Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5017/2023 ~ М-3898/2023 от 07.07.2023

УИД: 63RS0-80

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 октября 2023 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Апудиной Т.Е.,

при помощнике судьи ФИО1,

с участием представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к МБУ детский сад «Золотое зернышко», Администрации г.о.Тольятти об устранении нарушений в области законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом уточнений просит обязать Администрацию городского округа Тольятти в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить финансирование МБУ детский сад «Золотое зернышко», для выполнения работ по оборудованию пандуса и поручней, противоскользящих угловых накладок на ступенях, тактильной мнемосхемы, выполненной шрифтом Брайля внутри помещения МБУ детский сад «Золотое зернышко», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

Обязать МБУ детский сад «Золотое зернышко», в течении 3-ех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию пандуса и поручней, противоскользящих угловых накладок на ступенях, тактильной мнемосхемы, выполненной шрифтом Брайля внутри помещения МБУ детский сад «Золотое зернышко», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.о. Тольятти.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г.о. Тольятти ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика МБУ детский сад «Золотое зернышко» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст.150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии с п. «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1,2, 3, 5, 6, 7 абз.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников); условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В силу абз. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Из материалов дела следует, что <адрес> проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов при эксплуатации здания МБУ детский сад «Золотое зернышко» г.о.Тольятти, расположенного по адресу: <адрес>, б-р 50 лет Октября, <адрес>.

В ходе проведения проверки, установлено, что должностными лицами МБУ детский сад «Золотое зернышко» не принято мер, направленных на предоставление условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, что выразилось в отсутствии пандуса и поручней, мнемосхемы, отображающую информацию о помещении в здании, противоскользящих угловых накладок на ступенях.

<адрес> вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере беспрепятственного доступа инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ.

Заведующей МБУ детский сад «Золотое зернышко» в адрес заместителя прокурора <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений направлена информация о том, что часть нарушений устранены в оперативном порядке, остальные нарушения будут устранены после дополнительного финансирования со стороны департамента образования администрации г.о. Тольятти.

Также, предоставлены сведения о привлечении заведующей хозяйством ФИО4 к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в области беспрепятственного доступа инвалидов.

В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Из материалов дела следует, что МБУ детский сад «Золотое зернышко» не является собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, б-р 50 лет Октября, <адрес>.

Согласно п. 1.4 Устава МБУ детский сад «Золотое зернышко» учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование – городской округ Тольятти. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На основании части 4 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Таким образом, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Соответственно, даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Представитель ответчика администрации г.о. Тольятти возражала против удовлетворения иска, однако по существу выявленные нарушения не оспаривала. Доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения дела суду не предоставила.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа в помещение МБУ детский сад «Золотое зернышко», чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

В части заявленных прокурором требований к администрации г.о. Тольятти суд отмечает следующее.

Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее-БК) установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи Кодекса.

Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного само прав 1ения выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные о общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории РФ.

Установленные главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации»)

В силу статьи 65 БК РФ формирование расходов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 1 статьи 84 БК РФ расходные обязательства РФ возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ.

Из анализа вышеуказанных положений закона следует, что понуждение органа местного самоуправления к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета - администрации городского округа <адрес> на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к его компетенции, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Таким образом, возложение на администрацию городского округа Тольятти обязанности организовать финансовое обеспечение на устранение нарушений законодательства является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность данного органа, поскольку в силу прямого указания закона последний самостоятельно определяет последовательность выделения денежных средств на определенные нужды в связи с их значимостью и лимитом бюджетных средств, в связи с чем суд в удовлетворении требований к администрации г.о. Тольятти отказывает.

Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ч. 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В силу требований ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить срок устранения выявленных нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов - в течение 3 месяцев со дня поступления финансирования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

2-5017/2023 ~ М-3898/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Центрального района г. Тольятти
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти Самарской области
МБУ ДС № 90 "Золотое зернышко"
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Апудина Т.Е.
Дело на сайте суда
centralny--sam.sudrf.ru
07.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2023Подготовка дела (собеседование)
11.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее