Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 06 октября 2021 года
Яковлевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Нестеровой Т.А.
при секретаре ФИО5,
с участием представителя истца - ФИО7,
ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>» к ФИО2 о взыскании необоснованно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно,
установил:
КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» обратилось в суд с иском к ФИО2, в котором просит взыскать с ответчика необоснованно полученную ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет в размере 115536 рублей 00 копеек.
В обоснование доводов заявления указывает, что ФИО10 являлась получателем ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ответчик).
Отделением по Арсеньевскому городскому округу (далее - истец, Отделение) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечнядокументов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О защите прав ребенка в <адрес>», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» (далее - Постановление) ответчику необоснованно назначена и выплачена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1.2 Постановления право на ежемесячную выплату возникает у нуждающейся в социальной поддержке семьи, воспитывающей ребёнка в возрасте от трех до семи лет включительно, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 обратилась с заявлением за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с п. 3.3 Постановления документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к настоящему Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) и не истребуются структурным подразделением КГКУ у заявителя.
В соответствии с п. 3.5 заявитель несёт ответственность за достоверность и полноту представленных документов и сведений, которые в них содержатся.
ДД.ММ.ГГГГ был направлен СМЭВ запрос о предоставлении доходов на супруга заявителя – ФИО4 в ФНС «О доходах физических лиц по справкам 2-НДФЛ» за 2019 год и получен ответ, что данные не найдены.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2. назначена ежемесячная денежная выплата на ребёнка в возрасте от трех до семи лет включительно на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без учета дохода ее супруга ФИО4.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 направлено уведомление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно с примечанием о том, что при назначении выплаты среднедушевой доход семьи рассчитан без учёта сведений о доходах супруга по месту службы (работы), а при поступлении в структурное подразделении информации о доходах супруга и в случае превышения среднедушевого семьи на дату принятия решения о назначении выплаты,ежемесячная денежная выплата будет прекращена. Излишне выплаченные суммы возмещаются получателем добровольно. В случае отказа от добровольного возврата излишне выплаченных сумм они будут взысканы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
При получении справок о доходах ФИО4 из Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр МО РФ» отделением ДД.ММ.ГГГГ сделан перерасчёт среднедушевого дохода семьи. В результате перерасчета среднедушевой доход семьи ответчика (28880,47 рублей) превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты (13189,00 рублей).
ДД.ММ.ГГГГ отделом вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании абз. 2 п. 5.5 Постановления по причине того, что среднедушевой доход выше прожиточного минимума, выплата прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.
Составлен протокол переплаты от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении необоснованно полученных денежных средств наличными на основании п. 1.2, п. 5.5 превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной <адрес> на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Ответчиком необоснованно получена сумма за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 115 536 рублей.
Согласно абз. 3 п. 5.7 Постановления в случае прекращения предоставления ежемесячной выплаты, излишне выплаченные получателю суммы возвращаются получателем добровольно.
В случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных сумм они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ отделением направлено уведомление ответчику о необходимости возвращения необоснованно полученной суммы в добровольном порядке, однако до настоящего времени сумма долга ответчиком не возмещена.
Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что сотрудниками учреждения исполнены обязанности по направлению запросов с использованием СМЭВ, в том числе в ФНС и УФО, но запросы вернулись без данных. Оснований для отказа в назначении выплаты не имелось. При этом заявительницей было направлено только заявление. На сайте имеется таблица, с помощью которой заявитель может рассчитать свой доход и узнать, имеет ли он право на выплаты. В настоящее время с Министерством обороны налажен контакт, и оно предоставляет сведения о доходах, а ранее не предоставляли. Заявительницу уведомляли, что расчет дохода произведен без учета дохода супруга. Это делалось для того, что бы она поняла это и если, что известила о том, что супруг военнослужащий и имеет доход.
Ответчица ФИО10 с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что Постановлением <адрес> от 24.04.2020г. №-пп «Об утверждении Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно» установлено, что все необходимые для назначения пособия документы должны запрашиваться структурными подразделениями КГКУ самостоятельно и не истребуются у заявителя. Она подала заявление через портал Госуслуг без предоставления сведений о доходах своего супруга. Указала, что самостоятельно рассчитывать среднедушевой доход своей семьи она не обязана, так как решение о назначении либо отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается структурным подразделение КГКУ в течение десяти дней со дня приема заявления. 27.07.2020г ей была назначена ежемесячная выплата на ребенка и направлено уведомление о том, что при назначении выплаты среднедушевой доход семьи рассчитан без учета сведений о доходах ее супруга. Считает, что ей была излишне выплачена сумма пособия по вине органа назначившего государственное пособие, которые своевременно не запросили информацию о доходах ее супруга и, не имея ее, назначили выплату. Просила в иске отказать, поскольку переплата произошла не по ее вине.
Также в судебном заседании ФИО10 пояснила, что ей было понятно, что выплата назначена без учета доходов ее супруга. Кона доступа к личному кабинета мужа и сведениям о его заработной плате не имеет. Решение об обращении с заявлением о начислении выплаты принималось ею и супругом совместно.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на сына – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предусмотренной для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, без предоставления документов, подтверждающих доход семьи.
КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия был направлен запрос сведений о доходах на супруга ФИО4 за 2019 год, на который получен ответ, что данные не найдены.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплата производилась ежемесячно, путем начисления денежных средств на лицевой счет ФИО2 в ПАО Сбербанк.
ФИО2 разъяснено, что при назначении указанной ежемесячной денежной выплаты среднедушевой доход ее семьи рассчитан без учета сведений о доходах, полученных ею и ее супругом по месту работы (службы). При поступлении в структурное подразделение информации об их доходах и в случае превышения среднедушевого дохода семьи на дату принятия решения о назначении выплаты, ежемесячная денежная выплата будет прекращена. Излишне выплаченные суммы возвращаются получателем добровольно. В случае отказа от добровольного возврата излишне выплаченных сумм они будут взысканы в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ для проверки сведений, необходимых для назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, истцом произведен запрос в филиал № ФКУ «УФО министерства обороны РФ по <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о размере дохода супруга ответчицы за 2018, 2019 годы.
В связи с поступившими сведениями о доходах супруга ответчицы был произведен перерасчет среднедушевого дохода семьи ФИО2 В результате перерасчета установлено, что среднедушевой доход семьи ответчицы превысил величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты, и составил 28 880 рублей 47 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ был вынесен протокол переплаты №, в котором разъяснены основания переплаты, а также порядок и срок возврата необоснованно полученных сумм ответчицей.
ДД.ММ.ГГГГ Отделением по Арсеньевскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» вынесено решение о прекращении выплаты ФИО2 ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в <адрес> на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, о чем ответчице направлено уведомление.
Кроме того ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено уведомление ФИО2, в котором предложено добровольно возвратить излишне выплаченные суммы в месячный срок, а также разъяснена возможность обращения за их взысканием в судебном порядке.
Сведений о возврате ответчицей истцу указанных сумм суду не представлено.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В силу п. 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии с п. 1, 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Размер ежемесячной выплаты установлен в 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» установлено, что документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден настоящим Постановлением, не истребуются уполномоченным органом у заявителя (за исключением сведений о рождении ребенка при регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации), а запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся (п. 12, 13). Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 14).
При этом Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп установлен порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
В силу п. 7(1) закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О защите прав ребенка в <адрес>» предусмотрена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно для семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес> за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты, установленного в <адрес>.
Указанная ежемесячная денежная выплата на ребенка назначается и выплачивается в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно».
В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого денежного дохода, включаются все виды оплаты труда и дополнительного дохода по всем местам работы, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, другие доходы, в том числе алименты, получаемые членами семьи.
При этом п. 3.3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп также установлено, что документы (сведения) для назначения ежемесячной выплаты, указанные в Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, являющемся приложением к настоящему Порядку, запрашиваются структурным подразделением КГКУ самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ) и подключаемых к ней региональных СМЭВ, а также в единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) и не истребуются структурным подразделением КГКУ у заявителя.
В случае прекращения предоставления ежемесячной выплаты необоснованно выплаченные получателю суммы возвращаются получателем добровольно. В случае отказа получателя от добровольного возврата необоснованно выплаченных ему сумм они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (п. 5.7 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп).
Из смысла приведенных положений следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно назначается и выплачивается с учетом среднедушевого размера дохода семьи получателя, лицо, получающее выплату обязано известить орган, осуществляющий выплату пособий о наличии обстоятельств, влияющих на размер дохода семьи, и как следствие на право получать ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет. Факт уклонения от предоставления таких сведений получателем выплаты следует расценивать как виновное действие, влекущее взыскание выплаченных сумм в качестве неосновательного обогащения.
Тот факт, что ФИО10 не представила истцу сведения о том, что в спорный период среднедушевой доход ее семьи был выше величины прожиточного минимума на душу населения, установленную в <адрес>, свидетельствует о ее недобросовестности, поскольку не знать об этом она не могла.
Довод ответчицы об отсутствии в ее действиях недобросовестности судом не принимается, поскольку материалами дела подтверждено, что при назначении ежемесячной выплаты ответчик письменно уведомлялась о том, что при назначении указанной ежемесячной денежной выплаты среднедушевой доход ее семьи рассчитан без учета сведений о доходах, полученных ею и ее супругом по месту работы (службы). При поступлении в структурное подразделение информации об их доходах и в случае превышения среднедушевого дохода семьи на дату принятия решения о назначении выплаты, ежемесячная денежная выплата будет прекращена. В случае неясности возложенных на нее обязанностей имела возможность обратиться за соответствующими разъяснениями. Таким образом, в поведении ответчицы усматривается умышленное сокрытие сведений, влияющих на право получения выплаты.
Довод ответчицы о недобросовестном отношении к своей работе со стороны работников самого учреждения также не принимается судом, поскольку органы социальной защиты населения имеют право осуществлять дополнительную проверку сведений, содержащихся в представленных ею документах, но не обязаны осуществлять такую проверку при каждом обращении граждан. Кроме того из объяснений представителя истца следует, что сотрудниками учреждения производились запросы как с использованием СМЭВ, так и направлялись в УФО.
В ходе судебного заседания ответчицей факт получения пособия в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 115 536 рублей не оспаривался.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, в связи с чем с ФИО2 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 3510 рублей 72 копейки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>» к ФИО2 о взыскании необоснованно полученной ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения <адрес>» необоснованно полученные ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 115 536 (сто пятнадцать тысяч пятьсот тридцать шесть) рублей 00 копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Яковлевского муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 3 510 (три тысячи пятьсот десять) рублей 72 копейки.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Яковлевский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.А. Нестерова