Дело № 12-40/2022
Р Е Ш Е Н И Е
17 февраля 2022 года г. Тотьма
Судья Тотемского районного суда Вологодской области Бердникова Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя должностного лица Протченко А.В. по доверенности Коробовой П.Н. на постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области от 12.08.2021 № 20/65 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Представитель руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. по доверенности Коробова П.Н. обратилась в суд с жалобой на постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 12.08.2021 № 20/65 о привлечении руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в виде предупреждения.
В обоснование требований указано, что постановление вынесено с нарушением требований законодательства РФ. Заготовку древесины в квартале № выделах № лесная дорога <адрес> на основании договора подряда от 15.09.2019 № Д 45605 осуществляло ООО «Свеза Ресурс». Согласно условий договора подряда предусмотрена ответственность подрядчика при нарушении требований лесного законодательства. Подрядчик обязан соблюдать требования лесного законодательства. ООО «Свеза Ресурс» несет ответственность в процессе заготовки леса и в процессе подготовки лесосек после окончания рубки леса. Протченко А.В. не является субъектом административного правонарушения по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, т.к им не осуществлялась заготовка, а следовательно не могли быть нарушены положения ЛК РФ, Правила пожарной безопасности в лесах. В постановлении № 20/65 не указано, какие порубочные остатки оставлены, как именно они находятся на лесосеке, ширина вала с порубочными остатками не указана, на каком расстоянии от стенки леса находятся валы с порубочными остатками. Не учтен тот факт, что ширина дороги 15 м и порубочные остатки вдоль лесной дороги не могут быть убраны иначе как вал, кучу. Отсутствует объект правонарушения, т.к нет данных, указывающих на то, что именно из п.27б Правил пожарной безопасности в лесах нарушено. На 28.05.2021 у сотрудников лесничества до момента составления протокола об административном правонарушении не было оснований запрашивать у НАО «СВЕЗА Новатор» данные о должностном лице. Сотрудниками лесничества может быть проведен федеральный государственный лесной контроль (лесная охрана), по результатам которого вправе составлять протокол по делу об административном правонарушении. Осмотр лесосек не является лесным надзором. Порядок осмотра лесосек не содержит в себе оснований для привлечения к административной ответственности, проводится в рамках договора аренды, который не содержит в себе привлечение к административной ответственности. Не предусмотрено составление протоколов по делу об административном правонарушении в рамках осмотра лесосеки. Акт осмотра лесосеки от 28.05.2021 составлен с нарушениями установленных требований, не соответствует ст.27.8 КоАП РФ. В основу вины Протченко А.В. положены недопустимые доказательства. Имеются основания для прекращения производства по делу в виду отсутствия состава правонарушения.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Протченко А.В. и его защитник Коробова П.И., а также начальник Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабурова Е.В. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно постановления от 12.08.2021 по делу № 20/65 вынесенного начальником Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В., руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения, за то что 28.05.2021 г. в 12 час. 05 мин. в ходе проведения осмотра дороги в квартале № выделах № <адрес>, на площади 0.18 га, НАО «СВЕЗА Новатор» в лице руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА Лес» Протченко А.В. не произвело работы по очистке лесосеки на период пожароопасного сезона, порубочные остатки оставлены вдоль дороги на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, чем нарушен п.п «б» п.27 «Правил пожарной безопасности в лесах», утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614. Порубочные остатки расположены вплотную к прилегающим лесным насаждениям. Должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства, является руководитель направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В., который в соответствии с доверенностью и должностной инструкцией уполномочен совершать от имени НАО «СВЕЗА Новатор» действия, направленные на получение исполнения по сделкам, заключенным НАО «СВЕЗА Новатор», в т.ч по договорам подряда. Он обязан обеспечивать координацию и контроль работы подрядных организаций на собственной аренде лесных участков, исполнять требования законодательных нормативно-правовых актов в лесной сфере и в сфере охраны природы и окружающей среды, в т.ч регулирующее использование лесов, заготовку древесины, проведение рубок лесных насаждений, пожарную безопасность в лесах. У него имелась возможность соблюдения лесного законодательства, но не были предприняты все зависящие от него меры по его соблюдению.
Как следует из акта осмотра лесосеки от 28.05.2021 проведен осмотр места осуществления лесосечных работ <данные изъяты> К.М.Ю, на территории <адрес>, в квартале № выделах № дорога, установлено, что на площади 0.18 га порубочные остатки оставлены вдоль обеих сторон дороги на всем протяжении, вплотную к лесным насаждениям на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений. Способ очистки лесосеки от порубочных остатков, установленный технологической картой, установить не представилось возможным, поскольку технологическая карта лесосечных работ на проверяемую дорогу не представлена. Присутствующий при осмотре Т.А.В. технологической картой не располагал. Акт подписан мастером по отводу лесосек М.А.А., имеется запись, что «порубочные остатки уложены в кучи, валы менее 3 м, приказа на осмотр нет».
Выявленное нарушение послужило основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении должностного лица руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В
В соответствии с договором аренды лесного участка № 06-01-05/72-2017 от 19.10.2017 НАО «СВЕЗА Новатор» приняло во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, в т.ч расположенный в <адрес> квартал №. В соответствии с п.п. «б» п.12 договора аренды арендатор обязался использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством РФ и настоящим договором.
Согласно ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2021 № 421 начало пожароопасного сезона на территории Вологодской области установлено с 26.04.2021.
В соответствии с п. «б» п.27 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Из буквального толкования положения данного пункта Правил следует, что укладка порубочных остатков в кучи или валы на лесосеке должна осуществляться на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, независимо от целей укладки (для перегнивания, сжигания или разбрасывания). Поэтому не обоснованы доводы жалобы о том, что при укладке порубочных остаток в валы и кучи не требуется соблюдения необходимого расстояния до прилегающих лесных насаждений. То, что на лесосеке находились порубочные остатки, никем не отрицалось.
В соответствии с разделом 4 «Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения» утв. приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 " очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах.
Установлено, что должностным лицом ответственным в области лесопользования НАО «СВЕЗА Новатор» является руководитель направления «Лесоуправления» ООО «СВЕЗА Лес» - Протченко А.В., что подтверждается ответом НАО «СВЕЗА Новатор» на определение об истребовании сведений от 25.06.2021, приказом о приеме на работу, должностной инструкцией от 01.03.2021.
То что, документы лесничеством запрошены у арендатора лесного участка НАО «СВЕЗА Новатор» в форме определения об истребовании сведений еще до возбуждения дела об административном правонарушении не свидетельствуют о незаконности представленных в ответ документов и последующем возбуждении на основании них дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Протченко А.В. У НАО «СВЕЗА Новатор» по штатному расписанию отсутствуют должности, ведущие работу по лесозаготовке и лесопроизводству, поэтому для определения надлежащего субъекта, ответственного за выявленные 28.05.2021 при осмотре лесосеки нарушения необходимы были сведения об ответственном лице за соблюдением требований законодательства при заготовке и рубке древесины на арендованных НАО «СВЕЗА Новатор» лесных участках.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от имени НАО «СВЕЗА Новатор» вправе действовать без доверенности ООО «СВЕЗА Лес».
Протченко А.В., является генеральным директором ООО «СВЕЗА Ресурс», и руководителем направления «Лесоуправления» ООО «СВЕЗА Лес», имеет доверенность на представление интересов в т.ч НАО «СВЕЗА Новатор». В соответствии с должностной инструкцией руководителем направления «Лесоуправления» ООО «СВЕЗА Лес», с которой ознакомлен 01.03.2021 Протченко А.В., он обязан обеспечивать координацию и контроль работы подрядных организаций на собственной аренде лесных участков ( п.5.), исполнять требования законодательных нормативно-правовых актов в лесной сфере и в сфере охраны природы и окружающей среды, в т.ч регулирующее использование лесов, заготовку древесины, проведение рубок лесных насаждений, пожарную безопасность в лесах ( п.18).
Таким образом, Протченко Н.В. является лицом, ответственным за соблюдение требований к порядку проведения рубок лесных насаждений в лесных участках, переданных в аренду НАО «СВЕЗА Новатор» по договору аренды от 19.10.2017.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Полагаю, что вина Протченко А.В. как должностного лица ответственного за исполнение должностных обязанностей по соблюдению требований законодательства, регулирующего заготовку древесины, проведение рубок лесных насаждений, пожарную безопасность в лесах, по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ нашла подтверждение в ходе рассмотрения жалобы и подтверждаются исследованными в ходе разбирательства и изложенными в постановлении должностного лица доказательствами, а именно: протоколом по делу об административном правонарушении, актом осмотра лесосеки с фототаблицей, договором аренды лесного участка, лесной декларацией, должностной инструкцией, ответом на определение об истребовании доказательств, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает и которые в совокупности с другими материалами дела, доказывают виновность Протченко А.В.
Согласно договору аренды от 19.10.2017 НАО «СВЕЗА Новатор» является арендатором лесного участка и обладает исключительным правом на заготовку древесины на указанном лесном участке. Таким образом, обладая правом аренды лесного участка, НАО «СВЕЗА Новатор» обязано в первую очередь соблюдать все законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с ЛК РФ. Установлено, что НАО «СВЕЗА Новатор» как арендатор лесного участка несет ответственность за исполнение обязанностей лесопользователя.
В силу ч.1 ст.99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Протченко А.В. как уполномоченным должностным лицом допущено бездействие в части осуществления должного контроля за действиями подрядчика по заготовке древесины в арендованных НАО «СВЕЗА Новатор» лесных участках, не приняты все зависящие меры по соблюдению действующего законодательства, регулирующего заготовку древесины в РФ и пожарную безопасность в лесах.
Оснований считать составленный акт осмотра лесосеки от 28.05.2021 недопустимым доказательством по делу не имеется, т.к. акт составлен до возбуждения дела об административном правонарушении, а поэтому на данный документ не распространяются требования, установленные ст.27.8 КоАП РФ. Акт осмотра лесосеки не является протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, поскольку меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применялись.
В силу ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Следовательно, акт осмотра лесосеки составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства и в полной мере отвечает допустимости данного доказательства в соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ.
Осмотр лесосеки после выполнения арендатором лесного участка лесосечных работ, порядок и результаты осмотра лесосеки проводятся в соответствии с требованиями, изложенными в приказе Минприроды России от 27.06.2016 N 367.
Поэтому не обоснованы доводы жалобы на нарушение требований при проведении осмотра лесосеки «Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» утв. Приказом Минприроды России от 12.04.2016 N 233, поскольку в настоящем случае должностным лицом лесничества не осуществлялся федеральный государственный лесной надзор, а проводился осмотр лесосеки, на которой осуществлены лесосечные работы по договору аренды от 19.10.2017 в соответствии с лесной декларацией № 2 от 24.12.2019 со сроком окончания заготовки 03.01.2021, в соответствии с приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367.
Обнаруженные при осмотре лесосеки нарушения, отраженные в акте осмотра от 28.05.2021, явились поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и не требовали дополнительного проведения контрольных мероприятий в рамках государственного федерального лесного надзора.
В силу ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 8.32 КоАП РФ вправе составлять должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
То, что составляют протокола по делам об административных правонарушений и рассматривают дела об административных правонарушениях по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) не свидетельствует о том, что 28.05.2021 в квартале № выделе № <адрес> в отношении НАО «СВЕЗА Новатор» проводился федеральный государственный лесной надзор.
Каких-либо существенных нарушений закона при составлении протокола об административном правонарушении, которые являлись бы основанием для признания его недопустимым доказательством, допущено не было.
Объективная сторона правонарушения в обжалуемом постановлении описана надлежащим образом.
То, что выявленные нарушения при осмотре лесосеки являются и нарушениями условий договора аренды лесного участка не свидетельствует о том, что НАО «СВЕЗА Новатор» подлежит привлечению только в гражданской ответственности и не исключает возможности привлечения к административной ответственности за выявленные при осмотре лесосеки нарушения уполномоченного должностного лица.
Оценивая представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, назначено минимальное наказание по санкции статьи. Правомерно учтено отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника Тотемского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Вологодской области Сабуровой Е.В. от 12.08.2021 № 20/65 вынесенное в отношении руководителя направления «Лесоуправление» ООО «СВЕЗА-Лес» Протченко А.В. по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя по доверенности Коробовой П.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тотемский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.О.Бердникова