Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-153/2023 ~ М-80/2023 от 27.01.2023

Гр.дело

68RS0-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>      16 февраля 2023 года

Кирсановский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Королевой Н.Б.,

при секретаре Черкасове С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Е.П. к администрации <адрес> о перераспределении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Павлова Е.П. обратилась в Кирсановский районный суд <адрес> с исковым заявлением к администрации <адрес> о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Марьинский сельсовет, <адрес>, земельный участок 109 а.

    В обосновании исковых требований истец указала, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, сельское поселение Марьинский сельсовет, <адрес>, земельный участок 109 а. В настоящее время она решила построить на принадлежащем ей земельном участке жилой дом, но в связи с тем, что параметры земельного участка не позволяют построить жилой дом (с учётом отступов от границ земельного участка и рельефа местности), она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка площадью 1671 кв.м. и свободного смежного земельного участка площадью 1371 кв.м. В ответ на её заявление администрация <адрес> отказала в утверждении схемы (перераспределении), по тем основаниям, что в данном случае, возможно сформировать отдельный земельный участок, так как согласно Правилам землепользования и застройки Марьинского сельсовета установлена минимальная площадь для формирования земельного участка 300 кв.м. Согласно Правил землепользования и застройки Марьинского сельсовета, утвержденных Решением Марьинского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлена максимальная площадь для земельных участков с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства 5000 кв.м. В данном случае, общая площадь, с учётом перераспределения, составит 3042 кв.м., что соответствует утвержденным параметрам для данной категории земельных участков. Перераспределяемый земельный участок свободен от объектов недвижимости. Кроме того, согласно заключения Кадастрового инженера, доступ на вышеуказанный участок осуществляется только через её земельный участок, соответственно, в силу закона, его невозможно сформировать как самостоятельный участок.

Данная позиция подтверждается п.п. 26 п.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой одним из оснований для приостановки государственного кадастрового учета является доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (в случае осуществления государственного кадастрового учета). В данном случае можно полагать, что все перечисленные обстоятельства являются недостатками землепользования, поскольку соответствующая конфигурация и иные характеристики участков затрудняют их рациональное (наиболее эффективное) использование. Наличие конкретных недостатков землепользования устанавливается, как правило, на основании заключения Кадастрового инженера при возникновении спора в суде.

Принимая во внимание то обстоятельство, что перераспределение принадлежащего ей на праве собственности земельного участка в единый обособленный участок, не нарушает права третьих лиц, просит суд обязать ответчика утвердить схему и вынести постановление о перераспределении земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, площадью 1671 кв.м., кадастровый , со смежным участком площадью 1371 кв.м., расположенными по адресу: <адрес>, земельный участок.

В судебное заседание истец Павлова Е.П. не явилась, согласно письменного заявления, просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования поддерживает и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации <адрес> в судебное заседание не явился, согласно представленного заявления, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, принятие решения по исковому заявлению оставляет на усмотрение суда.

    Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Основания для перераспределения земельных участков установлены п.1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп. 3 п. 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 29.29 ЗК РФ.

В силу пп.3 п.8, 9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.

    В соответствии с правилами землепользования и застройки Марьинского сельсовета <адрес>, утвержденными решением Марьинского сельсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , установлены предельные размеры земельных участков в зоне Ж-1 для индивидуального жилищного строительства, которые составляют от 300 до 20 000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства составляет от 300 до 5000 кв.м.

На основании п.10 ч.4 ст.12 Правил землепользования и застройки Марьинского сельсовета <адрес> продажа земельных участков без проведения торгов осуществляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.26 ч.1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (в случае осуществления государственного кадастрового учета).

Судом установлено, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Павловой Е.П. принадлежит земельный участок площадью 1671 кв.м. с кадастровым номером 68:06:0701002:255, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район Кирсановский, сельское поселение Марьинский сельсовет, <адрес>, земельный участок 109 а.

ДД.ММ.ГГГГ истица Павлова Е.П. обратилась с заявлением в администрацию <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

<адрес> Павловой Е.П. было отказано в перераспределении и утверждении схемы земельных участков.

Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отказ Павловой Е.П. в перераспределении и утверждении схемы земельных участков мотивирован тем, что правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Марьинского сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена минимальная площадь земельного участка в зоне Ж-1, которая составляет 300 кв.м. Площадь используемого при перераспределении земельного участка составляет 1371 кв.м., таким образом, в данном случае, возможно сформировать обособленный земельный участок с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства.

Вместе с тем, из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при осуществлении перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, может быть увеличена не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Данное условие ограничивает максимальный размер земельного участка, на который возникает право частной собственности при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а не устанавливает запрет на уменьшение площади такого земельного участка. По мнению Управления, изложенные нормы не препятствуют образованию земельного участка путем перераспределения, в результате которого площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, уменьшается при условии соблюдения требований глав I.1 и V.4 Земельного кодекса Российской Федерации. Также отмечается, что в соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков, соответственно, при образовании земельных участков путем перераспределения (в том числе при перераспределении земельного участка и земель) должны соблюдаться установленные Земельным кодексом Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам, в том числе в части предельных (максимальных или минимальных) размеров земельных участков.

Согласно заключения кадастрового инженера О.А. Желудковой, в связи с тем, что доступ к перераспределяемому земельному участку площадью 1371 кв.м. невозможен, так как от точек 6-н1-н2-нЗ расположен овраг, в точках н3-н4-н5 расположен чужой участок (не зарегистрированный), а снизу точки н5-83989 расположен земельный участок с кадастровым номером 68:06:0701002:256, который перекрывает доступ к участку, участок площадью 1371 кв.м., как самостоятельный участок, не может быть сформирован, поскольку нет доступа (подъезда) к нему.

В соответствии с правилами землепользования и застройки Марьинского сельсовета <адрес>, утвержденными решением Марьинского сельсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , установлены предельные размеры земельных участков в зоне Ж-1 для индивидуального жилищного строительства, которые составляют от 300 до 20 000 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства - от 300 до 5000 кв.м.

Таким образом, при перераспределении земельного участка площадью 1671 кв.м., принадлежащего Павловой Е.П., со смежным земельным участком площадью 1371 кв.м., установленные Земельным кодексом Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам, в том числе в части предельных (максимальных или минимальных) размеров земельных участков будут соблюдены.

Поскольку доступ к перераспределяемому земельному участку площадью 1371 кв.м. невозможен, так как с одной стороны расположен овраг, с другой - чужой участок (не зарегистрированный), и с третьей стороны расположен земельный участок, который перекрывает доступ к образуемому участку, сформировать самостоятельный участок не представляется возможным, поскольку к нему нет доступа (подъезда).

Все перечисленные обстоятельства являются недостатками землепользования, поскольку соответствующая конфигурация и иные характеристики участков затрудняют их рациональное (наиболее эффективное) использование.

В данном случае, наличие конкретных недостатков землепользования установлено на основании заключения Кадастрового инженера.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в результате перераспределения земельного участка, принадлежащего Павловой Е.П. на праве собственности площадью 1671 кв.м. со смежным земельным участком площадью 1371 кв.м. по адресу: <адрес>, муниципальный район Кирсановский, сельское поселение Марьинский сельсовет, <адрес>, земельный участок 109 а, в один общий, не нарушаются права третьих лиц, а также предельные размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, утвержденные решением Марьинского сельского Совета народных депутатов <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Павловой Е.П. (паспорт 68 18 039235, выдан УМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) к администрации <адрес> (ИНН 6806001265, ОГРН 1026801002821) – удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> утвердить схему и вынести постановление о перераспределении земельного участка, принадлежащего Павловой Е.П. на праве собственности, с кадастровым номером 68:06:0701002:255, площадью 1671 кв.м., со смежным участком из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1371 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, сельское поселение Марьинский сельсовет, <адрес>, земельный участок 109 А.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Кирсановский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2-153/2023 ~ М-80/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Павлова Елена Петровна
Ответчики
администрация Кирсановского района
Суд
Кирсановский районный суд Тамбовской области
Судья
Королева Надежда Борисовна
Дело на странице суда
kirsanovsky--tmb.sudrf.ru
27.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2023Передача материалов судье
31.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2023Дело оформлено
06.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее