7п-178
Р Е Ш Е Н И Е
7 сентября 2023 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Буряк Ю.В., рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области К. на постановление судьи .. от 10 августа 2023 года,
установил:
постановлением судьи .. от 10 августа 2023 года Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – ФКУ ИК № УФСИН России по Архангельской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Законный представитель - начальник ФКУ ИК № УФСИН России по Архангельской области К. в жалобе указывает, что данное нарушение не несет существенной угрозы охраняемым общественным интересам, совершено впервые и является малозначительным. Обращает внимание, что ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области финансируется за счет средств федерального бюджета, заявляет об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. Просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.
В возражениях на жалобу и.о. прокурора Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Б. просит постановление суда как законное и обоснованно оставить без изменения, жалобу ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области – без удовлетворения.
ФКУ ИК № УФСИН России по Архангельской области, его представитель П. о времени и месте рассмотрения жалобы извещены 29 августа 2023 года, Архангельский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Р. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом 28 августа 2023 года.
Представители ФКУ ИК № УФСИН России по Архангельской области Г., Д., Л. поддержали доводы жалобы, указав о малозначительности деяния, отсутствии умысла на неисполнение требования прокурора. Ошибочное направление документов на иной адрес электронной почты не повлекло неисполнение требования, т.к. все запрашиваемые документы были получены прокурором в срок. Также обращали внимание на допущенную прокуратурой описку в запросе при указании фамилии осужденного, истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, выслушав участников, прихожу к следующим выводам.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, для юридических лиц за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 названного Закона.
Пунктом 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре установлено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с названным Законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Как следует из представленных материалов заместителем прокурора Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях З. 10 мая 2023 года в целях выявления в поднадзорных учреждениях возможных фактов нарушения прав осужденных, на основании ст. 6, 33, 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в адрес начальника ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области направлено требование № о предоставлении посредством электронной почты arhiu@29.mailop.ru с досылом почтой либо нарочно информации и документов по обращению осужденного Незговорова М.Ю., срок исполнения определен 12 мая 2023 года.
Данное требование получено ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области 10 мая 2023 года, зарегистрировано за номером 1456 (л.д. 50).
Согласно объяснений врио начальника ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области Г. информация по требованию от 10 мая 2023 года за № направлена была в прокуратуру в установленный срок 12 мая 2023 года на электронную почту yandex, на электронную почту mailop пакет документов был направлен 15 мая 2023 года. Факт неисполнения законных требований должностным лицом не оспаривается.
Запрашиваемые прокуратурой материалы были зарегистрированы в ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области 15 мая 2023 года исх.№ и представлены в прокуратуру 18 мая 2023 года, то есть в нарушение установленного в требовании срока (до 12 мая 2023 года).
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств (ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ).
Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 мая 2023 года; требованием № от 10 мая 2023 года (л.д.37); сопроводительным письмом от 15 мая 2023 года, справкой от 11 мая 2023 года, справкой по личному делу осужденного от 11 мая 2023 года, повторным требованием от 17 мая 2023 года, сообщением от 19 мая 2023 года, объяснениями врио начальника ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области Г., а также иными материалами дела.
Таким образом, ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.7 КоАП РФ.
При этом законность требования прокурора сомнений не вызывает.
Требование прокурора вытекало из его полномочий, перечисленных в статье 33 Закона о прокуратуре, и в силу пункта 1 статьи 22 данного закона он имел право требовать от руководителя Учреждения представления необходимых сведений.
Учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, что свидетельствует о наличии вины указанного юридического лица в совершении вмененного административного правонарушения применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Ссылка в жалобе о направлении ответа на требование 12 мая 2023 года по адресу электронной почты arhprokiu@yandex.ru, а также посредством «WhatsApp» не может расцениваться как исполнение требования прокурора, поскольку данный адрес электронной почты и мессенджер «WhatsApp» не были указаны в требовании прокурора, то есть направление ответа данными видами связи не предусматривалось. В требовании было конкретно указано о направлении ответа на адрес электронной почты arhiu@29.mailop.ru (в тема: «для С. по Несговорову») с досылом почтой либо нарочно.
Надлежащий адрес электронной почты служит целям доведения необходимой информации до исполнителя для своевременного принятия мер прокурорского надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации.
Доказательств того, что у ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области не имелось безусловной возможности для своевременного выполнения законных требований должностного лица, в представленных материалах не имеется.
В данном случае у юридического лица имелась возможность для исполнения требований прокурора (на выполнение требования было предоставлено три рабочих дня), но не были приняты все зависящие меры по их исполнению, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Юридическое лицо должно организовать и контролировать работу своих сотрудников таким образом, чтобы исключить возможность нарушения ими установленных норм и правил.
Учреждением должный контроль за бездействием подчиненных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени Учреждения не осуществлен, мер к недопущению нарушения законодательства не принято.
При таких обстоятельствах действия ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области правильно квалифицировано судом первой инстанции по статье 17.7 КоАП РФ.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения относится к оценочной категории, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Совершенное ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области правонарушение посягает на институты государственной власти в виде реализации должностным лицом, действующим от имени и в интересах государства, предоставленных ему законодательством полномочий, что свидетельствует о наличии существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, составляет 90 календарных дней.
Срок исполнения требования прокурора был обозначен 12 мая 2023 года включительно, следовательно, на день вынесения решения 10 августа 2023 года не истек.
Постановление вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено юридическому лицу в пределах санкции статьи 17.7 КоАП РФ в минимальном размере.
Избранный вид и размер административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения ФКУ ИК№ УФСИН России по Архангельской области новых правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судьей соблюден.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 и ст. 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление судьи .. от 10 августа 2023 года оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» К. – без удовлетворения.
Судья Ю.В. Буряк