Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2368/2023 ~ М-131/2023 от 19.01.2023

Дело № 2-2368/2023

18RS0003-01-2022-000168-68

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2023 года                         г. Ижевск, УР

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахметзяновой А.Ф.,

при секретаре Бадановой А.В.,

с участием истца ЖИВ,

представителя ответчика ГНИ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЖИВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

ЖИВ обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Удмуртской Республики о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что 01.11.2022 года                    ЖИВ обратилась к ответчику с заявлением о расчете ей страховогостажа для определения права на досрочное назначение пенсии по старости.

На 31.10.2022 года ее возраст составлял 56 лет 8 мес. И общий трудовой стаж 37 лет 1 мес., в который входят нестраховые периоды – уход за ребенком до 1,5 лет, с 20.04.1988 года по 30.01.1989 года и с 01.03.1992 года по 11.11.1993 года.

Ответом Отделения пенсионного фонда РФ по УР от 14.11.2022 года <номер>-ж/10962 ей сообщили об отсутствии у нее правана досрочного пенсионное обеспечение, поскольку согласно имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета ее длительный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на 08.11.2022 года составил 34 года 8 месяцев 5 дней, что менее 37 лет.

При этом из подсчета страхового стажа истца пенсионным органом был исключены периоды нахождения ЖИВ в отпуске по уходу за ребенком. С позицией ответчика истец не согласен, считает, что спорныепериоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет подлежат включению в страховой стаж, так как в этот период действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет подлежали включению в страховой стаж работы независимо от времени обращения за назначением пенсии и временем возникновения права на пенсию.

На основании изложенного истец просила суд о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 20.04.1988 года по 30.01.1989 года, с 01.03.1992 года по 11.11.1993 года и признании за ней права на получение пенсии по старости с 01.11.2022 года.

Истец ЖИВ в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ГНИ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявленных ЖИВ требований просила отказать, считая, что оснований для удовлетворений требований истца не имеется.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

Как следует из материалов дела, 01.11.2022 года истец ЖИВ,<дата> года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о расчете страхового стажа для определения права на досрочное назначение пенсии по старости. Письмом ответчика <номер>-Ж/10962 от 14.11.2022 года истцу разъяснено, что согласно имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета длительность страхового стажа истца, дающего право на назначении досрочной страховой пенсии по старости, на 08.11.2022 года составил 34 года 08 месяцев 05 дней, что менее требуемых 37 лет.

05.04.2023 года истец ЖИВобратилась к ответчику с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты ФИО1 Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Удмуртской Республики от 07.04.2023 года № 8485/23 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты ФИО1 Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"), ввиду отсутствиятребуемойпродолжительностистрахового стажа (37 лет для женщин), поскольку фактическая продолжительность страхового стажа истца по подсчетам ответчика составила 33 года 11 месяцев 12 дней.

В решении указано, что на основании имеющихся в распоряжении территориального органа СФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета ЖИВ зачету в длительный стаж для реализации досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1.2 ст. 8 Закона № 400-Ф3 подлежат периоды:

с <дата> по <дата> - работа в Детском саду <номер>;

с <дата> по <дата> - работа в ЖКК ПО «Удмуртнефть» ясли-сад <номер>;

с <дата> по <дата> - работа в ИРЗ Детский комбинат <номер>;

с <дата> по <дата> - работа в АО «Сельстрой»;

с <дата> по <дата> - работа в ТОО «Гиммер»;

с <дата> по <дата> - работа в ГП «Нектар»;

с <дата> по <дата> - работа в ООО «Строй-Сервис»:

с <дата> по <дата> - работа в ООО «Рахмат»;

с <дата> по <дата> - работа в ООО «СК Платан»;

с <дата> по <дата> - работа в ООО Промспецетрой;

с <дата> по <дата> - работа в ООО «Масток»;

с <дата> по <дата> - работа в ООО «Энергосервис»;

с <дата> по <дата> - работа в ООО «СК Промепецстрой»;

с <дата> по <дата> - работа в ООО «ЗМК-Ижевск»:

с <дата> по <дата> - работа в ООО «Форматстрой»;

с <дата> по <дата> - работа в ООО «Альянс»:

с <дата> по <дата> - работа в качестве индивидуального предпринимателя;

с <дата> по <дата> - работа в ООО Охранная ассоциация «Союз охранных военизированных агентств».

При этом пенсионным фондом в качестве периодов, не подлежащих включению в страховой стаж для определения права на пенсию в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" были указаны периоды нахождения истца ЖИВ в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.

Свидетельством о рождении серии III-НИ <номер>, выданным гор. ЗАГС <адрес> <дата> подтверждается рождение сына истца ЖАИ <дата>.

Свидетельством о рождении серии IV-НИ <номер>, выданным Устиновским ЗАГС <адрес> АССР<дата> подтверждается рождение дочери истца ЖНИ, <дата>.

Указанные обстоятельства установлены исходя из имеющихся в деле доказательств, объяснений лиц, участвующих в деле, сторонами по делу не оспариваются.

Разрешая требования истца ЖИВ, суд учитывает следующие положения законодательства.

В силу положений, закрепленных в ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Как предусмотрено ч. 1 ст. 12 этого же Федерального закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона, засчитываются в том числе следующие периоды: 1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"; 2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; 8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности; 9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; 10) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 11) период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от "О статусе судей в Российской Федерации".

Порядок исчисления страхового стажа закреплен в ст. 13 вышеназванного Федерального закона, ч. 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что только предусмотренные ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 названного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости досрочно.

Таким образом, включение в страховой стаж для определения права на страховую пенсию названных лиц иных периодов, в том числе периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком, действующим законодательством не предусмотрено, как и не предусмотрена и возможность применения при исчислении страхового стажа правил его подсчета, действовавших в период выполнения соответствующей работы или деятельности (ч. 8 ст. 13 Федерального закона N400-ФЗ).

Кроме этого, судом в данном случае учитывается и то, что в соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до и с - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются в том числе и ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Таким образом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком страховыми взносами не облагается.

Нормы Трудового кодекса РФ гарантируют сохранение стажа и при нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком, поскольку вопросы назначения пенсии регулируются не ТК РФ, а пенсионным законодательством, в частности Федеральным законом "О страховых пенсиях", чем руководствуется суд при принятии решения.

Доводы истца о том, что спорные периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет подлежат включению в страховой стаж, так как в этот период действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, до периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет подлежали включению в страховой стаж работы независимо от времени обращения за назначениемпенсии и временем возникновения права на пенсию, суд находит несостоятельными и основанными на неправильном понимании норм материального права, поскольку вопросы подсчета страхового стажа при назначении досрочной страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" КЗоТ РСФСР не регулирует, порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на данный вид досрочной страховой пенсии в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения (часть 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"), исключающие включение в страховой стаж в том числе периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 37 лет (для женщин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.

При таких обстоятельствах, учитывая также и то, что в спорные периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, данные периоды не могут быть учтены при подсчете страхового стажа истца, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных ЖИВ требований о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком и признании за истцом права на получение пенсии по старости с <дата>.

Частью 1 статьи 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 этого же Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в приведенной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку в удовлетворении искаЖИВ отказано, требование о взыскании судебных расходов в виде государственной пошлины также не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 30 ░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                 ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-2368/2023 ~ М-131/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Жижина Ирина Валерьевна
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Ахметзянова Альбина Фаязовна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
19.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2023Передача материалов судье
25.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.04.2023Предварительное судебное заседание
30.05.2023Предварительное судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2023Дело оформлено
25.12.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее