Дело № 2-4353/2023
74RS0017-01-2023-005266-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Златоуст 15 декабря 2023 года
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Дружининой О.В.,
при секретаре Кураксиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аксёнова Александра Михайловича к федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Аксёнов А.М. обратился в суд с административным иском к федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (далее ФКУ СИЗО-4), в котором просит:
- признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-4, выразившееся в ненаправлении ему по месту его убытия в <данные изъяты> его личных вещей (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ);
- взыскать с ФКУ СИЗО-4 справедливую компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что во время его содержания в ФКУ СИЗО-4 администрацией учреждения у него были изъяты личные вещи. После его убытия из СИЗО-4 в <данные изъяты> ответчик был обязан направить его личные вещи по месту убытия в <данные изъяты>. Однако ответчик ничего не прислал. Среди изъятых у истца личных вещей были ключи от квартиры. Ответчиком истцу причинён моральный вред, связанный с тем, что истец вынужден испытывать переживания, страх и эмоциональную нестабильность за своё имущество, так как замки в его квартире в настоящее время находятся в ведении и под контролем ответчика. Считает, что сотрудники ФКУ СИЗО-4 могут вынести из квартиры его имущество (л.д. 7).
Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 16.11.2023 г., к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ГУФСИН России по Челябинской области, ФСИН России (л.д. 27 – оборот).
Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 16.11.2023 г., принято решение о переходе к рассмотрению дела в порядке гражданского процессуального законодательства (л.д. 28).
Истец Аксёнов А.М. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчиков Тугузбаева С.С., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 25), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 38, 39), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 40, 41), возражала против удовлетворения исковых требований. Суду поясняла, что пересылка личных вещей осужденного осуществляется на основании поступившего от него заявления. Аксёнов А.М. с таким заявлением не обращался, его личные вещи хранятся на складе учреждения.
Согласно отзыву на исковое заявление, поступившему от представителя ответчиков, следует, что Аксёнов А.М. содержался в ФКУ СИЗО-4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он сдал вещи на склад вещей спецконтингента ФКУ СИЗО-4, в том числе ключ – 1 шт. В соответствии с действующим законодательством при переводе осужденного к лишению свободы в другое исправительное учреждение изъятые у него вещи, хранящиеся на складе исправительного учреждения, пересылаются по заявлению осужденного. От Аксёнова А.М. в адрес учреждения обращения, заявления, жалобы не поступали. Считает, что со стороны ФКУ СИЗО-4 права и законные интересы истца не нарушены (л.д. 36).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определённый порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 11 УИК РФ).
Частью 1 статьи 74 УИК РФ предусмотрено, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведённых в следственный изолятор в порядке, установленном статьёй 77.1 названного кодекса.
В силу положений ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определённом приговором суда.
Частью 8 статьи 82 УИК РФ предусмотрено, что перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Приложением № 3 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и правил внутреннего распорядка исправительных центров, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. № 110 (далее Правила внутреннего распорядка), установлен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, в том остроконечные предметы (пункт 18).
Согласно п. 319 Приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка запрещённые в СИЗО предметы, вещества и продукты питания сдаются для хранения на склад СИЗО либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника СИЗО либо лица, его замещающего, о чём составляется соответствующий акт.
Пунктом 391 Приложения № 2 к Правилам внутреннего распорядка предусмотрено, что сданные осужденными к лишению свободы по прибытии в ИУ запрещённые в ИУ вещи и предметы, хранящиеся на складе ИУ, по заявлению осужденных к лишению свободы пересылаются по почте посылкой их родственникам за счёт собственных средств осужденных к лишению свободы. При переводе осужденного к лишению свободы в другое ИУ изъятые у него запрещённые в ИУ вещи и предметы, хранящиеся на складе ИУ, по заявлению осужденного к лишению свободы пересылаются по почте посылкой его родственникам за счёт собственных средств осужденного к лишению свободы, а при отсутствии денежных средств на лицевом счёте осужденного к лишению свободы пересылаются на хранение по новому месту отбывания им наказания за счёт средств федерального бюджета.
Судом установлено, что Аксёнов А.С. прибыл в ФКУ СИЗО-4 ДД.ММ.ГГГГ, убыл в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт на приём личных вещей Аксёнова А.М., в том числе ключа от квартиры в количества 1 шт. (л.д. 8, 19).
Согласно справке, выданной заместителем начальника ФКУ СИЗО-4 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), из учётной карточки личных вещей подозреваемых, обвиняемых и осужденных, хранящихся на складе ФКУ СИЗО-4, усматривается, что у Аксёнова А.М. на складе учреждения хранятся личные вещи, в том числе ключи от квартиры – 1 шт.
Как установлено в судебном заседании, а также не оспаривается истцом, с заявлением о направлении его личных вещей по месту отбывания наказания в виде лишения свободы Аксёнов А.М. в ФКУ СИЗО-4 не обращался.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в отношении Аксёнова А.М. со стороны ФКУ СИЗО-4 не допущено нарушений требований законодательства, также не допущено незаконных действий, нарушающих его права, в связи с чем требования истца в части признания незаконным бездействия ФКУ СИЗО-4, выразившегося в ненаправлении ему по месту его убытия в <данные изъяты> его личных вещей являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Судом нарушение прав истца не установлено, действия ответчиков являются законными, обоснованными.
Требование истца о компенсации морального вреда, суд находит необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путём признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путём пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с разъяснениями п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
По смыслу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.
Обращаясь с требованием о компенсации морального вреда, истец ссылается на то, что он претерпевает нравственные страдания, связанные с ненаправлением ФКУ СИЗО-4 по месту его отбывания наказания ключей от квартиры, изъятых при помещении в ФКУ СИЗО-4.
Однако истцом не представлены доказательства, подтверждающие заявленные доводы.
Поскольку нарушение прав судом не установлено, требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░