Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-247/2020 от 04.08.2020

УИД 24МS0111-01-2020-003968-86                    Дело № 5-247/2020

постановлениЕ

06 августа 2020 года                     город Норильск Красноярского края

Судья Норильского городского суда Красноярского края Курунин Сергей Васильевич с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - государственного инспектора отдела по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Енисейского управления Ростехнадзора» А.О.М., защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Т.А.В. и С.Д.Ю.., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания», юридический адрес: <адрес>, ОГРН , ИНН ,

установил:

Акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (далее также – АО «НТЭК») осуществляя производственную деятельность на опасном производственном объекте - паропроводе «ТЭЦ-1 – Медный завод» с регистрационным номером 141, нарушило требования промышленной безопасности, предусмотренные пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и пунктами 10, 11, 69, 76, 192, подпунктами «е», «ж», «л» пункта 218, пунктом 219, подпунктом «в» пункта 334, пунктами 337, 349, 362, пунктом 5 Приложения 2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 №116, что выразилось в следующем.

При проведении проверки с 14 часов 00 минут 06.07.2020 до 15 часов 00 минут 27.07.2020 минут МТУ Ростехнадзора установлено, что: в паспорте паропровода «ТЭЦ-1 – Медный завод» с регистрационным номером 141 отсутствуют достоверные сведения о замене арматуры в процессе эксплуатации; не в полном объеме проведена экспертиза промышленной безопасности указанного опасного производственного объекта; не соблюдается график осмотра паропровода района теплоснабжения на 2020 год; не соблюдается график планово-предупредительных ремонтов наружных паропроводов района теплоснабжения на 2020 год; отсутствует итоговая документация по результатам выполненных работ по замене участка паропровода в районе Зуб-горы согласно записи в паспорте паропровода от 07.07.2010, подтверждающая качество работы с применением сварки; отсутствуют инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением; слесарь по обслуживанию тепловых сетей М.Е.А. не ознакомлен под роспись с производственной инструкцией по эксплуатации и обслуживанию паропровода; в акте проведения комиссионного наружного осмотра паропровода от 03.09.2019 в комиссии отсутствует ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением М.С.А., акт комиссионно не подписан всеми участниками; состояние элементов неподвижных и промежуточных опор паропровода в районах Медного завода, реки Щучья, озера Долгое, дворца спорта «Арктика», Пиковой котельной неудовлетворительное – опорно-ригельные части паропровода имеют просадки и разрушения; паропровод не находится в проектном положении (не лежит на опоре) в районе озера Долгое; наблюдаются смещения от проектного положения оси паропровода в районе озера Долгое; на дренажных вентилях отсутствуют указатели направления вращения в сторону закрывания и в сторону открывания, а также номер или условное обозначение в соответствии с технологической схемой в районе Медного завода и озера Долгое; не обеспечена герметичность фланцевых соединений на задвижках в районе Медного завода; поврежден дренажный трубопровод в районе озера Долгое; допускается эксплуатация паропровода при наличии на нём посторонних предметов (завален металлоломом, грунтом, мусором в районах Пиковой котельной, <адрес>, озера Долгое, Медного завода, реки Щучья), что не обеспечивает его безопасное обслуживание, осмотр и ремонт; отсутствует антикоррозийное покрытие на видимых участках паропровода; допускается эксплуатация паропровода с повреждением и частичным отсутствием теплоизоляции в районах Медного завода, реки Щучья, дворца спорта «Арктика», Пиковой котельной.

В судебном заседании защитники юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, согласившись с указанными в протоколе в протоколе нарушениями, просили не назначать наказание в виде административного приостановления деятельности, так как это повлечет приостановление подачи пара на такие объекты, как Молокозавод, Медный завод, и вызовет негативнее последствия для населения в виде остановки выпуска продукции указанными предприятиями. Эксплуатация паропровода осуществлялась на основании заключения экспертизы промышленной безопасности, в которой были указаны приведенные нарушения, установлен срок их устранения до 30.09.2022, а также разрешена эксплуатация паропровода с указанными нарушениями до 2023 года. В настоящее время ведутся работы по устранению выявленных нарушений, их часть уже устранена, согласно утвержденному графику нарушения в районе озера Долгое планируется устранить до 28.08.2020 года, остальные – в следующем году.

Представитель органа административной юрисдикции в судебном заседании считала вину Общества в инкриминируемом правонарушении доказанной полностью, полагала, что продолжение деятельности общества при выявленных нарушениях создает опасность для жизни и здоровья людей, поскольку паропровод проходит в районе озера Долгое, где массово присутствуют люди, в том числе много детей, кроме этого в районе Медного завода паропровод проходит местами у проезжей части дорог, по которым постоянно передвигается транспорт с людьми. Температура пара в паропроводе составляет +320 °С, а давление 13 атмосфер (1,3 мегапаскаля), и повреждение паропровода при таких условиях может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, исходя из классификации опасных производственных объектов, установленной приложением 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

В силу статьи 2 и приложения 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением пара более 0,07 мегапаскаля.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Как установлено в судебном заседании при проведении МТУ Ростехнадзора проверки Общества выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте - паропроводе «ТЭЦ-1 – Медный завод» с регистрационным номером 141: в паспорте паропровода «ТЭЦ-1 – Медный завод» с регистрационным номером 141 отсутствуют достоверные сведения о замене арматуры в процессе эксплуатации; не в полном объеме проведена экспертиза промышленной безопасности указанного опасного производственного объекта; не соблюдается график осмотра паропровода района теплоснабжения на 2020 год; не соблюдается график планово-предупредительных ремонтов наружных паропроводов района теплоснабжения на 2020 год; отсутствует итоговая документация по результатам выполненных работ по замене участка паропровода в районе Зуб-горы согласно записи в паспорте паропровода от 07.07.2010, подтверждающая качество работы с применением сварки; отсутствуют инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением; слесарь по обслуживанию тепловых сетей М.Е.А. не ознакомлен под роспись с производственной инструкцией по эксплуатации и обслуживанию паропровода; в акте проведения комиссионного наружного осмотра паропровода от 03.09.2019 в комиссии отсутствует ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением М.С.А., акт комиссионно не подписан всеми участниками; состояние элементов неподвижных и промежуточных опор паропровода в районах Медного завода, реки Щучья, озера Долгое, дворца спорта «Арктика», Пиковой котельной неудовлетворительное – опорно-ригельные части паропровода имеют просадки и разрушения; паропровод не находится в проектном положении (не лежит на опоре) в районе озера Долгое; наблюдаются смещения от проектного положения оси паропровода в районе озера Долгое; на дренажных вентилях отсутствуют указатели направления вращения в сторону закрывания и в сторону открывания, а также номер или условное обозначение в соответствии с технологической схемой в районе Медного завода и озера Долгое; не обеспечена герметичность фланцевых соединений на задвижках в районе Медного завода; поврежден дренажный трубопровод в районе озера Долгое; допускается эксплуатация паропровода при наличии на нём посторонних предметов (завален металлоломом, грунтом, мусором в районах Пиковой котельной, улицы Октябрьская, озера Долгое, Медного завода, реки Щучья), что не обеспечивает его безопасное обслуживание, осмотр и ремонт; отсутствует антикоррозийное покрытие на видимых участках паропровода; допускается эксплуатация паропровода с повреждением и частичным отсутствием теплоизоляции в районах Медного завода, реки Щучья, дворца спорта «Арктика», Пиковой котельной.

Пунктом 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 №116 (далее также – Правила, ФНП) предусмотрено, что при эксплуатации ОПО, на которых применяется оборудование под давлением, должно обеспечиваться соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании и настоящих ФНП.

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации ОПО, отклонения от проектной документации, а также документации на техническое перевооружение не допускаются. Внесение изменений в проектную документацию на строительство, реконструкцию ОПО, а также документацию на техническое перевооружение в зависимости от вида выполняемых работ должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 11 указанных Правил установка, размещение, обвязка котлов и сосудов, прокладка трубопроводов пара и горячей воды должны обеспечить безопасность их обслуживания, осмотра, ремонта, промывки и очистки.

Согласно пункту 69 Правил прокладка (размещение) трубопроводов, оснащение их арматурой и иными устройствами (в том числе для дренажа и продувки), элементами опорно-подвесной системы, устройство в их составе отдельных строительных конструкций и сооружений при монтаже и дальнейшей эксплуатации должны обеспечивать безопасность и осуществляться на основании проекта, разработанного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также технических регламентов, стандартов и строительных норм (содержащих обязательные требования) и настоящих ФНП с учетом климатических условий района размещения трубопровода и иных особенностей его прокладки (подземно, наземно или надземно, на открытом воздухе или внутри отапливаемых, не отапливаемых зданий и сооружений).

     В силу пункта 76 приведенных Правил вне зависимости от типа прокладки на всех трубопроводах тепловых сетей должна предусматриваться антикоррозионная, тепловая и гидроизоляционная защита.

Контроль качества ремонта с применением сварки и термической обработки должен быть подтвержден итоговой документацией по результатам выполненных работ, включающей: документы по результатам контроля качества работ, выполненного согласно настоящим ФНП, оформленные по утвержденным в специализированной организации формам (протоколы, заключения, отчеты и акты по результатам проведения неразрушающего, разрушающего контроля и гидравлических или пневматических испытаний); ремонтные рабочие чертежи и формуляры, при необходимости содержащие сведения о последовательности, датах выполнения работ и ответственных операций, о рабочих, их выполнявших (пункт 192 Правил).

Пунктом 218 Правил установлено, что организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.

В этих целях необходимо: разработать и утвердить инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, а также производственную инструкцию для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемую на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией (подпункт «е»); обеспечить рабочих, осуществляющих эксплуатацию оборудования под давлением, производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции рабочим перед допуском их к работе должны выдаваться с подписью в журнале или на контрольном экземпляре производственной инструкции, подтверждающей получение (подпункт «ж»); контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и настоящих ФНП (подпункт «л»).

В соответствии с пунктом 219 Правил объем и периодичность работ по ремонту и техническому обслуживанию оборудования под давлением и его элементов определяется графиком, утверждаемым техническим руководителем эксплуатирующей организации с учетом требований, указанных в руководствах (инструкциях) по эксплуатации, а также информации о текущем состоянии оборудования, полученной по результатам технических освидетельствований (диагностирования) и эксплуатационного контроля при работе оборудования под давлением.

Согласно подпункту «в» пункта 334 Правил при эксплуатации трубопроводов и арматуры в соответствии с действующими инструкциями должна контролироваться плотность предохранительных устройств, арматуры и фланцевых соединений.

В силу пункта 337 Правил на арматуре или на специальной металлической бирке должны быть нанесены названия и номера согласно технологическим схемам трубопроводов, а также указатели направления вращения штурвала.

Пунктом 349 Правил установлено, что тепловая изоляция трубопроводов и арматуры должна быть в исправном состоянии.

Технические освидетельствования оборудования под давлением должна проводить уполномоченная специализированная организация, а в случаях, установленных настоящими ФНП, также ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования (пункт 362 Правил).

В соответствии с Приложением 2 к указанным Правилам на вентили, задвижки и приводы к ним должны быть нанесены надписи следующего содержания: а) номер или условное обозначение запорного или регулирующего органа, соответствующие эксплуатационным схемам и инструкциям;

б) указатель направления вращения в сторону закрывания (З) и в сторону открывания (О).

Из протокола об административном правонарушении и акта проверки, следует, что на момент проверки у юридического лица на опасном производственном объекте приведенные нормативные положения не соблюдены.

Факт и обстоятельства совершения АО «НТЭК» административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 31.07.2020, составленным в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором отражено событие административного правонарушения (л.д.3-11); актом проверки от 27.07.2020 и фототаблицей к нему (л.д.19-34, 35-73), в которых отражены и зафиксированы выявленные нарушения; обращением председателя Контрольно-счетной палаты города Норильска о нарушениях требований безопасности в сфере теплоснабжения (л.д.82-86) и другими материалами дела.

Эти доказательства полагаю достоверными, допустимыми, оснований для их критической оценки не усматривается, они согласуются между собой как каждое в отдельности, так и в совокупности, не противоречат иным материалам дела.

Таким образом, виновность АО «НТЭК» в совершении административного правонарушения доказана полностью, содеянное подлежит квалификации по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении, юридическому лицу инкриминировано нарушение пункта 4 Приложения 2 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ , что выразилось в отсутствии окраски обшивки паропровода.

Однако, в пункте 4 Приложения 2 к Правилам указано, что при покрытии поверхности изоляции трубопровода металлической обшивкой (листами алюминия, оцинкованного железа и другими коррозионно-стойкими металлами) окраска обшивки по всей длине может не производиться. В этом случае в зависимости от транспортируемой среды должны быть нанесены соответствующие условные обозначения.

То есть данная норма делает исключение из пункта 1 указанного Приложения, в соответствии с которым окраска, условные обозначения, размеры букв и расположение надписей должны соответствовать национальным стандартам, применяемым на добровольной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области технического регулирования.

В этой связи отсутствие окраски обшивки паропровода не может нарушать требования пункта 4 Приложения 2 к Правилам.

При таком положении, учитывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, из какого материала выполнена обшивка, а на фотографиях, прилагаемых к акту проверки, видно, что там, где имеется обшивка паропровода, она выполнена из металла, общество не подлежит административной ответственности за нарушение требований пункта 4 Приложения 2 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 №116

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица, являются признание вины и частичное устранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного административного правонарушения, посягающего на правоотношения в области промышленной безопасности, и представляющее реальную угрозу здоровью и жизни людей, конкретные обстоятельства правонарушения - неудовлетворительное состояние паропровода, по которому транспортируется пар температурой +320 °С под давлением 1,3 мегапаскаля, его расположение в местах возможного скопления и появления людей, в том числе детей; смягчающие и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в силу чего полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица по эксплуатации паропровода «ТЭЦ-1 – Медный завод», так как менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При этом доводы защитников юридического лица о социальной значимости паропровода во внимание не принимаются, поскольку не могут служить основанием для продолжения его эксплуатации с выявленными нарушениями правил промышленной безопасности, поскольку в случае аварии могут наступить последствия в идее вреда жизни и здоровью людей, что несопоставимо с последствиями возникновения трудностей в производственной деятельности организаций - получателей теплоносителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица по эксплуатации опасного производственного объекта - паропровода «ТЭЦ-1 – Медный завод» с регистрационным номером 141, на срок 63 (шестидесяти трех) суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с 09 часов 30 минут 31 июля 2020 года.

Принять меры, направленные на исключение использования опасного производственного объекта - паропровода «ТЭЦ-1 – Медный завод» с регистрационным номером 141 на период применения наказания.

Копию постановления об административном приостановлении деятельности направить для исполнения в МОСП по г.Норильску ГУФССП России по Красноярскому краю.

Разъяснить, что судья, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд непосредственно или через Норильский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья    Норильского городского суда                        С.В. Курунин

5-247/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
АО НТЭК
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Курунин Сергей Васильевич
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
norilsk--krk.sudrf.ru
04.08.2020Передача дела судье
04.08.2020Подготовка дела к рассмотрению
06.08.2020Рассмотрение дела по существу
07.08.2020Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
17.08.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
18.08.2020Вступление постановления (определения) в законную силу
09.02.2023Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее