Дело № 12-39/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Судья Канашского районного суда Чувашской Республики Яковлева Т.А., рассмотрев жалобу Александровой Л.А. на постановление старшего государственного инспектора труда П. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении директора ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александровой Л.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Чувашской Республие П. от ДД.ММ.ГГГГ № директор ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александрова Л.А. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александрова Л.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Канашский районный суд Чувашской Республики с жалобой на вышеуказанное постановление, в соответствии с которой, не оспаривая допущение нарушений норм трудового законодательства, считала вышеуказанное постановление в части назначения вида административного наказания необоснованным и подлежащим изменению. Полагала, что при рассмотрении дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором труда не были в полной мере всесторонне, полно и объективно соблюдены условия индивидуализации назначения административного наказания, поскольку административное правонарушение ею было совершено впервые, какого-либо вреда здоровью либо угрозы жизни и здоровью работников не наступило, имущественный ущерб также не причинен. Кроме того, в настоящее время указанные в обжалуемом постановлении нарушения трудового законодательства устранены, и в трудовой договор включены условия труда на рабочем месте. ООО «Медицинский центр «Ультрамед» является субъектом малого и среднего предпринимательства. Ссылаясь на ч. 3 ст. 3.4, ч. 3 ст. 1.4, ч. 1 ст. 4.1.1, 24.1 КоАП РФ просила изменить назначенное наказание на административное наказание в виде предупреждения.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, директор ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александрова Л.А. при наличии надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась, просила рассмотреть жалобу без ее участия, доводы, изложенные в жалобе поддержала.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, П. на рассмотрение жалобы не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена должным образом.
Изучив материалы дела, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, оценив их на предмет относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу положений ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 4 ст. 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 22 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 61 Трудового кодекса РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе или поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.
В силу ст. 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Письмом Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте» разъяснено, что отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 01 января 2014 года осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России пот 26.04.2011 № 342-н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не рехе одного раза в пять лет. Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ. Необходимо учитывать, что условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для внесения в трудовой договор согласно статьи 57 ТК РФ.
При рассмотрении жалобы директора ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александровой Л.А. установлено, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка исполнения трудового законодательства ООО «Медицинский центр «Ультрамед». В ходе проверки установлено, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Медицинский центр «Ультрамед» и Д. был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым последняя принята на работу в качестве медицинской сестры, при этом выявлен факт невключения в указанный трудовой договор сведения об условиях труда на рабочем месте.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александровой Л.А. по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ вышеуказанное постановление было направлено для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике.
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александрова Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия должностного лица образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; постановление по делу является законным и обоснованным, оно вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо противоречий в представленных доказательствах и сомнений относительно виновности директора ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александровой Л.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу постановления должностного лица, при производстве по делу не допущено.
В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления виновного лица как о дате и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, так и времени и месте рассмотрения его должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении.
Санкция ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Рассматривая доводы директора ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александровой Л.А. в части изменения вида административного наказания судья приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Из части 3 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее по тексту цитируемых норм - их работники), устанавливаются этим Кодексом.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 этого Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 1563-О).
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Общество с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Ультрамед» является микропредприятием с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, директор ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александрова Л.А. к административной ответственности ранее не привлекалась, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, вменяемое правонарушение не относится к указанным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ и части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, при наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможно применение статьи 3.4 КоАП РФ и изменение назначенного должностному лицу административного наказания на предупреждение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Жалобу Александровой Людмилы Арсентьевны удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Чувашской Республие П. от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении Александровой Л.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, изменить в части вида административного наказания.
Назначить директору ООО «Медицинский центр «Ультрамед» Александровой Л.А. с применением статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.А. Яковлева