Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-697/2023 ~ М-510/2023 от 24.04.2023

Дело № 2-697/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24.05 2023 года          

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Федяковой М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.

с участием представителя истца помощника Сальского городского прокурора Хомковой К.Э., представителя ответчика по доверенности Голощапова С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения об обязании осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества, указывая что Сальской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры области от 06.02.2023 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на выявление, постановку на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Сальское городское поселение» находятся не имеющие собственника газовые сети, которые на балансе муниципального имущества муниципального образования «Сальское городское поселение» не состоят, являются бесхозяйными.

Так, на территории Сальского городского поселения эксплуатируется участок подземного газопровода низкого давления протяженностью 0,200 км (<адрес>), который является бесхозяйным.

Отсутствие собственника у вышеуказанного объекта влечет нарушение прав жителей города на получение надлежащего газоснабжения по причине неопределенности его балансовой принадлежности.

Отсутствие собственника объектов коммунального хозяйства влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц – населения муниципального образования «Сальское городское поселение».

Поскольку указанный объект расположен в административных границах муниципального образования «Сальское городское поселение», отсутствие обращения администрации городского поселения в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии такого объекта на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ.

По перечисленным основаниям городской прокуратурой 16.03.2023 главе администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на выявление, постановку на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, до настоящего времени ответчиком каких-либо действий по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества не произведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 28, 45, 131 ГПК РФ, истец просит суд обязать Администрацию Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекты подземного газопровода низкого давления протяженностью 0,200 км (<адрес>), который является бесхозяйным.

Обязать Администрацию Сальского городского поселения организовать надлежащую эксплуатацию бесхозяйного недвижимого имущества объекты подземного газопровода низкого давления протяженностью 0,200 км (по <адрес>) до признания права собственности.

Помощник Сальского городского прокурора Хомкова К.Э. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Администрации Сальского городского поселения по доверенности Голощапов С.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Исходя из смысла указанной нормы БК РФ, органы местного самоуправления вправе расходовать средства бюджета сельского поселения на ремонт только тех объектов инфраструктуры, которые находятся в собственности муниципального образования.

Сальской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры области от 06.02.2023 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на выявление, постановку на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Сальское городское поселение» находятся не имеющие собственника газовые сети, которые на балансе муниципального имущества муниципального образования «Сальское городское поселение» не состоят, являются бесхозяйными.

Так, на территории Сальского городского поселения эксплуатируется участок подземного газопровода низкого давления протяженностью 0,200 км (по <адрес> который является бесхозяйным.

Отсутствие собственника у вышеуказанного объекта влечет нарушение прав жителей города на получение надлежащего газоснабжения по причине неопределенности его балансовой принадлежности.

Согласно с п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности округа; организация в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 50 Закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для газоснабжения населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Объектом недвижимости, входящим в единую систему газоснабжения, может быть, как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения – газопроводы. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 по делу

Пунктами 1, 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Приведенные нормы закона не предусматривают передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда.

Вместе с тем по смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.

Основанием предъявления требований истец ссылается на то, что подземного газопровода низкого давления протяженностью 0,200 км (<адрес>), находящиеся на территории муниципального образования «Сальское городское поселение» не имеют собственника газовые сети, которые на балансе муниципального имущества муниципального образования «Сальское городское поселение» не состоят, являются бесхозяйными. Отсутствие собственника объектов коммунального хозяйства влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам неопределенного круга лиц – населения муниципального образования «Сальское городское поселение», а поскольку данный объект расположен в административных границах муниципального образования «Сальское городское поселение», отсутствие обращения администрации городского поселения в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о принятии такого объекта на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Сальской городской прокуратурой 16.03.2023 в адрес Главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на выявление, постановку на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйных объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (л.д.11-13), однако до настоящего времени каких-либо действий по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного имущества ответчиком не произведено.

Данные обстоятельства создают опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем, поскольку содержание газовых сетей имеет целью создание благоприятных условий жизнедеятельности человека. В результате того, что участки газопровода являются бесхозяйными, никем не обслуживаются, никто не несет ответственность за их техническое состояние и охрану, становится возможным доступ к ним посторонних лиц, и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, несчастных случаев.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные участки газопровода ведет к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создает угрозу бесперебойному газоснабжению и нарушает права граждан.

Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явится основаниям к иску о запрещении деятельности, создавшей такую опасность.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы истца нашли полное и объективное подтверждение, поскольку обращение прокурора с настоящим иском преследует цель устранения нарушение прав жителей города на получение надлежащего газоснабжения по причине неопределенности его балансовой принадлежности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу обязать Администрацию Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекты подземного газопровода низкого давления протяженностью 0,200 км (<адрес>

Обязать Администрацию Сальского городского поселения организовать надлежащую эксплуатацию бесхозяйного недвижимого имущества объекты подземного газопровода низкого давления протяженностью 0,200 км <адрес>), до признания права собственности.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекты подземного газопровода низкого давления протяженностью 0,200 км (<адрес>

Обязать Администрацию Сальского городского поселения организовать надлежащую эксплуатацию бесхозяйного недвижимого имущества объекты подземного газопровода низкого давления протяженностью 0,200 км (по <адрес>) до признания права собственности.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2023 года.

2-697/2023 ~ М-510/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Сальского городского поселения Ростовской области
Другие
Голощапов Сергей Петрович
Судья
Федякова М.В.
Дело на сайте суда
salsky--ros.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Подготовка дела (собеседование)
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее