Дело № 2-885/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Шира 23 июня 2015 г.
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Филипченко Е.Е.,
при секретаре Трошевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еремеева С.В., Еремеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилья, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район во включении в Список, о возложении обязанности включить в Список, о возложении обязанности на Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить меры социальной поддержки в виде строительства жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Еремеев С.В., Еремеева Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО5, обратились в суд с иском к указанным выше ответчикам о признании права на меры социальной поддержки, установленные Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, в виде строительства жилого дома, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Ширинский район включить их в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, о возложении обязанности включить их в названный Список, о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить им меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что постоянно проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с 2001 года. Это жилье было уничтожено в результате пожара 12 апреля 2015 года, оказавшись в зоне чрезвычайной ситуации, введенной на территории Республики Хакасия. Они обратились в администрацию муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома, однако им было в этом отказано. Истцы считают отказ незаконным.
Истец Еремеева Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО5, в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что с 2001 года до пожара вместе со своей семьей проживала в доме по адресу: <адрес>, который она приобрела на основании расписки от 30 января 2001 г. за <данные изъяты> рублей у продавца ФИО6 Последняя после сделки передала ей дом, ключи, документы на дом. Позднее, в 2008 году ФИО6, как бывшая хозяйка дома, зарегистрировала их в утраченном доме. Её семья постоянно с 2001 года проживала в указанном доме. Ей известно, что ФИО6 купила этот дом у некой ФИО7 Ни она, ни ее дети и супруг не имеют жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма, в приватизации жилья не участвовали.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились по неизвестным причинам, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены. Истец Еремеев С.В. направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.
Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определяющей права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (пункт 1). При этом названный федеральный закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в пункте 2 данной статьи закрепляет, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 30 апреля 2015 года № 429 утвердило Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.
Пункт 4 Правил определяет условия предоставления трансфертов на обеспечение реализации мероприятий. Так, согласно подпункту «а» пункта 4 Правил, трансферты предоставляются на обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Пункты 7, 11 Правил устанавливают, что меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки. Меры поддержки граждан осуществляются однократно в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429, Правительством Республики Хакасия принято постановление от 24 мая 2015 года № 241, которым утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия.
Порядок устанавливает, в том числе правила предоставления гражданам мер социальной поддержки в виде строительства жилого помещения.
Подпунктом «а» пункта 4 указанного Порядка определено, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных во время пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
Пункт 5 Порядка также устанавливает, что меры поддержки реализуются лишь в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с гражданином его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки. Гражданам, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, меры поддержки не предоставляются.
В силу положений пунктов 16, 17 Порядка, муниципальное образование района рассматривает поступившие от гражданина заявление и необходимые документы о предоставлении меры поддержки, в том числе в виде строительства жилого дома взамен утраченного, и принимает решение о включении (отказе во включении) в списки граждан, постоянно проживающих либо утраченных (поврежденных) в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
На основании подпунктов «а», «б» пункта 19 Порядка несоответствие заявителя (членов семьи) требованиям пунктов 4 и 5 настоящего Порядка, а также наличие в собственности заявителя и (или) членов его семьи помимо утраченного жилья иного жилого помещения, пригодного для проживания, является основанием для отказа во включении в списки.
Из содержания указанных положений нормативных правовых актов следует, что обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, являются установление факта постоянного проживания на день объявления режима чрезвычайной ситуации граждан в жилом помещении, которое утрачено, отсутствие у них другого жилья, пригодного для проживания, наличие права собственности на утраченное жилье.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года введен режим чрезвычайной ситуации в связи со сложной пожароопасной обстановкой.
Актом обследования помещения от 15 апреля 2015 года, заключением о признании жилого помещения непригодным для проживания от 15 апреля 2015 г., подтверждается, что жилое помещение по адресу: <адрес>, утрачено в результате пожара.
Указанное выше жилое помещение находилось в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ширинский район, возникшей в результате пожара, произошедшего 12 апреля 2015 г.
12 мая 2015 г. Еремеева Т.В. обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования Ширинский район о включении ее и членов семьи (мужа Еремеева С.В., детей ФИО1, ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО5) в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
Письмом первого заместителя главы администрации муниципального образования Ширинский район от 26 мая 2015 года истцам было отказано во включении в названный выше Список со ссылкой на подпункт «а» пункт 19 Постановления Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241.
Проверив решение ответчика - администрации муниципального образования Ширинский район, отказавшего во включении в Список истцов, суд находит его неправомерным.
Целью Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" является: снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций, а основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника (ст. 305 ГК РФ).
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
В силу требований ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 224 ГК РФ предусмотрено, что передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.
Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.
В случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях. Это право отпадает, если вещь уже передана третьему лицу, имеющему право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Если вещь еще не передана, преимущество имеет тот из кредиторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, - тот, кто раньше предъявил иск.
Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков (ст. 398 ГК РФ).
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Согласно ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность получателя это недвижимое имущество.
Договор продажи недвижимости должен быть заключен в письменной форме, путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность (ст. 550 ГК).
Как видно из материалов дела, ФИО6, являющаяся собственником дома по <адрес> на основании договора купли- продажи от 28.10.1995 года, продала на основании расписки от 30 января 2001 года (после 31 января 1998 года) жилой дом по адресу: <адрес> истцу Еремеевой Т.В.
В расписке содержатся сведения о том, что ФИО6 продала Еремеевой Т.В. жилой дом по указанному выше адресу за <данные изъяты> рублей, получив денежные средства.
На указанной расписке имеются подписи продавца, покупателя и свидетелей.
Оснований сомневаться в достоверности представленной расписки у суда не имеется.
Жилой дом был передан Еремеевой Т.В. на основании фактического вручения, где она проживала вместе с членами своей семьи до 12.04.2015 г.
Ни одна из сторон не оспорила факт передачи указанной в расписке денежной суммы в счет приобретаемого дома.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, ранее принадлежал ее тете ФИО6 (в настоящее время ФИО6). Тетка купила дом у ФИО7. Ей известно, что ФИО6 продала этот дом Еремеевой Т.В. около 14 лет назад.
Свидетель ФИО9 пояснил, что Еремеевы до пожара жили в <адрес>. Знает, что истцы купили дом у ФИО6 примерно в 2001-2002 г.г.
По показаниям свидетеля ФИО10, младшей сестры ФИО6, следует, что ФИО6 - бывший собственник дома, расположенного по адресу: <адрес>, продала его (дом) семье истцов. После того как сестра вышла замуж, она уехала из <адрес>.
12.04.2015 г. произошла чрезвычайная ситуация, жилое помещение по адресу; <адрес> было утрачено.
Таким образом, Еремеева Т.В. проживала в утраченном жилом доме на основании договорных отношений купли- продажи и факта передачи этого жилого помещения, законность её проживания никем не оспорена. Доказательства в подтверждение каких-либо нарушенных прав ФИО6, не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Еремеева Т.В. являлась законным владельцем утраченного жилья.
Законность владения утраченным жильем предполагало возможность защиты владения даже от собственника, в том числе и путем понуждения к регистрации перехода прав собственности, однако реализации этого права препятствовала чрезвычайная ситуация, приведшая к утрате имущества и, следовательно, к утрате возможности регистрации права собственности.
Отказ в признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления или строительства жилья, основанный на обстоятельствах возникших в силу чрезвычайной ситуации, означал бы отказ в возмещении ущерба, что противоречило бы целям Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, по смыслу приведенного выше законодательства Еремеева Т.В. имеет право на возмещение ущерба, как лицо, законно владевшее утраченным жилым помещением и имевшее право на защиту его владения также против собственника.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истцы Еремеева Т.В. и Еремеев С.В. состоят в зарегистрированном браке, их детьми являются ФИО1, ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО5
Еремеева Т.В., ФИО1, ФИО2, ФИО1 зарегистрированы в утраченном жилье.
Истцы Еремеев С.В., ФИО5, ФИО4 не были зарегистрированы в утраченном домовладении, однако решением Ширинского районного суда от 25 мая 2015 года данные истцы были признаны постоянно проживавшими по адресу: <адрес>, и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшего на территории муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия.
Из справки УУП ОМВД России по Ширинскому району от 30 апреля 2015 года следует, что Еремеева Т.В. проживала в домовладении по адресу: <адрес>, со своим супругом Еремеевым С.В. и с детьми ФИО1, ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО5
У истцов жилых помещений в собственности, пригодных для проживания, не имелось и не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРП, данными ГУП РХ УТИ.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Поскольку судом установлены все необходимые условия для предоставления истцам меры социальной поддержки, то суд считает необходимым их нарушенные права защитить: признать право Еремеева С.В., Еремеевой Т.В., ФИО1, ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО5 на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, в виде строительства жилого дома; признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ширинский район во включении их в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования; возложить на администрацию муниципального образования Ширинский район обязанность включить указанных истцов в этот Список.
Что касается требования истцов к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о возложении обязанности предоставить им меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома, то суд не находит правовых оснований для их удовлетворения. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия права указанных лиц не нарушало, это министерство является лишь распорядителем средств республиканского бюджета Республики Хакасия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, но не обладает властными полномочиями непосредственно по принятию решений о включении (отказе во включении) граждан в указанные выше Списки, а также по предоставлению мер социальной поддержки.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, реально сложившуюся ситуацию, при которой истцы лишились единственного жилья, суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявления об обращении решения в соответствии со ст. ст. 204, 212 ГПК РФ к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к негативным последствиям, значительному ущербу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Еремеева С.В., Еремеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия о признании права Еремеева С.В., Еремеевой Т.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 г. № 429 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры», в виде строительства жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ширинский район от 26 мая 2015 г. во включении Еремеева С.В., Еремеевой Т.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования Ширинский район включить
Еремеева С.В., <данные изъяты>,
Еремееву Т.В., <данные изъяты>,
ФИО1, <данные изъяты>,
ФИО2, <данные изъяты>,
ФИО3, <данные изъяты>,
ФИО4, <данные изъяты>,
ФИО5, <данные изъяты>, в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, дающий право на меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2015 г. № 429.
В удовлетворении исковых требований Еремеева С.В., Еремеевой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия отказать.
Настоящее решение обратить в соответствии со ст. ст. 204, 212 ГПК РФ к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ширинский районный суд.
Судья Филипченко Е.Е.
Справка:
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2015 г.
Верно:
Судья Филипченко Е.Е.