Дело № 2-406/2023
УИД46RS0016-01-2023-000391-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2023 года город Обоянь
Обоянский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Романенко И.М., при секретаре судебного заседания Сербиевой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алпеевой Зои Сергеевны к администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области и МКУ «Центр Бюджетного учёта» Обоянского района Курской области о признании права на получении пенсии за выслугу лет муниципального служащего,
УСТАНОВИЛ:
Алпеева З.С. обратилась в суд с иском к администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области и МКУ «Центр Бюджетного учёта» Обоянского района Курской области о признании права на получении пенсии за выслугу лет муниципального служащего. Свои требования мотивировала тем, что она занимала должность главного специалиста-эксперта администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области. Распоряжением Главы Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области №1-р от 01 февраля 2011 года трудовой договор с истцом был расторгнут на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ. Распоряжением администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области №1-р от 01 февраля 2023 года ей была назначена по выслуге лет с 01 февраля 2023 года в размере 3 023 рубля. Между тем, истец полагает, что пенсия по выслуге лет её как муниципальному служащему подлежит назначению с 20 августа 2021 года, когда был принят Закон Курской области №66 «О внесении изменений в абз.1 ч.1 ст.8 Закона Курской области от 13 июня 2007 года №60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области». В связи с этим истец просит признать за ней право на получение пенсии за выслугу лет муниципального служащего в соответствии с решением Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 24 декабря 2021 года №12/54 с 20 августа 2021 года, а также возложить на ответчиков обязанность произвести перерасчёт и доплату ей пенсии за выслугу лет муниципального служащего за период с 20 августа 2021 года по 31 января 2023 года.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям, указанным в иске, полагая, что у истца право на назначение пенсии за выслугу лет муниципального служащего возникло с момента вступления в законную силу Закона Курской области от 20 августа 2021 года №66-ЗКО «О внесении изменения в абзац первый части 7 статьи 8 Закона Курской области «О муниципальной службе в Курской области». Истец пояснила, что впервые она обратилась в администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области с просьбой начислить её пенсию за выслугу лет в середине декабря 2021 года, однако в связи с окончанием года представитель администрации попросил её придти после Нового года. 17 января 2022 года она вновь обратилась к ответчику с просьбой назначить ей пенсию за выслугу лет, однако ей отказали, пояснив, что такая пенсия ей не положена. В дальнейшем она изучила нормативно-правовые документы и пришла к выводу, что у неё имеется право на получении пенсии за выслуг муниципального служащего, в связи с чем в феврале 2023 года она вновь обратилась в администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области и написала соответствующее заявление, после чего с 01 февраля 2023 года ей была назначена указанная пенсия в размере 3 023 рубля ежемесячно. Также указала, что как в декабре 2021 года, так и в январе 2022 года она приходила в администрацию вместе с Гайфутдиновой Е.А., которая пенсия за выслугу лет была назначена с 06 сентября 2021 года по её заявлению от 17 января 2022 года.
Представитель ответчика администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области Фурсова Н.Н. оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Представитель ответчика МКУ «Центр Бюджетного учёта» Обоянского района Курской области Долгова М.Н. виске, заявленном к МКУ «Центр Бюджетного учёта» просила отказать, поскольку решение о назначении пенсии учреждением не принимается. Разрешение исковых требований, заявленных к администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области, оставила на усмотрение суда.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Муниципальная служба в силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон о муниципальной службе в РФ) представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим в соответствии с ч.1 ст.10 Закона о муниципальной службе в РФ является гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета.
Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ч.1 ст.6 Закона о муниципальной службе в РФ).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определённые гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств (Постановление от 16 июля 2007 года №12-П; Определения от 8 февраля 2001 года №45-О, от 10 октября 2013 года №1591-О и др.).
В соответствии со ст.3 Закона о муниципальной службе в РФ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в Законе о муниципальной службе в РФ в числе основных прав муниципального служащего (п.12 ч.1 ст.11). Статьёй 23 Закона о муниципальной службе в РФ муниципальному служащему гарантируется, в том числе, пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ) пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях») и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счёт средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Право на пенсионное обеспечение муниципального служащего в Курской области закреплено в ст.8 Закона Курской области от 13 июля 2007 года №60-ЗКО «О муниципальной службе в Курской области» (далее Закон №60-ЗКО от 13 июля 2007 года), в Правилах определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области (далее Правила определения) Правилах обращения за пенсией за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области, её назначения, пересчёта размера, выплаты, индексации и ведения пенсионной документации (далее Правила обращения), утверждённых решением Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 24 декабря 2021 года №12/53, а также в решении Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 24 декабря 2021 года №12/54 «Об определении размера части страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» применяемого для вычета при определении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему в муниципальном образовании «Котельниковский сельсовет» Обоянского района Курской области» (далее решение Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 24 декабря 2021 года №12/54).
В соответствии с ч.7 ст.8 Закона №60-ЗКО от 13 июля 2007 года и п.1.6. Правил обращения при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», муниципальному служащему назначается пенсия за выслугу лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», а также части страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в размере, определяемом муниципальным правовым актом (согласно п.1 решения Собрания депутатов от 24 декабря 2021 года №12/54 – два процента). За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и части страховой пенсии, указанной в настоящей части, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка муниципального служащего, определенного в соответствии с муниципальным правовым актом.
В силу требований ч.13 ст.8 Закона №60-ЗКО от 13 июля 2007 года и п.4.19 Правил обращения пенсия за выслугу лет назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Согласно п.5 Решения Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 24 декабря 2021 года №12/53 данное решение вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 06 сентября 2021 года.
По мнению суда, указание в п.2 Решения Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 24 декабря 2021 года №12/54 на то, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 20 августа 2021 года, является неверным, поскольку Закон Курской области от 20 августа 2021 года №66-ЗКО «О внесении изменения в абзац первый части 7 статьи 8 Закона Курской области «О муниципальной службе в Курской области» вступил в законную силу 06 сентября 2021 года.
Из раздела 2 Правил обращения следует, что муниципальный служащий, имеющий право на пенсию за выслугу лет, подаёт в администрацию Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области письменное заявление по предусмотренной форме с необходимыми документами, а администрация Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области осуществляет приём от муниципального служащего заявления и необходимых документов.
В суде установлено, что Алпеева З.С. занимала должность главного специалиста-эксперта администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области. Распоряжением Главы Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области №1-р от 01 февраля 2011 года трудовой договор с истцом был расторгнут на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Распоряжением ВрИО главы администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области Фурсовой Н.Н. №1-р от 01 февраля 2023 года на основании заявления Алпеевой З.С. от 10 февраля 2023 года последней с 01 февраля 2023 года назначена пенсия за выслугу лет в размере 3 023 рубля.
Представитель администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области не оспаривал право Алпеевой З.С. на назначении пенсии за выслугу лет муниципального служащего с 06 сентября 2023 года, однако пенсия ей была назначена в соответствии с требованиями ч.13 ст.8 Закона №60-ЗКО от 13 июля 2007 года с 1-го числа месяца, в котором истец подала заявление о назначении пенсии.
Между тем, суд полагает, что истец доказала факт её обращения за назначением пенсии за выслугу лет муниципального служащего до принятия Собранием депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области решений от 24 декабря 2021 года №12/53 и №12/54, в середине декабря 2021 года.
Так допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО7 и являющаяся в декабре 2021 года – январе 2022 года сотрудником администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области Свидетель №1 суду подтвердили, что истец и ФИО7 впервые обратились в администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области с просьбой начислить им пенсию за выслугу лет в середине декабря 2021 года, однако в связи с окончанием года представитель администрации попросил их придти после Нового года. 17 января 2022 года они вновь обратилась к ответчику с просьбой назначить им пенсию за выслугу лет, однако истцу отказали, пояснив, что такая пенсия ей не положена, а заявление ФИО7 приняли.
Более того, показания свидетеля ФИО7 и объяснения истца о дате обращения Алпеевой З.С. за назначением пенсии за выслугу лет муниципальному служащему подтверждаются исследованным в судебном заседании личным делом ФИО7, согласно которому последняя с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет муниципального служащего обратилась в администрацию Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области 17 января 2022 года. Распоряжением главы Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области №3-р от 17 января 2022 года пенсия за выслугу лет ФИО7 назначена с 06 сентября 2021 года.
Таким образом, учитывая, что Закон Курской области от 20 августа 2021 года №66-ЗКО «О внесении изменения в абзац первый части 7 статьи 8 Закона Курской области «О муниципальной службе в Курской области» вступил в законную силу 06 сентября 2021 года, Решения Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 24 декабря 2021 года №12/53 и 12/54 распространялись на правоотношения, возникшие с 06 сентября 2021 года, исходя из того, что Алпеева З.С. соответствовала требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на назначении пенсии за выслугу лет муниципального служащего, уже с 06 сентября 2021 года и обратилась за назначением данной пенсии до принятия вышеуказанных решений Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области, когда отсутствовала форма заявления на назначение пенсии за выслугу лет, суд приходит к выводу, что у истца право на назначении пенсии за выслугу лет возникло именно с 06 сентября 2021 года.
В связи с этим на администрацию Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области следует возложить обязанность произвести перерасчёт и доплату Алпеевой З.С. пенсии за выслугу лет муниципального служащего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований, заявленных к МКУ «Центр Бюджетного учёта» Обоянского района Курской области, поскольку в силу требований п.п. 4.15., 6.2. Правил обращения распоряжения как о назначении, так и о перерасчёте пенсии за выслугу лет муниципального служащего принимаются исключительно администрацией Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алпеевой Зои Сергеевны к администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области о признании права на получении пенсии за выслугу лет муниципального служащего, удовлетворить.
Признать за Алпеевой Зоей Сергеевной право на получение пенсии за выслугу лет муниципального служащего в соответствии с решением Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 24 декабря 2021 года №12/53 «О правилах определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области, Правилах обращения за пенсией за выслугу лет лиц, замещавших должности муниципальной службы Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области, её назначения, пересчёта размера, выплаты, индексации и ведения пенсионной документации», а также решением Собрания депутатов Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 24 декабря 2021 года №12/54 «Об определении размера части страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» применяемого для вычета при определении пенсии за выслугу лет муниципальному служащему в муниципальном образовании «Котельниковский сельсовет» Обоянского района Курской области» с 06 сентября 2021 года.
Возложить на администрацию Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области обязанность произвести перерасчёт и доплату Алпеевой Зое Сергеевне пенсии за выслугу лет муниципального служащего за период с 06 сентября 2021 года по 31 января 2023 года.
В удовлетворении исковых требований Алпеевой Зои Сергеевны к МКУ «Центр Бюджетного учёта» Обоянского района Курской области о признании права на получении пенсии за выслугу лет муниципального служащего отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Обоянский районный суд Курской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, то есть с 30 августа 2023 года.
Председательствующий