Судья: Сериков В.А. Гр. дело № 33-6044/2022
(номер дела суда первой инстанции 2-1245/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июня 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Ивановой Е.Н.,
судей – Ефремовой Л.Н., Желтышевой А.И..,
при помощнике судьи – Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Е.В. к ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Самарской области о назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Даниловой Е.В. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 3 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Данилова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Самарской области о назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование иска указано, что 10.08.2021 г. истец обратилась в ГУ-УПФР в Центральном районе г.о.Тольятти с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
10.11.2021 г. ответчик отказал истцу в назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого стажа – 30 лет, указав, что специальный стаж на дату обращения составил 28 лет 00 месяцев 03 дня.
Истец считает отказ в назначении пенсии необоснованным, поскольку полагает, что у нее имеется необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Истец указывает, что в ее специальный стаж засчитаны периоды работы: с 15.01.1997 года по 14.07.1997 года в должности <данные изъяты> Подстепкинского амбулаторного отделения; с 15.07.1997 года по 16.03.1998 года в должности <данные изъяты> Подстепкинской амбулатории; с 28.11.2001 года по 18.03.2007 года в должности <данные изъяты> Подстепкинской амбулатории; с 19.03.2007 года по 14.10.2008 года в должности <данные изъяты> в амбулатории села Подстепки; с 15.10.2008 года по 09.08.2021 года в должности <данные изъяты> в отделении общей врачебной (семейной) практики села Подстепки. Указанные периоды работы засчитаны ответчиком в специальный стаж как работа в сельской местности. В календарном исчислении стаж составляет 24 года 6 месяцев 29 дней, а в льготном исчислении – 30 лет 8 месяцев 14 дней.
Истец также указала, что ею предоставлялась в пенсионный орган справка о том, что она в период с 08.04.1976 года по 24.08.993 года проживала в зоне воздействия радиации катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на выход на пенсию с уменьшением пенсионного возраста.
На основании изложенного, истец просила назначить ей досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 10.08.2021 года.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 3 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Даниловой Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе Данилова Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В заседании судебной коллегии истец Данилова Е.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Самарской области по доверенности Растопшина Т.Д. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражение на доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 30 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 "н" постановления Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяются: Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года; а для учета деятельности, имевшей место с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно - Список должностей и учреждений, правила исчисления периодов работу, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066; для учета деятельности, имевшей место с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно - Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464; для учета деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года - Перечень учреждений, организаций и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусматривалось право врачей и среднего медицинского персонала на пенсию за выслугу лет независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
На основании п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подп. "б" п. 5 Правил).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Судом установлено, что 10.08.2021 года Данилова Е.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 28.04.2021 года № 119п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации» ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти (межрайонное) с 01.10.2021 года реорганизовано путем присоединения к ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области.
Решением ГУ - ОПФР по Самарской области от 10 октября 2021 года № 50454221 в назначении пенсии Даниловой Е.В. отказано ввиду отсутствия необходимого стажа: на момент обращения специальный стаж составил 28 лет 00 месяцев 03 дня.
В специальный страховой стаж Даниловой Е.В. для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ответчиком были включены следующие периоды работы: с 15.01.1997 года по 14.07.1997 года в должности <данные изъяты> Подстепкинского амбулаторного отделения; с 15.07.1997 года по 16.03.1998 года в должности <данные изъяты> Подстепкинской амбулатории; с 28.11.2001 года по 18.03.2007 года в должности <данные изъяты> практики села Подстепки. Указанные периоды работы засчитаны в специальный стаж как работа в сельской местности, в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца). В специальный стаж в календарном исчислении засчитан период работы с 12.05.1997 года по 10.04.2000 года в должности медицинской сестры взрослого инфекционного отделения № 5 Городской больницы № 5 «МедВАЗ».
Спорных периодов работы не имеется, о включении каких-либо дополнительных периодов работы в специальный стаж истица не просила.
С учетом всех указанных периодов работы, как в сельской местности, так и в городе специальный страховой стаж истицы на момент обращения составил 28 лет 00 месяцев 03 дня, при требуемом стаже – 30 лет. Из них: 26 лет 1 месяц 4 дня продолжительность специального страхового стажа с учетом льготного исчисления за работу в сельской местности и 1 год 10 месяцев 29 дней – специальный стаж, засчитанный за работу в городе в календарном исчислении.
Подробный расчет стажа приведен в служебной записке начальника отдела контроля назначения пенсий ОПФР от 14.01.2022 года, приобщенной к материалам дела. Данный расчет проверен судом и признан верным.
Суд также указал, что если принимать во внимание работу только в сельской местности, то специальный стаж истицы составит, с учетом исчисления периода работы до 01.11.1999 года в льготном исчислении (1 года работы за 1 год и 3 месяца), 23 года 2 месяца 12 дней, в том числе: 3 года 6 месяцев в льготном исчислении (до 01.11.1999 года) и 19 лет 8 месяцев 12 дней в календарном исчислении (после 01.11.1999 года), что менее требуемых 25 лет.
Расчет специального стажа, приведенный истцом в исковом заявлении, суд отклонил, поскольку стаж исчислен неверно.
Прии этом, судом указан, что факт проживания Даниловой Е.В. в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (на территории, подвергшейся загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) на назначение досрочной страховой пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» значения не имеет. при этом судом установлено, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, предусмотренное ст. 33 Закона РФ от 15.05.991 года № 1244-1 возникает у истицы не ранее 21.10.2027 года.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что оснований для назначения Даниловой Е.В. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения на момент рассмотрения ответчиком соответствующего заявления истицы не имелось ввиду отсутствия требуемого стажа. В связи с чем, иск удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, вынесенным на основании установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, с правильным применением норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца имеется необходимый специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, не заслуживают внимания, как несостоятельные.
Истцом не заявлялись требования о включении каких-либо периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Как видно из материалов дела, ряд периодов работы истца включены ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца, некоторые периоды включены в календарном исчислении. В данной части спора нет.
Спор возник в связи с несогласием истца с расчетом специального стажа, произведенного ответчиком.
Ответчиком в материалы дела представлен подробный расчет специального медицинского стажа истца, в соответствии с которым у истца отсутствует требуемый 30-летний стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости (работа истца протекала как в сельской местности, так и в городе), а также расчет стажа с учетом проживания или работы истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (ст.ст.33, 34, 35 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в соответствии с которым право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста наступает не ранее 21.10.2027 г.
Правильность которого проверена судом первой инстанции. С данным расчетом соглашается судебная коллегия.
При этом суд первой инстанции правильно указал, работа или проживание истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не влияет на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.
Истец ошибочно полагает, что требуемый стаж работы истца в сельской местности должен составлять 25 лет и при этом периоды работы должны исчисляться в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца.
У истца имеет место смешанный стаж (город и сельская местность), где стаж должен составлять не менее 30 лет с применением льготного порядка исчисления стажа.
Как указано выше, у истца отсутствует требуемый 30 –летний стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с медицинской деятельностью.
Согласно Разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Таким образом, если учитывать стаж работы истца только в сельской местности, то требуется специальный 25-летний стаж работы истца без возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы. В таком случае, у истца отсутствует 25-летний специальный медицинский стаж.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на ошибочном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Основываясь на изложенном, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 3 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Даниловой Е.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: