Судья: Энгель А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело №33-7941/2024
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-441/2024)
25 июня 2024 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ивановой Е.Н. и Акининой О.А.,
при секретаре – Меньшовой В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе - администрации городского округа Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 10 января 2024 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить.
Признать решение Администрации городского округа Тольятти (Выписка из распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти №) об отказе Коновалову И. Р. в составе семьи 4 (четырех) человек в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты недействительным.
Обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Коноваловой Д.Ф., Коновалову И.Р. социальную выплату на приобретение жилого помещения, для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) в сумме, превышающей 292 236 рублей 32 копейки по кредитному (ипотечному) договору № от 17 апреля 2020 года, заключенному с «Газпромбанк» (Акционерное общество) и Коноваловой Д.Ф., Коноваловым И.Р. на приобретение жилого помещения, рассчитанной в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 27 марта 2023 года №233, в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья для семей, имеющих одного ребенка или более детей.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание доводов апелляционной жалобы представителя ответчика – администрации г.о. Тольятти – Беляевой Л.А., возражения на жалобу представителя истцов – Коновалова И.Р. и Коноваловой Д.Ф. – Кобзарева М.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истцы – Коновалов И.Р. и Коновалова Д.Ф. обратились в суд с иском о признании незаконным распоряжения муниципального органа и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения к ответчику - администрации г.о. Тольятти в обоснование своих требований указав, что распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 21 декабря 2015 года №9367-р/5 семья Коновалова И.Р. в составе трёх человек, признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации названной подпрограммы. Выпиской из распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти от 16 августа 2021 года №6091-р/5 Коновалов И.Р. в составе семьи 3 человека с 11 ноября 2015 года признан состоящим на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также с 9 декабря 2015 года участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей по ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Выпиской из распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти от 14 июля 2023 года №5086-р/5 Коновалов И.Р. признан состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещения и участниками федерального проекта в составе семьи 4 человека с 9 декабря 2015 года. Выпиской из распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти от 14 августа 2023 года №6067-р/5 отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства. В обоснование отказа указано, что пунктом 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не предусмотрено использование социальной выплаты на погашение кредита, направленного на потребительские цели. Коноваловым И.Р. и его супругой по договору купли - продажи приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: Самарская область, город Тольятти, улица Гидротехническая, дом 22, квартира 1, кадастровый номер: 63:09:0201060:16122. Указанный объект недвижимости приобретен с использованием заемных средств по кредитному договору №632/1019-0000001 от 15 октября 2018 года, по условиям которого кредитором Банк ВТБ заёмщику Коноваловой Д.Ф. (супруга) предоставлен кредит в размере 2 385 000 рублей для приобретения предмета ипотеки. Между «Газпромбанк» и Коноваловой Д.Ф., Коноваловым И.Р. выступающих совместно как солидарные заемщики заключен кредитный договор (индивидуальные условия ипотечного кредита) от 17 апреля 2020 года №1939-ИП-ОЗ7/1003/20, согласно которому кредитором предоставлен целевой кредит на следующие цели использования (указанные в п. 12 договора): для полного досрочного погашения задолженности по кредитному договору от 15 октября 2018 года №632/1019-0000001 в сумме 2 650 000 рублей; в том числе, на потребительские цели в сумме 292 236 рублей 32 копейки. Таким образом, обязательства по кредитному договору от 15 октября 2018 года были исполнены за счет денежных средств по кредитному договору от 17 апреля 2020 года, по условиям которого, обеспечением обязательств созаемщиков является залог (ипотека) объекта недвижимости. Ответом от 25 июля 2023 года №291.23/4517/23 «Газпромбанк» указал на очередность исполнения, заёмщиками своих обязательств, отметив, что технически в банке не реализовано погашение потребительской части задолженности до погашения ипотечной части задолженности. Таким образом разделить сумму задолженности не представляется возможным. В связи с чем, имеются препятствия для получения спорной социальной выплаты.
На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истцы просили суд: 1) признать решение администрации городского округа Тольятти (Выписка из распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти №6067-р/5) об отказе Коновалову И. Р. в составе семьи 4 (четырех) человек в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты недействительным; 2) обязать Администрацию городского округа Тольятти предоставить Коноваловой Д.Ф. и Коновалову И.Р. социальную выплату на приобретение жилого помещения, для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) в сумме, превышающей 292 236 рублей 32 копейки по кредитному (ипотечному) договору №1939-ИП-037/1003/20 от 17 апреля 2020 года, заключенному с «Газпромбанк» (Акционерное общество) и Коноваловой Д.Ф. и Коноваловым И.Р. на приобретение жилого помещения, рассчитанной в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 27 марта 2023 года №233, в размере 35 % расчетной (средней) стоимости жилья для семей, имеющих одного ребенка или более детей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик – администрация г.о. Тольятти считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – администрации г.о. Тольятти судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу подпунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии пунктом 2 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, действовавшая до 1 января 2018 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Как указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, с 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Указанная государственная программа состоит из основных мероприятий, в том числе, основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" со сроком реализации 2018 - 2025 годы.
Как следует из основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", целью указанного основного мероприятия является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Задачами основного мероприятия являются: предоставление молодым семьям - участникам основного мероприятия социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса; - создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья. Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства устанавливаются правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее - Правила).
Пунктом 1 определено, что настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 6).
Для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д", "ж" и "з" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам (при личном обращении в орган местного самоуправления по месту жительства) в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; е) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета каждого члена семьи (п. 18).
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся Приложением N 4 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, право молодой семьи на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, выдача которого на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Срок действия свидетельства составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве (пункты 3 - 5 Программы).
Пунктом 42 названных Правил в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы: а) договор банковского счета; б) кредитный договор (договор займа); в) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома; г) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Из материалов дела видно, что распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 21 декабря 2015 года № семья Коновалова И.Р., состоящая на тот период из трех человек: супруга- Коновалова Д.Ф., сын- Коновалова Д.Ф., признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещение или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации названной подпрограммы, о чем было направлено извещение, направленное Мэрией городского округа Тольятти Департамента по управлению муниципальным имуществом от 3 декабря 2015 года №, а также письмо Мэрии городского округа Тольятти Департамента по управлению муниципальным имуществом от 23 декабря 2015 года №.
14 июля 2023 года Выпиской из распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти № Коновалова И.Р. признан состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и участниками федерального проекта в составе семьи 4 человека с 9 декабря 2015 года, в связи с рождением ребенка, Коновалова Р.И., 2023 года рождения.
Из материалов дела следует, что 15 октября 2018 года между ООО «Тольяттинский завод железобетонных изделий», в лице Генерального директора ООО «Управляющая компания Курс», с одной стороны, и Коновалова Д.Ф., Коновалова И.Р. с другой стороны, заключен договор купли-продажи, на основании которого приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер: <данные изъяты>). Цена объекта 2650000,00 рублей.
Указанный объект недвижимости приобретен за счет собственных средств в размере 265 000,00 рублей, а так же с использованием заемных средств по кредитному договору № от 15 октября 2018 года в размере 2 385 000,00 рублей, по условиям которого кредитором Банк ВТБ заёмщику Коноваловой Д. Ф. (супруга) предоставлен кредит для приобретения предмета ипотеки.
Судом первой инстанции также установлено, что 17 апреля 2020 года «Газпромбанк» (Акционерное общество) и Коноваловой Д.Ф., Коноваловым И.Р., выступающих совместно как солидарные заемщики, заключен кредитный договор №, согласно которому кредитором был предоставлен целевой кредит на цели, указанные в п. 12 договора:
- для полного досрочного погашения задолженности по Кредитному договору от 15 октября 2018 г. № в сумме 2 650 000 рублей;
- на потребительские цели в сумме 292 236, 32 рублей.
Соответственно, обязательства по кредитному договору от 15 октября 2018 года были исполнены за счет денежных средств по кредитному договору от 17 апреля 2020 года, по условиям которого, обеспечением обязательств созаемщиков является залог (ипотека) объекта недвижимости.
Материалами дела установлено, что 23 июня 2023 года истцы обратились в «Газпромбанк» «Акционерное общество) с заявлениями о заключении дополнительного соглашения к кредитному договору о первоначальном списании ежемесячных платежей в счет задолженности по недвижимости и предоставлении справки об остатке основного долга с разделением платежей.
В ответе АО «Газпромбанк» от 25 июля 2023 года разъяснен порядок и очередность списания задолженности, а так же указано на отсутствие технической реализации погашения потребительской части задолженности до погашения ипотечной части задолженности по договору, т.к. указанные условия не содержатся в договоре, с приложением справки об остатке задолженности.
Судом первой инстанции установлено, что 3 августа 2023 года истцы обратились в администрацию городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении социальной выплаты.
Выпиской из распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти от 14 августа 2023 года № отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с пунктом 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не предусмотрено использование социальной выплаты на погашение кредита, направленного на потребительские цели.
С учетом указанного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска - признании незаконным распоряжения заместителя главы городского округа Тольятти № возложении на ответчика обязанности предоставить Коноваловой Д.Ф. и Коновалову И. Р. социальную выплату на приобретение жилого помещения, для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) в сумме, превышающей 292 236 рублей 32 копейки по кредитному (ипотечному) договору № от 17 апреля 2020 года, заключенному с «Газпромбанк» (Акционерное общество) и Коноваловой Д.Ф., Коноваловым И.Р. на приобретение жилого помещения, рассчитанной в соответствии с пунктом 13 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 27 марта 2023 года №233, в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья для семей, имеющих одного ребенка или более детей, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что большая часть кредитных средств направлена на приобретение жилья, а не на потребительские цели.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050, не содержат прямого запрета на предоставление кредитного договора заключенного не только на объект жилого дома, но и для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга).
Таким образом, поскольку жилой дом приобретен истцами с использованием средств потребительского кредита на приобретение жилья, они вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.
Доводы, приведенные администрацией в жалобе не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 10 января 2024 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 3 июля 2024 года.
Председательствующий –
Судьи -