Дело № 5-194/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 марта 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре Минаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строй Инвест»,
у с т а н о в и л:
3 февраля 2020 г. инспектором по особым поручениям отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по РК Дорджиевым А.Н. составлен протокол 08 РК 030959 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строй Инвест» (далее ООО «Строй Инвест», Общество) по факту выявления трудовой деятельности гражданином Республики Турменистан ФИО1, не имеющим действующего разрешения на работу, в качестве рабочего при оштукатуривании входного проема в помещении супермаркета «Магнит», расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 4 микрорайон, д.1, ремонт которого осуществляло ООО «Строй Инвест».
В судебном заседании представитель ООО «Строй Инвест» Гулько С.Н. вину Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, признал. Пояснил, что ООО «Строй Инвест» устранило все выявленные нарушения, ранее к административной ответственности не привлекалось, совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий. Просил в соответствии со ст.4.1.1. КоАП РФ назначить Обществу наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании представитель УМВД по РК Дорджиев А.Н. просил привлечь ООО «Строй Инвест» к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, не возражал против применения в отношении Общества наказания в виде предупреждения.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Строй Инвест» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с примечанием 1 к ст. 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
В силу ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ определено, что патентом признается документ, подтверждающий в соответствии с указанным Законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
В силу п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Как следует из материалов дела ООО «Строй Инвест» (ИНН 6165184343, ОГРН 1136165009232, находящееся по адресу: 344002, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, дом 50/49/22) является коммерческой организацией, созданной для осуществления хозяйственной деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей в его продукции, товарах, услугах. Для реализации целей и задач общество осуществляет, в частности деятельность по строительству зданий и сооружений в соответствии с государственным стандартом, производство общестроительных работ, осуществляемых подрядным и хозяйственным способом, производство отделочных работ, штукатурных работ.
В соответствии с Уставом ООО «Строй Инвест» трудовой коллектив общества составляют граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта). Их отношения с обществом регулируются законодательством о труде. Общество привлекает для выполнения отдельных работ граждан на основе договора подряда. Лица, выполняющие работы по договорам подряда, не являются членами трудового коллектива общества. Отношения общества с такими работниками регулируются нормами Гражданского законодательства РФ (глава 11).
13 мая 2019 г. между ООО «Строй Инвест» и АО «Тандер» заключен договор подряда № АсФ/28996/19 на выполнение работ по выполнению ремонтных работ на объекте недвижимости, расположенном по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 4 микрорайон, Торговый центр, дом 1, в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим договором и приложениями к нему.
В целях исполнения указанного договора ООО «Строй Инвест» заключил с ФИО2 срочный трудовой договор № 1 сроком до 25 июля 2019 г., по условиям которого последний принят на должность прораба на объект – магазин «Магнит» по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 4 микрорайон, Торговый центр № 1.
Приказом от 13 мая 2019 г. ФИО2 назначен начальником участка ООО «Строй Инвест», ответственным за выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Республика Калмыкия, г. Элиста, 4 микрорайон, Торговый центр № 1.
13 июня 2019 г. в 10 часов 30 минут в ходе проведения должностными лицами МВД России по РК, УФСБ по РК законности пребывания иностранных граждан и осуществления ими трудовой деятельности по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 4 микрорайон, дом 1, установлено, что ООО «Строй Инвест» в нарушение п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ привлекло к трудовой деятельности в качестве штукатурщика гражданина Республики Туркменистан ФИО1, не имеющего разрешения на работу, патента на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Так, гражданин Республики Туркменистан ФИО1 прибыл на территорию Российской Федерации 14 сентября 2018 г. на основании однократной обыкновенной учебной визы. На момент выявления административного правонарушения он являлся студентом подготовительного факультета ФГБОУ «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» очной формы обучения, и, встав на миграционный учет, патент на осуществление трудовой деятельности не оформлял, и на момент проверки разрешения на работу не имел.
Обстоятельства, свидетельствующие об осуществлении указанным гражданином Республики Турменистан ФИО1 трудовой деятельности по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 4 микрорайон, д. 1, без разрешения, подтверждены: протоколом об административном правонарушении № 010868 от 13 июня 2019 г. в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ; вступившим в законную силу постановлением № 010868 начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по РК от 13 июня 2019 г., согласно которому гражданин Республики Туркменистан ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ по факту осуществления незаконной трудовой деятельности 13 июня 2019 г. в качестве рабочего в помещении супермаркета «Магнит» по адресу: г. Элиста, 4 микрорайон, дом 1; объяснениями ФИО1, ФИО2 и иными материалами дела.
Приведенные обстоятельства совершения Обществом подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 08РК010886; договором подряда № АсФ/28996/19 от 13 мая 2019 г., протоколом осмотра помещений, территорий от 13 июня 2019 г. с фототаблицей, объяснениями ФИО14, ФИО13, ФИО6, ФИО11, ФИО3, ФИО8, ФИО12, ФИО4, ФИО5, генерального директора ООО «Строй Инвест» ФИО9, вступившим в законную силу постановлением начальника ОИК Управления по вопросам миграции МВД по РК ФИО7 от 17 июня 2019 года, в соответствии с которым гражданин Республики Турменистан ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ; вступившим в законную силу постановлением начальника ОИК Управления по вопросам миграции МВД по РК ФИО7 от 13 июня 2019 года, в соответствии с которым гражданин Республики Турменистан ФИО14 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ и иными материалами дела.
Представленный в материалы дела протокол об административном правонарушении соответствует требованиям КоАП РФ, регламентирующих порядок его составления, вынесения, а также предъявляемым требованиям относительно его содержания. Каких-либо замечаний на протокол об административном правонарушении от представителя Общества не поступало. Нарушений статьи 28.2 КоАП РФ, влекущих недопустимость указанного процессуального документа, судом не установлено.
Вышеприведенные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, не находятся в противоречии между собой, последовательны, дополняют друг друга и конкретизируют обстоятельства административного правонарушения. Каких-либо существенных нарушений закона, влекущих исключение доказательств, суд не усматривает.
Таким образом, действия Общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Кроме того по данному факту постановлением № 010886 заместителя начальника УВМ МВД по РК ФИО10 от 8 июля 2019 г. ФИО2 как должностное лицо ООО «Строй Инвест» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Таким образом, ООО «Строй Инвест» в нарушение п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ осуществило незаконное привлечение к трудовой деятельности гражданина Республики Туркменистан ФИО1.
Следовательно, в действиях ООО «Строй Инвест» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Обсуждая вопрос об административном наказании, суд отмечает следующее.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 указанной статьи).
Законодатель, установив названные положения КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, указанным выше законом установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные лицами, являющимися субъектами малого и среднего бизнеса.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 9 марта 2020 г. ООО «Строй Инвест» включено в указанный реестр и отнесено к категории «Микропредприятие» (дата внесения сведений о юридическом лице в Реестр 1 августа 2016г.).
ООО «Строй Инвест» ранее к административной ответственности не привлекалось, совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий. Доказательств обратного в судебное заседание не представлено и судом не установлено.
При таких обстоятельствах, учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, признание вины, суд считает возможным назначить ООО «Строй Инвест» административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Строй Инвест» (ИНН 6165184343, ОГРН 1136165009232, находящееся по адресу: 344002, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, дом 50/49/22) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Н.А. Цыкалова