производство № 2-3015/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2022 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего – судьи Струковой П.С., при секретаре судебного заседания – Сонник А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бейдина ФИО7 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ООО «УК «Центр», об установлении границы земельного участка,
установил:
Бейдин Владимир Дмитриевич обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ООО «УК «Центр», в котором просил установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о поворотных точках земельного участка с кадастровым номером №, согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером Елькиной О.В.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что является собственником объекта недвижимости – земельного участка по адресу: <адрес> вид разрешённого использования: 2.7.1 «Объекты гаражного назначения», с кадастровым номером №. Указанный объект недвижимости был сформирован до 18.03.2014 года, т.е. в период действия законодательства Украины, однако границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, что не допустимо с точки зрения принципа достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, и нарушает права истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему имущество.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён в установленном законом порядке, обеспечил явку представителя.
В судебное заседание представитель истца Беличенко М.В. не явилась, направила заявление, в котором просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
В судебное заседание ответчики явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке, о причинах неявки не известили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Бейдин ФИО8 является собственником объекта недвижимости – земельного участка по адресу: <адрес>, вид разрешённого использования: 2.7.1 «Объекты гаражного назначения», с кадастровым номером №.
Указанный земельный участок был сформирован до 18.03.2014 года, сведения об указанном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости имеют статус «ранее учтенный», предыдущий кадастровый номер №.
Из заключения кадастрового инженера Елькиной О.В., которое содержится в материалах межевого плана, подготовленного с целью уточнения границ земельного участка истца, следует, что площадь фактического землепользования принадлежащего истцу участка составляет 50 кв. м. и соответствует сведениям ЕГРН.
С целью уточнения сведений о границах спорного земельного участка кадастровым инженером по заказу истца подготовлен межевой план и истец обратился с заявлением в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об уточнении сведений в государственном кадастре (в соответствие с координатами поворотных точек земельного участка, определенных кадастровым инженером).
По заявлению истца о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН было получено уведомление Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета №КУВД-001/2022-20536624/1 от 27.05.2022 года в связи с непредставлением документов, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности более 15 лет. В осуществлении государственного кадастрового учета будет отказано в случае не устранения указанных замечаний, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
С 01 января 2017 года действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ, порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно - правового регулирования.
Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (4.1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч. 3).
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).
Согласно ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч.2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.5).
Из содержания ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.
Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.З). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 10).
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2017 г. по делу № 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что «Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время — Единый государственный реестр недвижимости)».
При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленного истцом межевого плана. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его право предшественником.
Таким образом, представляется возможным установить границу земельного участка истца на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером, что соответствует требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Бейдина ФИО9 удовлетворить.
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о следующих поворотных точках земельного участка с кадастровым номером №:
№
№
№
№
№
Решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья П.С. Струкова