Дело № 2-2158/2023
УИД 53RS0022-01-2023-000740-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2023 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Антоновой Н.И.,
с участием представителя истца Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области Алёнкина А.В.,
при секретаре Анциферовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к ООО «Технопарк Пролетарий» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области (далее Инспекция) обратилась в суд с иском к ООО «Технопарк Пролетарий» об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование требований, что Объект культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры) - № расположенный по адресу: <адрес> принят на государственную охрану приказом комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ Приказом ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) №). Приказом инспекции государственной охраны культурного наследия товгородской области (далее инспекция) от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) № - «№ Предмет охраны данного объекта культурного наследия утвержден Приказом инспекции от ДД.ММ.ГГГГ Предметом охраны объекта культурного наследия - «№ является архитектурные особенности памятника, в том числе и фасады здания в целом. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости собственниками данного здания является: общество с ограниченной ответственностью «Технопарк Пролетарий» №. Здание объекта культурного наследия № находится в ненадлежащем состоянии.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Технопарк Пролетарий»:
- в течение месяца с момента вступления в силу решения суда ограничить доступ в объект культурного наследия - №
- в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда провести на объекте культурного наследия - «№ противоаварийные работы;
- течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить разработку проектной документации по сохранению выявленного объекта культурного наследия - № с заключением государственной историко- культурной экспертизы;
- в течение года с момента вступления в силу решения суда при наличии разработанной проектной документации по сохранению выявленного объекта культурного наследия - № провести работы по его сохранению.
В судебном заседании представитель истца Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области Алёнкин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Технопарк Пролетарий», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Новгородского муниципального района и Администрации Пролетарского городского поселения надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Уважительных причин не явки, а так же ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу требований пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-Ф3) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон № 73-ФЗ) лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
На основании ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В судебном заседании установлено, что объект культурного наследия регионального значения (памятник истории и культуры) - № расположенный по адресу: <адрес> принят на государственную охрану приказом комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ Приказом ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов №.
Приказом ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов №
Предмет охраны данного объекта культурного наследия утвержден Приказом инспекции от ДД.ММ.ГГГГ
Предметом охраны объекта культурного наследия - № является архитектурные особенности памятника, в том числе и фасады здания в целом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости собственниками данного здания является: общество с ограниченной ответственностью «Технопарк Пролетарий» №. Здание объекта культурного наследия № находится в ненадлежащем состоянии.
ДД.ММ.ГГГГ в инспекцию поступило обращение № по факту ненадлежащего содержания здания - объекта культурного наследия «№
По данному факту сотрудником инспекции проведено выездное обследование технического состояния объекта ДД.ММ.ГГГГ года, в ходе которого установлено:
Объект культурного наследия № представляет собой трехэтажное протяженное здание, главный (западный) фасад которого выходит на № улицу. Первоначальная часть главного корпуса прямоугольная в плане, к торцевому северному фасаду в ДД.ММ.ГГГГ г. пристроена двухэтажная) часть из силикатного кирпича, а к торцевому южному фасаду – трехэтажная пристройка. Со стороны дворового восточного фасада имеется небольшой ризалит, увеличенный поздними пристройками из силикатного кирпича в ширину с обеих сторон. Первоначальные стены корпуса из красного кирпича, главный фасад оштукатурен и окрашен, при этом местами наблюдается отслоение штукатурного слоя. Стены дворового фасада неоштукатуренные, окрашены по кирпичу. Стены торцевых фасадов, находящиеся внутри поздних пристроек оштукатурены и побелены. На фасадах значительные участки деструкции кирпичной кладки, также наблюдается деструкции штукатурно-красочного слоя. Крыша двухскатная, кровельное покрытие из оцинкованной стали. На обеих скатах кровли слуховые окна. Все оконные проёмы первоначальной части здания с лучковыми перемычками. Часть проемов заложена (на первом этаже главного фасада, на торцевых фасадах, на дворовом фасаде. Оконные и дверные заполнения частично отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что здание объекта культурного наследия «№ находится в ненадлежащем состоянии.
Кроме того в судебном заседании установлено, что в результате обрушения внешней стены, произошедшего в ДД.ММ.ГГГГ были повреждены межэтажные конструкции и деформирована кровля здания. В настоящее время дверные проемы в здание остаются открытыми, доступ в здание не ограничен.
Памятник находится в аварийном состоянии.
Техническое состояние памятника зафиксировано фотофиксацией и описано в протоколе осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, в судебном заседании установлено, что информация о наличии разработанной проектной документации по указанному объекту культурного наследия в инспекции отсутствует.
Заявлений о выдаче соответствующих заданий на проведение работ по сохранению данного объекта культурного наследия, а также разрешений на проведение работ по его сохранению до настоящего времени в инспекцию не поступало, какие-либо работы по сохранению объекта культурного тследия не ведутся.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 40 Закона № 73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (ст.47.2 Закона № 73-ФЗ).
Лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять установленные законом требования в отношении таких объектов.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие мер по сохранению здания может привести к его разрушению и последующей утрате.
Учитывая вышеизложенное, суд считает требования Инспекции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом
Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, учитывая время, необходимое для решения указанных в иске требований, суд полагает возможным определить испрашиваемый истцом срок со дня вступления в законную силу настоящего решения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в местный бюджет госпошлину в сумме 300 руб. 00 коп., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к ООО «Технопарк Прорлетарий» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ООО «Технопарк Пролетарий» №
- в течение месяца с момента вступления в силу решения суда ограничить доступ в объект культурного наследия - №
- в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда провести на объекте культурного наследия - «№ противоаварийные работы;
- течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда обеспечить разработку проектной документации по сохранению выявленного объекта культурного наследия - № с заключением государственной историко- культурной экспертизы;
- в течение года с момента вступления в силу решения суда при наличии разработанной проектной документации по сохранению выявленного объекта культурного наследия - «№ провести работы по его сохранению.
Взыскать с ООО «Технопарк Пролетарий» №) в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд с подачей жалобы через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения, то есть с 13 июня 2023 года.
Председательствующий Н.И. Антонова