Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4353/2023 ~ М-4030/2023 от 17.10.2023

Дело № 2-4353/2023

74RS0017-01-2023-005266-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Златоуст 15 декабря 2023 года

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего             Дружининой О.В.,

при секретаре                     Кураксиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аксёнова Александра Михайловича к федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия незаконным, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Аксёнов А.М. обратился в суд с административным иском к федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (далее ФКУ СИЗО-4), в котором просит:

- признать незаконным бездействие ФКУ СИЗО-4, выразившееся в ненаправлении ему по месту его убытия в <данные изъяты> его личных вещей (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ);

- взыскать с ФКУ СИЗО-4 справедливую компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что во время его содержания в ФКУ СИЗО-4 администрацией учреждения у него были изъяты личные вещи. После его убытия из СИЗО-4 в <данные изъяты> ответчик был обязан направить его личные вещи по месту убытия в <данные изъяты>. Однако ответчик ничего не прислал. Среди изъятых у истца личных вещей были ключи от квартиры. Ответчиком истцу причинён моральный вред, связанный с тем, что истец вынужден испытывать переживания, страх и эмоциональную нестабильность за своё имущество, так как замки в его квартире в настоящее время находятся в ведении и под контролем ответчика. Считает, что сотрудники ФКУ СИЗО-4 могут вынести из квартиры его имущество (л.д. 7).

Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 16.11.2023 г., к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ГУФСИН России по Челябинской области, ФСИН России (л.д. 27 – оборот).

Определением суда, занесённым в протокол судебного заседания от 16.11.2023 г., принято решение о переходе к рассмотрению дела в порядке гражданского процессуального законодательства (л.д. 28).

Истец Аксёнов А.М. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчиков Тугузбаева С.С., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38, 39), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40, 41), возражала против удовлетворения исковых требований. Суду поясняла, что пересылка личных вещей осужденного осуществляется на основании поступившего от него заявления. Аксёнов А.М. с таким заявлением не обращался, его личные вещи хранятся на складе учреждения.

Согласно отзыву на исковое заявление, поступившему от представителя ответчиков, следует, что Аксёнов А.М. содержался в ФКУ СИЗО-4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он сдал вещи на склад вещей спецконтингента ФКУ СИЗО-4, в том числе ключ – 1 шт. В соответствии с действующим законодательством при переводе осужденного к лишению свободы в другое исправительное учреждение изъятые у него вещи, хранящиеся на складе исправительного учреждения, пересылаются по заявлению осужденного. От Аксёнова А.М. в адрес учреждения обращения, заявления, жалобы не поступали. Считает, что со стороны ФКУ СИЗО-4 права и законные интересы истца не нарушены (л.д. 36).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определённый порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 11 УИК РФ).

Частью 1 статьи 74 УИК РФ предусмотрено, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведённых в следственный изолятор в порядке, установленном статьёй 77.1 названного кодекса.

В силу положений ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определённом приговором суда.

Частью 8 статьи 82 УИК РФ предусмотрено, что перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Приложением № 3 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и правил внутреннего распорядка исправительных центров, утверждённых Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. № 110 (далее Правила внутреннего распорядка), установлен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, в том остроконечные предметы (пункт 18).

Согласно п. 319 Приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка запрещённые в СИЗО предметы, вещества и продукты питания сдаются для хранения на склад СИЗО либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника СИЗО либо лица, его замещающего, о чём составляется соответствующий акт.

Пунктом 391 Приложения № 2 к Правилам внутреннего распорядка предусмотрено, что сданные осужденными к лишению свободы по прибытии в ИУ запрещённые в ИУ вещи и предметы, хранящиеся на складе ИУ, по заявлению осужденных к лишению свободы пересылаются по почте посылкой их родственникам за счёт собственных средств осужденных к лишению свободы. При переводе осужденного к лишению свободы в другое ИУ изъятые у него запрещённые в ИУ вещи и предметы, хранящиеся на складе ИУ, по заявлению осужденного к лишению свободы пересылаются по почте посылкой его родственникам за счёт собственных средств осужденного к лишению свободы, а при отсутствии денежных средств на лицевом счёте осужденного к лишению свободы пересылаются на хранение по новому месту отбывания им наказания за счёт средств федерального бюджета.

Судом установлено, что Аксёнов А.С. прибыл в ФКУ СИЗО-4 ДД.ММ.ГГГГ, убыл в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт на приём личных вещей Аксёнова А.М., в том числе ключа от квартиры в количества 1 шт. (л.д. 8, 19).

Согласно справке, выданной заместителем начальника ФКУ СИЗО-4 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), из учётной карточки личных вещей подозреваемых, обвиняемых и осужденных, хранящихся на складе ФКУ СИЗО-4, усматривается, что у Аксёнова А.М. на складе учреждения хранятся личные вещи, в том числе ключи от квартиры – 1 шт.

Как установлено в судебном заседании, а также не оспаривается истцом, с заявлением о направлении его личных вещей по месту отбывания наказания в виде лишения свободы Аксёнов А.М. в ФКУ СИЗО-4 не обращался.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в отношении Аксёнова А.М. со стороны ФКУ СИЗО-4 не допущено нарушений требований законодательства, также не допущено незаконных действий, нарушающих его права, в связи с чем требования истца в части признания незаконным бездействия ФКУ СИЗО-4, выразившегося в ненаправлении ему по месту его убытия в <данные изъяты> его личных вещей являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Судом нарушение прав истца не установлено, действия ответчиков являются законными, обоснованными.

Требование истца о компенсации морального вреда, суд находит необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путём признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путём пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Согласно п. 1 ст. 151 ГК РФ если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с разъяснениями п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.

По смыслу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

На основании п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

Обращаясь с требованием о компенсации морального вреда, истец ссылается на то, что он претерпевает нравственные страдания, связанные с ненаправлением ФКУ СИЗО-4 по месту его отбывания наказания ключей от квартиры, изъятых при помещении в ФКУ СИЗО-4.

Однако истцом не представлены доказательства, подтверждающие заявленные доводы.

Поскольку нарушение прав судом не установлено, требования о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░             ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░

2-4353/2023 ~ М-4030/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Аксёнов Александр Михайлович
Ответчики
ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Челябинской области
ГУФСИН России по Челябинской области
Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Дружинина Оксана Владимировна
Дело на сайте суда
zlatoust--chel.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация административного искового заявления
18.10.2023Передача материалов судье
19.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее