дело № 2-426/2023
21RS0007-01-2023-000505-31
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Козловка 01 ноября 2023 года
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе
судьи Порфирьева В.Г.
при секретаре Шошориной С.К., с участием
представителя ответчика – администрации Козловского МО ЧР Петровой М.П., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице Территориального отдела Управления в Цивильском районе к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице Территориального отдела Управления в Цивильском районе обратилось в суд с вышеуказанным иском к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики.
Исковые требования мотивированны следующим. В ходе рассмотрения обращения (входящий № 21-10-00-21/ж-2023 от 20 июня 2023 г.) о ненадлежащем содержании централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково проведено выездное обследование централизованной системы питьевого водоснабжения населения в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики. При проведении 22 июня 2023 г. выездного обследования централизованной системы водоснабжения населения в с. Аттиково выявлено, что питьевое водоснабжение населения, проживающего на улице Горчакова в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики, организовано из подземного источника водоснабжения с водонапорной башней. Для данного подземного источника водоснабжения (далее - водозаборная скважина) установлена новая водонапорная башня. Рядом с установленной водонапорной башней лежит старая водонапорная башня. Территория первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) вокруг установленной водонапорной башни и водозаборной скважины по ул. Горчакова в с. Аттиково не ограждена, тем самым к данным источникам питьевого водоснабжения имеется доступ посторонних лиц, животных, что является нарушением пункта 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
На ул. Горчакова в с. Аттиково имеется 2 места водоразбора питьевой воды из централизованной системы водоснабжения, однако водоразборная колонка у дома №10 не работает; из открытого колодца водопроводной сети централизованной системы водоснабжения у бывшего деревянного здания сельского поселения для забора воды выведен шланг с краном (вода в кран из водопроводной сети не поступает, в колодце стоит вода, над колодцем водопроводной сети установлен павильон, обитый железом, вокруг наземной части колодца лежит солома, дверное полотно, деревянные доски при входе в павильон прогнили, не выровнены).
Таким образом, водопроводная сеть централизованной системы водоснабжения по ул. Горчакова с. Аттиково находится в ненадлежащем состоянии, в связи с чем, возможны перебои подачи и загрязнение питьевой воды.
В ходе рассмотрения обращения анализировались материалы, имеющиеся в распоряжении территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе: экспертное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы от 07 июня 2021 г. № 702 проекта обоснования уменьшения размеров границ первого пояса ЗСО и организации зон санитарной охраны двух водозаборных скважин, расположенных в с. Аттиково Козловского района Чувашской Республики (далее - экспертное заключение).
На основании экспертного заключения: проект ЗСО разработан для двух водозаборных скважин № 1/78 и № 2/87, расположенных в центральной части с. Аттиково, между ул. Советская и ул. Петрова, и в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (страница 2, раздел 11, абзац 3 экспертного заключения).
Водозаборные скважины № 1/78 и № 2/87 используются в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водопользования населения с. Аттиково (страница 2, раздел 11, абзацы 4, 5 экспертного заключения).
Границу первого пояса зон санитарной охраны водозаборных скважин № 1/78 и № 2/87 проектом ЗСО предлагается установить в размере 15 м от устья водозаборных скважин во всех направлениях. Размеры ограждения первого пояса водозаборных скважин № 1/78 и № 2/87 составляют 30x30 м (страница 10, раздел «Выводы», абзац 4 экспертного заключения).
Согласно информации филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в Цивильском районе» (входящий № 21-10-00-1075-2023 от 27 сентября 2023 г.), 03 февраля 2022 г. администрацией Аттиковского сельского поселения проведен производственный контроль качества питьевой воды, отобранной из водопроводной колонки (В/К) с. Аттиково на органолептические, санитарно-химические, микробиологические показатели; 27 января 2023 г. администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики (Аттиковский территориальный отдел) проведен производственный контроль качества питьевой воды, отобранной из водонапорной башни (В/Б) с. Аттиково на органолептические, санитарно-химические, микробиологические показатели.
Таким образом, в 2022 г. производственный контроль качества питьевой воды из системы централизованного водоснабжения, а именно, из водозаборных скважин и водонапорных башен в с. Аттиково не проводился; за 9 месяцев 2023 г. производственный контроль качества питьевой воды из централизованной системы водоснабжения: из водозаборных скважин и водопроводной сети централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково не проводился, что является нарушением статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 77, 79 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
На текущий период 2023 г. санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам водозаборных скважин в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики, расположенных в центральной части с. Аттиково, между ул. Советская и ул. Петрова, и в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (далее - по ул. Горчакова в с. Аттиково), для использования в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения не получено.
Согласно письму администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики (входящий № 21-10-00-997-2023 от 01 сентября 2023 г.), водонапорная башня по ул. Горчакова в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики находится на стадии постановки на государственный кадастровый учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.
Из письма администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики входящий №21-10-00-1014-2023 от 08 сентября 2023 г.) следует, что водонапорная башня по ул. Горчакова в с. Аттиково никем не эксплуатируется, сооружения водозаборные находятся в собственности Козловского муниципального округа и переданы по акту приема-передачи водозаборных сооружений в оперативное управление Козловского муниципального округа.
Отсутствие ограждения территории первого пояса ЗСО источников водоснабжения, ненадлежащее состояние мест водозабора на водопроводе питьевого назначения по улице Горчакова с. Аттиково нарушает права и интересы граждан, потребителей питьевой воды, проживающих в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики; несоблюдение требований законодательства о санитарной охране от загрязнения источников водоснабжения, не проведение производственного контроля за качеством воды из централизованной системы водоснабжения создает возникновение угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 27 июня 2023 г. № 114 и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований санитарного законодательства, восстановлению подачи воды из централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково, проведению ремонта водопроводных сооружений, проведению промывки, дезинфекции водопроводных сооружений централизованной системы водоснабжения и контролю качества питьевой воды на санитарно-химические, микробиологические показатели.
Ответ, возражение на указанное предостережение от Администрации Козловского муниципального округа в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе не поступали.
Считает, что принятие мер по организации водоснабжения населения в с. Аттиково, обеспечение эксплуатации централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково и подача населению питьевой воды, отвечающей требованиям санитарных правил по качеству и безопасности, относится к полномочиям администрации Козловского муниципального округа.
На основании изложенного, ссылаясь на нормы законодательства, истец просит суд обязать администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований санитарного законодательства:
получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водозаборных скважин в с.Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики, расположенных в центральной части с. Аттиково, между ул. Советская и ул. Петрова, и в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (по ул.Горчакова с. Аттиково), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;
обеспечить выполнение ограждения и охрану территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборной скважины в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (по ул. Горчакова с. Аттиково) с целью недопущения доступа к ним посторонних лиц и животных;
разработать программу производственного контроля качества воды из централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики и согласовать ее с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в Цивильском районе;
организовать и проводить производственный контроль в соответствии с согласованной программой производственного контроля качества воды из централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики;
задействовать водонапорную башню в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (по ул. Горчакова с. Аттиково) и провести ремонт водоразборных колонок централизованной системы водоснабжения на ул. Горчакова с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики.
В судебное заседание представитель истца – Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает по изложенным основаниям в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Козловского муниципального округа ЧР Петрова М.П., в судебном заседании заявила, что с исковые требования Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе не признает, поскольку администрацией Козловского муниципального округа Чувашской Республики уже принимаются меры по организации надлежащего водоснабжения отвечающего требованиям санитарных правил в с. Аттиково Козловского района ЧР. Иных доказательств, кроме своих пояснений, суду не предоставила.
С учетом мнения участвующих лиц, наличия сведений о надлежащем извещении не явившихся лиц, суд определил рассмотреть данное дело при имеющейся явке.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Часть 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления и должностные лица соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы водоснабжения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный, закон от №416- ФЗ) к Полномочиям органов, местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании ст. 36 Устава Козловского муниципального округа Чувашской Республики (далее – Устав) следует, что администрация Козловского муниципального округа – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Чувашской Республики.
К вопросам местного значения Козловского муниципального округа относятся: организация в границах Козловского муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 7 Устава).
Пунктом 2 ч. 2 ст. 2 Устава установлено, что территорию Козловского муниципального округа образуют объединенные общей территорией населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: село Аттиково, село Тоганашево, деревня Байметево, деревня Верхнее Анчиково, деревня Казаково, деревня Мартыново, деревня Нижнее Анчиково, деревня Решетниково, деревня Чешлама, разъезд Чешлама, входящие в состав административно-территориальной единицы Аттиковское сельское поселение.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием по предъявлению исков в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №322, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга (п.п. 5.1.1, 5.7 п. 5 указанного положения).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 1 ч. 1 ста. 6 Федерального закона № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 1.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяют СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункты 1.2, 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п.п. 3.2.1, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02, предусмотрены следующие мероприятия по первому поясу: территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В силу п.п. 1, 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека; использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.
На основании п. 3 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
На основании п. 5 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 января 2015 г. № 10, производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее – программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок е более 5 лет.
В силу ч. 1 ста. 25 Федерального закона № 416-ФЗ, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
На основании ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Из изученных материалов гражданского дела следует, что в ходе рассмотрения обращения о ненадлежащем содержании централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково Козловского муниципального округа ЧР, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе, 22 июня 2023 года проведено выездное обследование централизованной системы питьевого водоснабжения населения в с. Аттиково Козловского муниципального округа ЧР.
Из акта выездного обследования № 160 от 22 июня 2023 года составленного заместителем ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе Трофимовой С.Л. с участием врача по общей гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе», следует, что в ходе выездного обследования питьевого водоснабжения в с. Аттиково Козловского муниципального округа ЧР, установлено, что водопроводная сеть по улице Горчакова села Аттиково Козловского района ЧР находится в ненадлежащем состоянии, а именно: питьевое водоснабжение населения, проживающего на улице Горчакова в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики, организовано из подземного источника водоснабжения с водонапорной башней. Для данного подземного источника водоснабжения (далее - водозаборная скважина) установлена новая водонапорная башня. Рядом с установленной водонапорной башней лежит старая водонапорная башня. Территория первого пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) вокруг установленной водонапорной башни и водозаборной скважины по ул. Горчакова в с. Аттиково не ограждена, тем самым к данным источникам питьевого водоснабжения имеется доступ посторонних лиц, животных, что является нарушением пункта 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». На ул. Горчакова в с. Аттиково имеется 2 места водоразбора питьевой воды из централизованной системы водоснабжения, однако водоразборная колонка у дома №10 не работает; из открытого колодца водопроводной сети централизованной системы водоснабжения у бывшего деревянного здания сельского поселения для забора воды выведен шланг с краном (вода в кран из водопроводной сети не поступает, в колодце стоит вода, над колодцем водопроводной сети установлен павильон, обитый железом, вокруг наземной части колодца лежит солома, дверное полотно, деревянные доски при входе в павильон прогнили, не выровнены). Указанные в акте выездного обследования № 160 от 22 июня 2023 года факты, подтверждаются приложенными к акту фото таблицами.
В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения, ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе так же установлено, что в 2022 г. производственный контроль качества питьевой воды из системы централизованного водоснабжения, а именно, из водозаборных скважин и водонапорных башен в с. Аттиково не проводился; за 9 месяцев 2023 г. производственный контроль качества питьевой воды из централизованной системы водоснабжения: из водозаборных скважин и водопроводной сети централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково не проводился, что является нарушением статьи 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 77, 79 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». На текущий период 2023 г. санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам водозаборных скважин в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики, расположенных в центральной части с. Аттиково, между ул. Советская и ул. Петрова, и в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (далее - по ул. Горчакова в с. Аттиково), для использования в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения не получено.
Из приложенных к иску материалов (предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 27.06.2023 года), видно, что по результатам выездного обследования централизованной системы питьевого водоснабжения населения в с. Аттиково Козловского муниципального округа ЧР от 22.06.2023, ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а также предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований санитарного законодательства, восстановлению подачи воды из централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково, проведению ремонта водопроводных сооружений, проведению промывки, дезинфекции водопроводных сооружений централизованной системы водоснабжения и контролю качества питьевой воды на санитарно-химические, микробиологические показатели.
Однако как установлено в судебном заседании, и не опровергнуто в установленном порядке представителем ответчика, несмотря на возложенную, на администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики обязанность принять вышеперечисленные меры, администрацией указанного муниципального округа, являющейся в силу требований Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», ответственным лицом за принятие мер по организации водоснабжения населения в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики, не были предприняты исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения требований санитарного законодательства, восстановлению подачи воды из централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково, проведению ремонта водопроводных сооружений, проведению промывки, дезинфекции водопроводных сооружений централизованной системы водоснабжения и контролю качества питьевой воды на санитарно-химические, микробиологические показатели.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республики обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, и на администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики следует возложить обязанность устранить нарушения требований санитарного законодательства, а именно: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водозаборных скважин в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики, расположенных в центральной части с. Аттиково, между ул. Советская и ул. Петрова, и в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (по ул. Горчакова с. Аттиково), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; обеспечить выполнение ограждения и охрану территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборной скважины в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (по ул. Горчакова с. Аттиково) с целью недопущения доступа к ним посторонних лиц и животных; разработать программу производственного контроля качества воды из централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики и согласовать ее с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе; организовать и проводить производственный контроль в соответствии с согласованной программой производственного контроля качества воды из централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики; задействовать водонапорную башню в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (по ул. Горчакова с. Аттиково) и провести ремонт водоразборных колонок централизованной системы водоснабжения на ул. Горчакова с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным установить ответчику требуемый истцом срок для выполнения возлагаемой обязанности в течение 1 года, поскольку данный срок является разумным, и подлежит исчислению с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Следовательно, стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины.
При вынесении решения у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, рассмотрение дела окончено в отсутствие возражений сторон при исследованных судом доказательствах, сторонам было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями статей 12, 35, 56, 57 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице Территориального отдела Управления в Цивильском районе к администрации Козловского муниципального округа Чувашской Республики, удовлетворить.
Обязать администрацию Козловского муниципального округа Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований санитарного законодательства:
получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водозаборных скважин в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики, расположенных в центральной части с. Аттиково, между ул. Советская и ул. Петрова, и в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (по ул. Горчакова с. Аттиково), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;
обеспечить выполнение ограждения и охрану территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборной скважины в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (по ул. Горчакова с. Аттиково) с целью недопущения доступа к ним посторонних лиц и животных;
разработать программу производственного контроля качества воды из централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики и согласовать ее с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе;
организовать и проводить производственный контроль в соответствии с согласованной программой производственного контроля качества воды из централизованной системы водоснабжения в с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики;
задействовать водонапорную башню в западной части с. Аттиково, на свободном от застройки участке, на левом склоне долины реки Белая Воложка (по ул. Горчакова с. Аттиково) и провести ремонт водоразборных колонок централизованной системы водоснабжения на ул. Горчакова с. Аттиково Козловского муниципального округа Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья В.Г. Порфирьев
Мотивированное решение составлено 10 ноября 2023 года