УИД № 60RS0020-01-2023-000219-98
Копия
Производство № 2-392/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года г. Псков
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Захаровой О.С.,
с участием заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора
К.Е.А.,
представителя ответчика Г.А.Ю.,
представителя третьего лица Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области К.Е.В.,
при секретаре Останиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Псковского района об обязании организовать мероприятия по созданию лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества, осуществлению лесоустройства, постановке земель на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Администрации Псковского района об обязании организовать мероприятия по созданию лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества, осуществлению лесоустройства, постановке земель на кадастровый учет в отношении лесов, расположенных на территории населенного пункта -д.Малая Гоголевка сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района в границах кадастрового квартала № в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства на территории <адрес> сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района, в ходе которой установлено, что на указанной территории расположен земельный участок площадью около 9,7 га в границах кадастрового квартала №, покрытый лесными насаждениями, в отношении которого в нарушение требований действующего законодательства не проведены работы по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента, чем создается угроза безопасности лесного фонда как объекта охраны окружающей среды.
Нарушение органом местного самоуправления требований природоохранного законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора К.Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, по результатам проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в 2002 году большой участок лесфонда передан от лесхоза органам местного самоуправления - Администрации г.Пскова. Между тем, часть участка площадью около 9,7 в границах кадастрового квартала №, ранее относящаяся к землям государственного лесного фонда, в состав Псковского городского лесничества не вошла, так как фактически данная территория находится за границами города Пскова, следовательно, обязанность по осуществлению мероприятий по разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества, лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях <адрес> Тямшанской волости, в силу требований действующего законодательства возложена на Администрацию Псковского района.
Представитель ответчика Администрации Псковского района Г.А.Ю. указала, что Администрация Псковского района не возражает против заявленных требований, основанных на нормах действующего законодательства. Длительный период времени Администрация не располагала сведениями о том, что участок площадью около 10 га, расположенный на территории <адрес> Тямшанской волости имеет лесные насаждения и граничит с городом.
Представитель третьего лица КУГИ Псковской области К.Е.В. полагала иск прокурора обоснованным. Отметила, что мероприятия, о проведении которых заявлено в иске прокурором, будут возможными после утверждения внесения изменений в генеральный план сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района, в настоящее время план еще не утвержден.
Представитель третьего лица Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, вопрос по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу положений статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; таксация лесов; проектирование мероприятий по сохранению лесов.
На основании ч. ч. 1, 3 ст. 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 111 ЛК РФ городские леса являются одной из категорий защитных лесов, к которым отнесены леса, являющиеся природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.
Согласно ст. 116 ЛК РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования.
В городских лесах запрещаются: использование токсичных химических препаратов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство объектов капитального строительства, за исключением велосипедных и беговых дорожек и гидротехнических сооружений. Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Приказом Минприроды России от 05.08.2020 N 564 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов (зарегистрирован в Минюсте России 25.11.2020 N 61090).
Исходя из пунктов 1, 5 указанных Особенностей, на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. В лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
Частью 1.1. ст. 84 ЛК РФ на органы местного самоуправления возложены полномочия по осуществлению принятия решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также по осуществлению разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Псковского Управления лесами от 11.03.1998 № и по акту приема-передачи от 15.02.2002 Администрации города Пскова от Псковского лесхоза были переданы городские леса общей площадью1004 га для ведения лесного хозяйства /л.д.66-67/.
В рамках исполнения решения Псковского городского суда от 23.04.2019 по иску природоохранного прокурора Администрацией города Пскова организованы мероприятия в целях проведения лесоустройства в отношении части указанных выше городских лесов. В соответствии с постановлением Администрации города от 30.11.2022 площадь лесничества на землях населенных пунктов города Пскова составила 983 га.
Исходя из данных публичной кадастровой карты, образованный Администрацией города Пскова земельный участок с КН № с разрешенным видом - в целях воспроизводства городских лесов и организации лесопарка, непосредственно примыкает к землям населенного пункта - <адрес> Псковского района, в том числе к земельному участку площадью около 5 га, расположенному в границах кадастрового квартала № и покрытому лесными насаждениями.
В соответствии с п.17 ст.18 Закона Псковской области от 28.02.2005 №420-оз «Об установлении границ и статусе вновь образуемых муниципальных образований на территории Псковской области» населенный пункт - <адрес> вошел в состав муниципального образования «Тямшанская волость» Псковского района.
В 2013 году ООО «<...>» на основании договора с Администрацией Псковского района проведены работы по подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки Тямшанской волости, согласно которым покрытый лесом земельный участок площадью около 5 га, расположенный в границах кадастрового квартала №, был отнесен к функциональной зоне «Р» (зона рекреации).
На основании Закона Псковской области от 26.12.2014 №1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области», начиная с 01.01.2016 полномочия по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки, утверждению генеральных планов, внесению в них изменений, распоряжению земельными участками на территории Псковского района от органов местного самоуправления переданы органам государственной власти Псковской области.
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области от 24.04.2020 №1839 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования Псковской области в новой редакции.
В соответствии с указанным документом земельный участок в <адрес> площадью около 5 га в границах кадастрового квартала №, покрытый древесно-кустарниковой растительностью, из зоны «Р» был переведен в зону «Ж-1» (зона индивидуальной жилой застройки).
25.05.2020 Администрацией сельского поселения «Тямшанская волость» в адрес председателя Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области и Главы Псковского района направлено письмо о приостановлении формирования в границах указанной выше территории земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства и изменении зоны индивидуальной жилой застройки (Ж1) на зону рекреации (Р). Исходя из данного письма, по генеральному плану и правилам землепользования и застройки Тямшанской волости в редакции 2013 года в этом месте значились земли лесного фонда, где была зона рекреационного назначения - зеленых насаждений общего пользования /л.д.82/.
По результатам рассмотрения письма Администрации Тямшанской волости 10.09.2020 Комитетом по управлению государственным имуществом Псковской области утвержден приказ № «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Тямшанская волость». В соответствии с указанным нормативным правовым актом функциональная зона спорной территории изменена с зоны «Ж-1» на зону «Р-2» (зона зеленых насаждений общего пользования) /л.д.83-88/.
Из письма от 25.01.2023 № Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области следует, что формирование органом местного самоуправления земельного участка в зоне «Р-2» будет возможно после утверждения внесения изменений в генеральный план сельского поселения. В текущий период проект внесения изменений в генеральный план сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района находится на доработке у проектировщика до 27.01.2023 по итогам заседания межведомственной комиссии при Правительстве Псковской области по управлению земельными ресурсами на территории Псковской области от 11.11.2022. Ориентировочный срок утверждения внесения изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения - апрель - май 2023 года /л.д.77-79/.
В соответствии с письмом Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области от 24.01.2023 лесной массив, расположенный в <адрес>, ранее относился к землям лесного фонда - лесной квартал 62 Пригородного лесничества Псковской области. В соответствии с требованиями Лесного кодекса 1995 года леса, имеющие статус городских, были исключены из земель лесного фонда, они были переданы Комитету по управлению муниципальным имуществом города Пскова в 2002 году по акту приема-передачи городских лесов от 15.02.2002 как лесной квартал 62. Однако часть переданного лесного массива лесного квартала 62 включена не в черту города Пскова, а в границы <адрес>. В настоящий момент по данным, содержащимся в документах территориального планирования г. Пскова, вышеуказанный массив в границы города не входит /л.д.65-67/.
На основании информации Управления Росреестра по Псковской области от 24.01.2023 указанные земли по материалам 1991 года по передаче земель в ведение Завеличинского сельского совета были расположены на территории Псковского лесокомбината /л.д.69/.
По результатам проверки, проведенной 26.01.2023 с выездом на место и с участием представителей Управления Росреестра по Псковской области, Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области, КУ «Псковское лесничество», Администрации Псковского района и Администрации сельского поселения «Тямшанская волость», установлено, что в границах кадастрового квартала № в <адрес> произрастают лесные насаждения, породный состав - сосны высотой в среднем 18-20 м, возраст - 60-65 лет, общий объем древесины порядка 200 м3. Указанный земельный участок, площадью 9,7 га, в состав Псковского городского лесничества, образованного постановлением Администрации города Пскова от 30.11.2022 № не вошел, поскольку фактически данная территория расположена за пределами города Пскова. В нарушение требований действующего законодательства по данному участку не проведены работы по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента, чем создается угроза безопасности лесного фонда как объекта охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 304-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов поселения, установлении и изменении их границ, а также осуществление разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов поселения (п. 20.1); осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов поселения (п. 20.2).
Пунктом 11 ст. 6.1 Устава Псковского района, принятого решением Собрания депутатов Псковского района от 26.09.2001 № 28, к вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений на территориях сельских поселений, которые решаются органами местного самоуправления муниципального района, отнесена организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
На основании ст. 23, п. 11 ст. 38.1 Устава Администрация района входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района и осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений на территориях сельских поселений.
С учетом приведенных правовых норм, суд соглашается с доводами прокурора, что в силу требований действующего законодательства обязанность по осуществлению мероприятий по разработке и утверждению, лесохозяйственного регламента лесничества, лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях <адрес> Тямшанской волости, возложена на Администрацию Псковского района, что ответчиком не оспаривалось.
Невыполнение Администрацией Псковского района возложенных Лесным кодексов РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента создает угрозу безопасности лесного фонда как объекта охраны окружающей среды, не позволяет реализовать комплекс мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Принимая во внимание обстоятельства дела, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на ответчика Администрацию Псковского района обязанности организовать мероприятия по созданию лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества, осуществлению лесоустройства, постановке земель на кадастровый учет в отношении лесов, расположенных на территории населенного пункта - д. Малая Гоголевкасельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района в границах кадастрового квартала № является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Как указано в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Разрешая вопрос о сроке исполнения судебного акта, суд соглашается с предложенным прокурором сроком - в течение 24 месяцев с момента вступления в силу решения суда. Исходя из объема и вида мероприятий, которые необходимо выполнить ответчику, данный срок является разумным и позволит ответчику исполнить решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию Псковского района Псковской области обязанность организовать мероприятия по созданию лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничества, осуществлению лесоустройства, постановке земель на кадастровый учет в отношении лесов, расположенных на территории населенного пункта - <адрес> сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района в границах кадастрового квартала 60:18:0060901 в течение 24 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.С. Захарова
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023 года.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна:
Судья О.С. Захарова
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>