Дело № 92RS0004-01-2023-002752-16
Производство № 2-2876/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2023 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Макоед Ю.И.,
при секретаре судебного заседания – Шереужевой А.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 к ФИО2, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – нотариус <адрес> ФИО3, ФИО4 о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на наследство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит суд включить в наследственную массу после смерти ФИО5-ровны, умершей ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в г. Севастополе, кадастровый номер квартиры: № и признать право собственности ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, место рождения: <адрес>, на ? долю <адрес> в г. Севастополе, кадастровый номер квартиры: №, которая не была оформлена нотариально.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является наследником первой очереди, принявшим наследство после смерти своей матери ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Нотариусом было выдано ему свидетельство о праве на наследство на ? долю <адрес> в г. Севастополе, кадастровый номер квартиры: №, в то время, как, по его мнению, спорная квартира его матерью была приобретена исключительно за ее личные средства и являлась личной собственностью наследодателя.
Ответчик и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Истец прибыл в судебное заседание и дал пояснения аналогичные изложенным им в исковом заявлении.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон и участников процесса.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Согласно пункту 3 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации в случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке.
При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами (пункт 1 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации определено, что имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
Из приведенных выше положений следует, что юридически значимым обстоятельством при решении вопроса об отнесении имущества к общей собственности супругов является то, на какие средства (личные или общие) и по каким сделкам (возмездным или безвозмездным) приобреталось имущество одним из супругов во время брака. Имущество, приобретенное одним из супругов в браке по безвозмездным гражданско-правовым сделкам (например, в порядке наследования, дарения, приватизации), не является общим имуществом супругов. Приобретение имущества в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, также исключает такое имущество из режима общей совместной собственности.
Согласно справки ОРАГС <адрес> управления юстиции г. Севастополя ФИО14 (Сухова) ФИО8 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировали заключение брака в ОРАГС <адрес> управления юстиции г. Севастополя, актовая запись №, а ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировали расторжение брака в ОРАГС <адрес> управления юстиции г. Севастополя, актовая запись №.
Согласно свидетельства о праве собственности на жилье от ДД.ММ.ГГГГ комнаты в коммунальной <адрес> в г. Севастополе были приватизированы наследодателем ФИО6 и ФИО4.
К материалам дела была приобщена копия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО6 и ФИО4, продали за 14 000 000,00 карбованцев свои жилые комнаты в коммунальной <адрес> в г. Севастополе. Договор был удостоверен государственным нотариусом Первой Севастопольской городской государственной конторы ФИО11, реестр 1-595.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 приобрела за 12 000 000,00 карбованцев <адрес> в г. Севастополе, о чем был составлен договор купли-продажи, удостоверенный государственным нотариусом Первой Севастопольской городской государственной конторы ФИО11, реестр 1-598.
Из указанных документов следует, что наследодатель ФИО6 приобрела <адрес> в г. Севастополе за счет вырученных от продажи своей личной собственности, которая была приобретена ею в порядке приватизации. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что <адрес> в г. Севастополе приобретенная в браке ФИО5 с ФИО2 является личной собственность ФИО5
С учетом изложенного, <адрес> в г. Севастополе подлежит включению в наследственную массу после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Статья 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет способы принятия наследства: путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), либо осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
Судом было истребовано наследственное дело№, которое было открыто после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется заявление истца о принятии наследства после смерти матери. Также в этом заявлении имеется ссылка на то, что имеется второй наследник первой очереди – дочь наследодателя и сестра истца ФИО4, в связи с чем она и была привлечена в качестве третьего лица по данному делу.
В судебном заседании была допрошена свидетель ФИО12, которая пояснила, что знает давно семью ФИО14. ФИО5 при жизни продала свою личную квартиру, расположенную на <адрес>, приобретенную до брака, и сразу же купила квартиру по <адрес> в г. Севастополе. Ей известно, что все деньги от проданной квартиры она вложила в эту квартиру. Это она ей лично говорила. Кроме того, ей известно, что похоронами занимался сын ФИО7, дочь ФИО5 фактически в наследство не вступала, в квартире не проживала по <адрес> в г. Севастополе не в момент жизни ФИО5, не после смерти. ФИО4 не общалась с семьей.
Суд принимает во внимание показания свидетеля, поскольку она не заинтересована в исходе дела, предупреждена об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
В материалах дела отсутствуют доказательства о том, что ФИО4 совершила какие-либо действия, направленные на принятие наследства, в спорном домовладении она не проживала, фактически наследство не приняла при этом с момента смерти наследодателя прошло почти 1 год и 10 месяцев. Из чего суд делает вывод, что единственным наследником, принявшим наследство после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ, является истец.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о признании права собственности на жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО7 о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на наследство удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> в г. Севастополе, кадастровый номер: №.
Признать за ФИО7 право собственности на ? долю <адрес> в г. Севастополе, кадастровый номер квартиры: № в порядке наследства после смерти ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Нахимовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья/подпись
Копия верна:
Судья: Ю.И. Макоед