Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3412/2024 от 03.02.2024

Судья: Козлова М.А. гр. дело № 33-3412/2024

(номер дела суда первой инстанции 2-1972/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Самара 12 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Катасонова А.В.,

судей Александровой Т.В., Серикова В.А.,

при помощнике судьи Емельяновой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мальковой Т.А. на решение Советского районного суда г. Самары от 24.10.2023, которым постановлено:

«Исковые требования Мальковой Т.А. к ООО «Экостройресурс» о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором заключенным с момента включения контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального района Красноярский и географических координат нахождения- оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Катасонова А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Малькова Т.А. обратилась в суд с иском к ООО «Экостройресурс» о признании договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором заключенным с момента включения контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального района Красноярский и географических координат нахождения.

В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником жилого дома в Загородном поселке «Искра» по адресу: <адрес>

Услуги по содержанию загородного поселка, в том числе и за утилизацию отходов согласно указанному Договору истцом оплачиваются, что подтверждается платежными документами (квитанциями) и Актом сверки за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ на территории загородного поселка «Искра» проходило собрание собственников, на котором представителем УК «Искра» были вручены квитанции регионального оператора ООО «Экостройресурс» за июль 2022 года с долгом в размере 7 776 рублей.

Каких либо уведомлений в адрес истца о том, что с ДД.ММ.ГГГГ деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется ООО «ЭкоСтройРесурс» не поступало, а так же о необходимости заключить с ООО «ЭкоСтройРесурс» договор на оказание таковых услуг.

Услуги по сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО на территории Самарской области осуществляется ООО «ЭкоСтройРесурс» истцу не оказывались.

Из ответа ООО «ЭкоСтройРесурс» истец узнала, что накопление ТКО по ее адресу проживания осуществляется децентрализованным способом и подлежит вывозу еженедельно. Ближайшая точка сбора отходов расположена на <адрес> Расстояние между точкой сбора и ее адресом проживания 1 км. 200м.

Однако, по указанному в ответе ООО «ЭкоСтройРесурс» специально предназначенные емкости для складирования ТКО не установлены. Кроме того, с момента регистрации до настоящего времени услуги по сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО она оплачивает ООО УК «Искра», что подтверждается квитанциями и Актом сверки.

Сбор и накопление ТКО осуществляется с контейнерной площадки оборудованной специальными емкостями (контейнерами).

С ДД.ММ.ГГГГ местом (площадкой) накопления ТКО, расположенных на территории площадка по адресу: <адрес> площадью 14 кв.м., в количестве 6 контейнеров.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнений, истец просила признать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором заключенным с момента включения контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального района Красноярский и географических координат нахождения.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Малькова Т.А. просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.

В заседании судебной коллегии Малькова Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно части 1, пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.

На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 24.7 Закона об отходах определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Закон об отходах в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Закона об отходах установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, ООО «ЭкоСтройРесурс» с ДД.ММ.ГГГГ является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории Самарской области.

Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области получен по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В зоне своей деятельности региональный оператор обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями в соответствии с заключенным соглашением, а также в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Малькова Т.А. приобрела земельный участок, общей площадью 1047 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно выписке из ЕГРН Малькова Т.А. является собственником жилого дома, площадью 184.2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и определены сведения и документы, необходимые для заключения договора и проведения начислений за оказанную региональным оператором услугу по обращению с ТКО.

Положениями Правил № 1156 установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами № 1156. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

На основании положений Закона № 89-ФЗ региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 указанного Закона.

Согласно пунктам 15-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания (пункт 1 статьи 426 ГК РФ). К публичным договорам относятся также иные договоры, прямо названные в законе в качестве таковых, например договор бытового подряда (пункт 2 статьи 730 ГК РФ), договор водоснабжения (часть 3 статьи 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (абзац восьмой статьи 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из положений пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) относятся коммерческая организация, некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится (потребителя). Для целей применения статьи 426 ГК РФ потребителями признаются физические лица, на которых распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица различных организационно-правовых форм, например, потребителями по договору оказания услуг универсальной связи являются как физические, так и юридические лица (подпункт 30 статьи 2, статья 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи"). Если категории потребителей определены лицом, обязанным заключить договор, то соответствующая информация должна быть доступна для потребителей, например размещена на официальном сайте такого лица.

В силу своей правовой природы договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, его условия установлены законом.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Разделом I(1) Правил № 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами (подпункт «в» пункта 8.1. Правил № 1156).

В соответствии с пунктом 8 (17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее – заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.4 Правил № 1156).

Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (пункт 8.5. Правил № 1156).

Пунктом 8.17 Правил № 1156 предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также в средстве массовой информации – в газете «Волжская коммуна» выпуск №343 (30578) от 25.12.2018.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.

Согласно пункту 8(18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Между Мальковой Т.А. и ООО УК «Искра» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор обслуживания загородного поселка «ИСКРА». Согласно п. 3.1 в соответствии с настоящим договором исполнитель обязуется оказать Заказчику услуги, предусмотренные приложением к настоящему договору, а исполнитель обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

Согласно п 9.1 указанный договор заключается сроком на 2 года, вступает в силу с момента его подписания сторонами, действует до ДД.ММ.ГГГГ.

Из п. 9.2 Настоящего договора следует, что если ни одна из сторон договора за 2 месяца до окончания срока действия договора не заявит о прекращении его действия, договор считается автоматически продленным на такой же период на тех же условиях.

Согласно приложению к договору обслуживания загородного поселка «Искра» от ДД.ММ.ГГГГ в перечень выполняемых работ в том числе входит организация (строительство и обустройство) контейнерной площадки; вывоз мусора.

Приложением к договору установлен тариф за содержание загородного поселка в размере 916, 94 руб.

Согласно приложению к договору – Правил проживания в загородном посёлке «Искра», п. 4.1. – вывоз и утилизация мусора и бытовых отходов осуществляется специализированной организацией, с которой Исполнитель заключает договор на обслуживание, в порядке и на условиях договора, п. 4.2 - твёрдые бытовые отходы выбрасываются только в специально предназначенные для этого контейнеры, установленные на контейнерной площадке, расположенной на въезде в поселок. (т. 1 л.д. 18-31)

Согласно договору на вывоз твердых бытовых отходов -А от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Мирненское ЖКХ» и ООО Искра», справки из ООО «Мирненское ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по вывозу мусора, справки из ООО «Мирненское ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ об оказании услуг по вывозу мусора, соглашения о расторжении от ДД.ММ.ГГГГ договора от ДД.ММ.ГГГГ в период с 2016 по ДД.ММ.ГГГГ вывоз твердых бытовых отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, осуществлялся обществом с ограниченной ответственностью «Мирненское жилищно - коммунальное хозяйство».

Между ООО УК «Искра» и ООО «Универсал Сервис» заключен договор возмездного оказания услуг по транспортированию отходов от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Исполнитель по договору принимает на себя обязательства по оказанию услуг по транспортированию отходов IV и V класса опасности (исключая ТКО).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО УК «Искра» заключен договор №ТКО-8 885 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п.1 настоящего договора на оказание услуг по обращению с ТКО, Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объёме и месте, которые определены настоящий договором, и обеспечивать их транспортирование, обработке, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги РО по цене, определенной в пределах утвержденного у установленном законом порядке единого тарифа на услугу РО. В силу п. 23 договора, он вступает в силу с даты начала оказания услуг – ДД.ММ.ГГГГ. Из п. 24 следует, что договор считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях. Согласно приложения указанному договору местом накопления ТКО установлено: <адрес>.

Между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО УК «Искра» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно п. 2 указанного договора Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) (п. 28).

Между ООО «ЭкоСтройРесурс» и ООО НПФ «Полигон» заключены договоры: на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ; оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ; П на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ; на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ; на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ООО НПФ «Полигон» (исполнитель) оказывает услуги по захоронению ТКО, а региональный оператор обязуется обеспечить передачу ТКО исполнителю.

Судом отклонены доводы истца со ссылками на наличие заключенного договора с ООО «Искра», поскольку пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», установлено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного следует, что ранее заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов договоры с момента заключения договора с региональным оператором утрачивают свою юридическую силу.

Приобретение юридическим лицом статуса регионального оператора исключает возможность наличия на рынке оказания услуг иных лиц, осуществляющих функции регионального оператора без наделения таковым статусом с первого числа месяца, последующего за датой утверждения тарифа.

С учетом установленной обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника твердых коммунальных отходов от этой обязанности и факт заключения им договора на обращение с твердых коммунальных отходов (либо входящих в этот термин одного или нескольких видов деятельности) с лицом, не являющимся региональным оператором.

В силу условий типового договора коммерческий учет объема и массы ТКО производится исходя из нормативов накопления ТКО, а потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.

В соответствии с пунктом 2 типового договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

Согласно пункту 6 типового договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 7 типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО ежемесячно, до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.

Согласно пункту 16 типового договора стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», в соответствии с условиями договора.

В соответствии с п.1 ст.13.3. ФЗ от 24.06.1998 №89-Фз «Об отходах производства и потребления» в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 №228.

Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включения в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен Правилами обустройства мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039.

Кроме того, в соответствии с п.2.6 Постановления Правительства Самарской области от 06.08.2018 №449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются ответственными за содержание контейнерных площадок, лицами с учетом установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и иного законодательства РФ.

Пунктом 8.6 Постановления Правительства Самарской области №449 предусмотрено, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников жилых помещений, несут собственники земельного участка, на которых расположены такие площадки и территория, самостоятельно.

В соответствии с п.8.9.Постановления Правительства РФ №1156 и постановлении Правительства Самарской области №449 в случае, если земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не разграничен, собственник такого участка не определен, бремя содержания такой контейнерной площадки и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, возлагается на органы местного самоуправления.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

В целях организации надлежащего накопления ТКО от их собственников Территориальная схема обращения с отходами Самарской области утверждена уполномоченным органом субъекта - приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее – территориальная схема). Электронная модель территориальной схемы размещена на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Согласно постановления Администрации сельского поселении Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области от 12.10.2022 №83 «О внесении изменений в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отхода, расположенных на территории сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области», внесены изменения в Постановление Администрации сильного поселении Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области от 15.05.2019 г. №65 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, реестр дополнен п. 44: по адресу: 446368, <адрес> <адрес>, расположена площадка накопления ТКО, собственник площадки ООО УК «Искра».

Из заключения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что контейнерная площадка для накопления ТКО по адресу: <адрес>, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Созданные органами местного самоуправления в установленном порядке места накопления укомплектованы контейнерами для сбора отходов. Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, истец с ДД.ММ.ГГГГ не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.

При этом, оказание региональным оператором услуги по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям Самарской области с 01.01.2019 предполагает (пока не доказано иное), что данной услугой пользуются все потребители Самарской области, при том, что образование ТКО презюмируется.

С учетом положений Правил № 1156 условиями договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлено, что стороны производят учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.

Таким образом, у истца имелась возможность получения услуги по обращению с ТКО посредством использования любой, в том числе ближайшей, контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Самарской области, расположенной на территории общего пользования.

Пунктом 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.07.2023) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Надлежащим доказательством неоказания услуг по утилизации ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО. Однако ни одного подобного акта истцом предоставлено не было, как и не было предоставлено доказательств наличия претензий со стороны истца в адрес ответчика по неоказанию услуги.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором заключенным с момента включения контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального района Красноярский и географических координат нахождения, является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене решения.

Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил № 1156, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предложение о заключении Договора по обращению с ГКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, информация о том, что ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области была опубликована в газете «Волжская коммуна», выпуск (30578) от ДД.ММ.ГГГГ.

Иного порядка извещения потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором законодательством не предусмотрено, следовательно региональным оператором были осуществлены все действия по направлению акцепта Потребителю.

В том случае, если потребитель не направил Региональному оператору заявку и необходимые документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день, после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Кроме того, возложение на собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина (ст.58 и 75.1 Конституции РФ), а также с требованием об обеспечении в нормативном регулировании общественных отношений разумного баланса публичных и частных интересов.

Фактов неисполнения Региональным оператором своих обязательств истцом не представлено. Допустимых доказательств, подтверждающих, что истец не пользовался услугами Регионального оператора, также суду не представлено. Между тем, Региональный оператор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, предпринимает все необходимые меры к недопущению нарушений, в действиях Регионального оператора нарушения отсутствуют, и начисление платы за услуги по обращению с ТКО производится Региональным оператором правомерно.

Истцом не предоставлено доказательств, подтверждающих самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно было бы сделать вывод о том, что истец не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, собственник жилого помещения, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.

Вопреки доводам жалобы, услуга по обращению с ТКО предоставляется региональным оператором потребителю в соответствии с п. 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, на условиях типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному единому тарифу на услугу регионального оператора.

При этом договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным и не требует заключения его дополнительно в письменной форме, поскольку является обязательным для всех собственников жилых помещений и считается заключенным с 1 января 2019 г.

В силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителем, а также согласно ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с 1 января 2019 г., то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.

Таким образом, приведенные истцом доводы основаны не неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Советского районного суда г. Самары от 24.10.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мальковой Т.А. оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 18.03.2024

33-3412/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Малькова Т.А.
Ответчики
ООО Экостройресурс
Другие
ООО Универсал Сервис
Управление Федеральной антимонопольной службы
Администрация сельского поселения Светлое поле муниципального района Красноярский Самарской области
Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйсчтва Самарской области
ООО НПФ Полигон
Управление Роспотребнадзора Самарской области
АО Почта России
АО Почта России УПФС по Самарской области
ООО УК Искра
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
05.02.2024[Гр.] Передача дела судье
12.03.2024[Гр.] Судебное заседание
08.04.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее