Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-851/2024 ~ М-711/2024 от 24.06.2024

УИД 37RS0020-01-2024-001141-57

Дело № 2-851/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ивановская область, г.Тейково                                                       10 июля 2024 года

    Тейковский районный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Димитриенко Т.А.,

при секретаре Ломоносовой Т.А.,

с участием помощника Тейковского межрайонного прокурора Зеленского А.В., представителя ответчика администрации Нерльского городского поселения Тейковского муниципального района Садовникова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нерльского городского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности в сфере землепользования,

У С Т А Н О В И Л:

Тейковский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Тейковский районный суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в его обоснование, что Тейковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, в ходе которой установлено, что в нарушение земельного законодательства, земельные участки, занятые кладбищем в пределах <адрес>, находящиеся на территории <адрес>, на кадастровый учет не поставлены, их границы не определены.

Обязанность по государственной регистрации земельного участка, в том числе, постановки на кадастровый учет земельного участка, занятого и используемого под кладбище, относится к компетенции органа местного самоуправления, на территории которого расположено общественное захоронение.

Не проведение кадастровых работ с целью установления границ и площади земельных участков, занятых под кладбищами, отсутствие установленных границ земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, неосуществление кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения. Кроме того, не установление необходимых границ земельных участков, занятых кладбищами, может привести к нарушению границ смежных с указанными земельными участками земель и, как следствие, захоронение тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Ссылаясь на положения земельного законодательства РФ, ст. 45 ГПК РФ прокурор просит суд обязать администрацию Нерльского городского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области в срок до 31.12.2024 г. установить границы земельных участков, включенных в реестр земельных участков, находящихся в муниципальной собственности поселения, для размещения кладбищ в <адрес>, фактически занятых кладбищами, и обеспечить внесение сведений о границах данных земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости.

Представитель истца – помощник Тейковского межрайонного прокурора Зеленский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Нерльского городского поселения Тейковского муниципального района Садовников В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска. Указал, что кладбища в <адрес> являются действующими, на них осуществляются захоронения, ограждений на местности не имеется. Земельные участки, занятые указанными общественными кладбищами, включены в реестр муниципального имущества <адрес>, однако, до настоящего времени указанные земельные участки не состоят на кадастровом учете, границы их не определены, поскольку имело место наложение данных участков на земли лесного фонда. В настоящее время границы земель лесного фонда уточнены, территория кладбищ исключена из земель лесного фонда. В бюджете поселения на 2024 год предусмотрены денежные средства на выполнение межевых работ по определению границ земельных участков, занятых кладбищами, в срок, указанный прокурором в иске, все работы будут выполнены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Из положений пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Статьями 16, 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297) установлены санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению, а также содержанию мест погребения.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

На основании требований ст. ст. 130, 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности; право хозяйственного ведения; право оперативного управления; право пожизненного наследуемого владения; право постоянного пользования; ипотека; сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 6 ст. 1; ч. 3 ст. 15). Государственная регистрация права на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Одним из способов осуществления государственной регистрации права является подача заявления правообладателя объекта недвижимости для внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, с приобщением к заявлению всех необходимых документов для внесения записи в ЕГРН. В случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию и поступающему в их собственность, при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане (ч. 5 ст. 15).

Исходя из анализа норм данного закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" под землеустройством понимается ряд мероприятий, в том числе по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, к которым относятся территории населенных пунктов. Статьей 17 того же Закона предусмотрено, что порядок установления на местности границ землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

В силу п. 4 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ), кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

Как следует из материалов дела, Тейковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения требований указанного законодательства. Установлено, что на территории <адрес> находятся действующие места захоронения - общественные <адрес>.

Согласно пояснений представителя ответчика данные общественные кладбища является действующими, открытыми. Земельные участки, занятые кладбищами включены в реестр муниципального имущества Нерльского городского поселения. Вместе с тем, на указанном земельном участке не проведено межевание, не определены границы участка, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.

Отсутствие межевания и определения границ земельного участка, постановки его на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Предложенный прокурором срок для проведения указанных работ является разумным и обоснованным. Требования прокурора администрацией не оспаривались. В этой связи заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

           Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нерльского городского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности в сфере землепользования удовлетворить.

               Возложить на администрацию Нерльского городского поселения Тейковского муниципального района Ивановской области (ИНН в срок до 31.12.2024 года установить границы земельных участков, фактически занятых общественными кладбищами в <адрес>, и обеспечить внесение сведений о границах данных земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                Димитриенко Т.А.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.07.2024 года.

2-851/2024 ~ М-711/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тейковский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Нерльского городского поселения Тейковского муниципального района
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Димитриенко Татьяна Александровна
Дело на странице суда
teikovsky--iwn.sudrf.ru
24.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2024Передача материалов судье
25.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее