03RS0006-01-2020-0026224-68
2-2118/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2021г. г.Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Климиной К.Р.
с участием представителей истцов Гернер Л.В., Гернер Н.В., Гернер Н.В., Гернер Р.В. Губайдуллиной О.Р., Гернер И.М., действующих по доверенности
представителя ответчиков Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа, Администрации ГО г.Уфа Ясавиевой Г.Р., действующей по доверенностям,
при секретаре Маминовой Л.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гернер Л.В., Гернер Н.В., Гернер Н.В., Гернер Р.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об определении долей по договору передачи жилых квартир в совместную собственность равными и включении в наследственную массу
У С Т А Н О В И Л:
Гернер Л.В., Гернер Н.В., Гернер Н.В., Гернер Р.В. обратились с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об определении долей по договору передачи жилых квартир в совместную собственность равными и включении в наследственную массу, указывая в обоснование заявленных требований, что Постановлением Администрации Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан № от 05 августа 1992 года «О передаче квартиры в собственность» на основании договора передачи в собственность квартиры по <адрес> и выданного 27 августа 1992 года Уфимским предприятием технической инвентаризации регистрационного удостоверения, где собственником вышеназванной квартиры указан только гражданин Г.. Однако, указанная квартира передавалась в совместную собственность семьи Г., Г., Гернер Н.В., Гернер Н.В., Гернер Р.В.. ДД.ММ.ГГГГ Г. умер. ДД.ММ.ГГГГ года умерла его жена Г., что подтверждается свидетельствами о смерти. В установленный законом срок, истец Гернер Л.В., обратился в нотариальную контору для оформления наследства после своих родителей на квартиру. Однако, в связи с расхождениями в правоустанавливающих документах, нотариус рекомендовал обратиться в суд для устранения имеющихся расхождений. Истцы, после уточнения требований, просят признать доли Г., Г., Гернер Н.В., Гернер Н.В., Гернер Р.В. по договору передачи жилых квартир в совместную собственность в квартире по адресу: <адрес> равными по 1/5 на каждого. Долю Г. 1/5 в квартире по адресу: <адрес> долю Г./5 в квартире по адресу: <адрес> включить в наследственную массу.
В судебном заседании представители истца требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Ясавиева Г.Р. просила в иске отказать.
Третье лицо нотариус Сухова И.Р., УФРС по РБ, Управление земельных и имущественных отношений в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
Неявившиеся истцы направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, поддерживают заявленные требования.
На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, корреспондирующих ей положение международно –правовых актов, в частности, ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (п.1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (п.10 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной, эффективной.
Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 16 января 1996 г. № 1-П, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
Установлено и подтверждается свидетельством о смерти, выданным сотрудником ЗАГС <адрес>, что ДД.ММ.ГГГГ. умер Г., ДД.ММ.ГГГГ. умерла Г..
После смерти Г. и Г. осталось имущество в виде долей в праве общей собственности в квартире по адресу: <адрес>.
Указанная квартира была передана на основании Постановления Администрации Орджоникидзевского района г.Уфы РБ от 08.08.1992г. № и Договора передачи жилых квартир в совместную собственность № б/н от 11.08.1992г. Г., Г., Гернер Н.В., Гернер Н.В., Гернер Р.В. квартира по адресу: <адрес>.
Однако, 27 августа 1992 года Уфимским предприятием технической инвентаризации было выдано регистрационное удостоверение №, где собственником вышеназванной квартиры указан только гражданин Г..
Указанные противоречия препятствуют включению наследственных долей умерших в наследственную массу.
Справкой от 15.02.2021г. МУП ЕРКЦ подтверждается, что в квартире по адресу: <адрес> до 11 сентября 1992 года были зарегистрированы Г., Г., Г., Гернер Н.В., Гернер Н.В., Гернер Р.В.. Позже вышеуказанные граждане переехали на постоянное место жительство в <адрес>. И с 18 марта 1997 года в данной квартире зарегистрирован Гернер Л.В., сын собственника Г..
В соответствии со ст. 3.1 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
В соответствии с п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 О судебной практике по делам о наследовании» наследники участника общей собственности на жилое помещение, приобретенное в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", вправе наследовать его долю по общим правилам наследственного правопреемства. При этом доля умершего участника совместной собственности на жилое помещение определяется исходя из равенства долей всех участников общей собственности на данное жилое помещение.
Статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место в случае если оно не изменено завещанием.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками по закону являются истцы.
В силу статей 1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять, при этом наследство может быть принято в течение шести месяцев, исчисляемых с даты открытия наследства.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
В нотариальную контору с заявлением о принятии наследства после смерти Г., Г., истцы обратились в установленный срок, что подтверждается копией нотариального дела, представленного в суд, совершили действия, в соответствии с пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с вышеизложенными и установленными обстоятельствами, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гернер Л.В., Гернер Н.В., Гернер Н.В., Гернер Р.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об определении долей по договору передачи жилых квартир в совместную собственность равными и включении в наследственную массу удовлетворить.
Признать доли Г., Г., Гернер Н.В., Гернер Н.В., Гернер Р.В. по договору передачи жилых квартир в совместную собственность в квартире по адресу: <адрес> равными по 1/5 на каждого.
Долю Г. 1/5 в квартире по адресу: <адрес> долю Г. 1/5 в квартире по адресу: <адрес> включить в наследственную массу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Р.Климина
Мотивированное решение изготовлено 21.07.2021г.