содержит сертификата эксплуатанта воздушного судна в нарушение требования Заказчика, установленного пунктом 2 электронного документа «Состав заявки» извещения №.
Таким образом, аукционной комиссией ОГКУ «ЦГЗ» нарушен пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Из буквального толкования данной нормы следует, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации, не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Понятие, назначение, цели государственной авиации определяются статьей 22 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Так согласно части 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации, государственная авиация используется в целях осуществления функций государства и обеспечения решения, указанных в настоящем пункте задач.
Государственная авиация используется для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения (часть 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вышеуказанная норма Воздушного кодекса Российской Федерации распространяет свое действие в случаях выполнения целей, определенных исключительно для государственной авиации.
Согласно части 1 статьи 21 Воздушного кодекса РФ, авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
В соответствии с письмом Министерства обороны Российской Федерации от 12.05.2022 регистрация воздушных судов ДОСААФ России в государственном реестре государственных воздушных судов государственной авиации производится в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ.
Доказательств того, что воздушные суда Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Ишимский авиационно-технический спортивный клуб общероссийской общественногосударственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» зарегистрированы в государственном реестре государственных воздушных судов государственной авиации не представлено.
Также в письме ФАС России от 11 ноября 2022 года указано, что Федеральными авиационными правилами «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа ( сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил, порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (далее - Правила), утвержденными приказом Минтранса России от 19.11.2020 № 494 (далее - Приказ № 494), установлен, в том числе перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта учение сертификата эксплуатанта.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 01 ноября 2022 года извещения № при рассмотрении заявок из состава закупочной комиссии присутствовали Горохова Е.В., Е.С., С.П.
Распоряжением от 01 августа 2022 года №83-лс Горохова Е.В. назначена на должность заместителя председателя комитета размещения заказов Департамента государственного заказа Томской области.
В силу пункта 3.1 должностного регламента, утвержденного распоряжения Департамента государственного заказа Томской области от 15 февраля 2022 года №33-р 11 в должностные обязанности Гороховой Е.В. входит осуществление определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и иных заказчиков Томской области.
Согласно положению о комиссиях уполномоченного органа по осуществлению закупок, утвержденного Распоряжением Департамента государственного заказа Томской области №191-р от 13 декабря 2021 года, комиссия создается в целях рассмотрения заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и принимает решение о соответствии заявки либо ее не соответствии требованиям извещения простым большинством голосов, после чего результаты рассмотрения заявок оформляются протоколом с использованием средств электронной площадки.
Факт совершения указанного административного правонарушения Гороховой Е.В. не оспаривается и подтверждается материалами дела:
- заявлением Министерства транспорта РФ от 07 июля 2023 года о нарушении законодательства в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, допустив о участия в аукционе ..., которая не имела сертификата эксплуатанта воздушного судна;
- письмами Министерства обороны России от 12 мая 2022 ода, 11 ноября 2022 года, согласно которым ... может выполнять авиационные работы на основании ст. 114 Воздушного кодекса РФ, воздушными судами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов;
- решением по делу № 070/10/99-919/2022 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок от 21 декабря 2022 года, в соответствии с которым по результатам проведения внеплановой проверки в действиях ОГКУ «Центр государственных закупок Томской области» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона «Выполнение лесоавиационных работ с привлечением самолета АН-2. Место базирования воздушных судов Верхнекетский район Томской области» установлено нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
- протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № от 01 ноября 2022 года, из которого следует, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, всех трех заявок на участие в закупке, в том числе заявки ...
- протоколом об административном правонарушении от 09 октября 2023 года;
- распоряжением о назначении на должность №85-лс от 01 августа 2022 года, согласно которому Горохова Е.В. назначена на должность заместителя председателя комитета размещения заказов Департамента государственного заказа Томской области;
- должностным регламентом государственного гражданского служащего Томской области, замещающего должность заместителя председателя комитета размещения заказов департамента государственного заказа Томской области;
- распоряжением Департамента государственного заказа Томской области №191-р от 13 декабря 2021 года;
- положением о комиссиях уполномоченного органа (уполномоченного учреждения) по осуществлению закупок, утвержденное Департаментом государственного заказа <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ;
Все доказательства оценены в совокупности на предмет их относимости и допустимости, в своей совокупности они согласуются между собой и взаимно дополняют друг друга.
При рассмотрении дела по существу должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения.
Выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не согласиться с которыми оснований, не имеется.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу лица, привлеченного к ответственности, по рассматриваемому делу, не установлено.
Ссылка в жалобе на то, что в Арбитражном суде Томской области находится дело №А67-1229-2023 по заявлению ОГКУ «Центр государственных закупок Томской области» к УФАС по Томской области признании недействительными решений от 21.12.2022 по делу № 070/10/99-917/2022, от 21.12.2022 по делу № 070/10/99-918/2022, от 21.12.2022 по делу № 070/10/99-919/2022 судом признается несостоятельной, поскольку решением от 14 декабря 2023 года в удовлетворении заявленных требований ОГКУ «Центр государственных закупок Томской области» было отказано.
Административное наказание должностным лицом назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем, обжалуемое постановление должностного лица административного органа является законным и обоснованным, поводов для его отмены или изменения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя УФАС Томской области №070/04/7.30-913/2023 от 23 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении заместителя председателя комитета размещения заказов Департамента государственного заказа Томской области Гороховой Елены Васильевны оставить без изменения, а ее жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: /подпись/
На момент публикаци решение в законную силу не вступило. опубликовать 27.02.2024
Судья