УИД 66RS0№-21
Гражданское дело №2-70/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тавда 15 января 2024 года
мотивированное решение от 22 января 2024 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Рудаковской Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Сусловой Е.А.,
с участием прокурора Таборинского района Абдрахимова Д.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кузнецовского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации ФИО1 сельского поселения, в котором просит обязать администрацию ФИО1 сельского поселения ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, д. Кузнецово, <адрес> – 1, с кадастровым номером № до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в деятельности администрации ФИО1 сельского поселения. В ходе обследования земельного участка по адресу: <адрес>, д. Кузнецово, <адрес> – 1, с кадастровым номером 66:26:1801002:336, находящегося вблизи здания, расположенного по адресу: <адрес>, д. Кузнецово, <адрес>, выявлено несанкционированное размещение твёрдых бытовых отходов. Наличие несанкционированной свалки подтверждается материалами проверки, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотоснимками. Ответчиком в результате неисполнения предоставленных полномочий по организации по накоплению, в том числе, раздельному накоплению, и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, нарушаются интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории ФИО1 сельского поселения влечёт загрязнение окружающей природной среды, а также может повлечь иные тяжкие последствия – причинение вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Прокурор ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации ФИО1 сельского поселения в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждено почтовым уведомлением о вручении, об уважительной причине не явки не сообщил и не просил об отложении дела.
В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пункту 18 статьи 6, пункту 41 статьи 29 Устава ФИО1 сельского поселения Таборинского муниципального района <адрес>, утвержденного ФИО1 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения и к полномочиям администрации поселения относятся в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в деятельности администрации ФИО1 сельского поселения.
В ходе проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства об охране окружающей среды, об обращении с отходами производства, прокуратурой установлено, что по результатам обследования, проведённого на земельном участкепо адресу: <адрес>, д. Кузнецово, <адрес> – 1, с кадастровым номером 66:26:1801002:336, находящегося вблизи здания, расположенного по адресу: <адрес>, д. Кузнецово, <адрес>, выявлено несанкционированное размещение твёрдых бытовых отходов, а именно: бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, отходы деревообработки (опил и срезка), картонные коробки, и др.
Наличие несанкционированной свалки подтверждается материалами проверки, в том числе, актом визуального обследования от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотоснимками.
Согласно письменному объяснению заместителя главы администрации ФИО1 сельского поселения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время проводятся работы по ликвидации несанкционированной свалки размещенной на территории д. Кузнецово, <адрес>. Работы по утилизации несанкционированной свалки будут завершены при возникновении благоприятных условий. Кроме того, для проведения соответствующих работ отсутствует специальная техника.
На день рассмотрения дела администрацией ФИО1 сельского поселения доказательств ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, д. Кузнецово, <адрес> – 1, с кадастровым номером 66:26:1801002:336, суду не представлено.
В силу положений части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, администрацией ФИО1 сельского поселения в нарушение требований статей 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, не осуществлена охрана земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, в том числе, не приняты меры пожарной безопасности, не обеспечено соблюдение экологических, санитарно-гигиенических правил, нормативов, допущено загрязнение, захламление почвы на указанном земельном участке.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что земельный участок, на которых непосредственно находится несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, относится к территории ФИО1 сельского поселения.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 24.6 указанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории <адрес>, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории <адрес>, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов расположенных на территории <адрес>, в соответствии с федеральным законодательством участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, является исключительной компетенцией муниципальных образований, а в силу части 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных округов, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности по организации ликвидации несанкционированного размещения твердых отходов производства и потребления на администрацию ФИО1 сельского поселения являются обоснованными, поскольку из системного толкования всех вышеизложенных нормативных правовых актов следует, что органы местного самоуправления не освобождены от участия в организации деятельности в области обращения с твердыми бытовыми отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, поскольку неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с твердыми бытовыми отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Существование установленного судом несанкционированного места размещения твёрдых коммунальных отходов в границах ФИО1 сельского поселения подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределённого круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их жизни и здоровью, в связи с чем, требование прокурора <адрес> обосновано, к надлежащему ответчику и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при вынесении ФИО1 по рассматриваемому делу с возложением на ответчика обязанности совершить определенные действия, считает необходимым установить срок исполнения ФИО1 суда - до ДД.ММ.ГГГГ, который находит разумным.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при установлении срока, в течение которого вынесенное ФИО1 должно быть исполнено, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Таким образом, именно на ответчика возлагается обязанность представлять доказательства невозможности исполнения ФИО1 суда в предложенные истцом сроки и обосновать разумность предложенного стороной ответчика срока исполнения судебного ФИО1.
Однако, каких-либо доказательств того, что в установленный срок не представится возможным исполнить ФИО1 суда, стороной ответчика суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Таборинского района, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Кузнецовского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, удовлетворить.
Возложить на администрацию ФИО1 сельского поселения обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления на земельном участке, находящемсяпо адресу: <адрес>, д. Кузнецово, <адрес> – 1, кадастровый №.
ФИО1 может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия ФИО1 судом в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, путём подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд <адрес>.
Председательствующий подпись Е.Н. Рудаковская