Дело № 2-4756-2023
59RS0005-01-2023-004552-44
Решение
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Опря Т.Н.,
при секретаре Попонине А.О.
с участием представителя истца Гималиева Р.Р., третьего лица Пестерева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Францеву Валерию Владимировичу о возложении обязанности
у с т а н о в и л:
Прокурор Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Францеву В.В. о возложении обязанности, указав в заявлении, что прокуратурой района совместно со специалистами Министерства социального развития Пермского края, ОНПР по г. Перми и п. Н. Ляды УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальном обслуживании, об основах охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарного законодательства в деятельности Францева В.В. В ходе обследования 18.01.2023 объекта установлено, что по адресу: <адрес> организован приют для незащищённой социальной группы граждан, где проживает 7 человек. В рассматриваемом жилом доме имеется 4 комнаты, в которых проживает 7 человек. Францевым В.В. предоставляется гражданам проживание и уход, который включает питание, предоставление санитарно- гигиенических и медицинских услуг, что указывает на осуществление деятельности по предоставлению социального обслуживания с обеспечением проживания. Установлено, что Францев В.В. осуществляет деятельность по предоставлению услуг в области социального обслуживания для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в помещении одноэтажного не приспособленного здания на земельном участке по адресу: <адрес>. Согласно материалам, поступившим из ОП № 7 (дислокация Свердловский район) УМВД России по Пермскому краю, лица, опрошенные сотрудниками полиции, проживающие в жилом помещении по адресу: <адрес> пояснили, что проживают добровольно, в месяц оплачивают 5 000 рублей, которые уходят на еду и другие нужды дома. Питаются хорошо, продукты в наличии, готовят сами, отношение положительное, договоры на оказание услуг не заключали. Однако, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, деятельность в котором осуществляет Францев В.В. не созданы безопасные условия для жизнедеятельности проживающих лиц в связи с несоблюдением требований санитарно-гигиенического и противопожарного законодательства. Согласно справке 1 ОНПР по г. Перми и п. Н. Ляды УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю Францевым В.В. допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности в данной сфере. Фактически объект класса функциональной пожарной опасности Ф 1.4 (Индивидуальный жилой дом) эксплуатируется как объект класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (Объект социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей) и не отвечает нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (пп. Н п. 16 Правил): в здании отсутствует система автоматической пожарной сигнализации (п. 6.1 Таблицы А.1 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; п. 7 табл. 1 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации»); в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (таблица 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»; в здании отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара (п. 116 Правил); в здании отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители) (п. 60 Правил); в здании класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 Системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности). Согласно справке ТУ Минсоцразвития Пермского края по г. Перми от 20.01.2023 у Францева В.В. отсутствуют структура и штатная численность стационарной организации социального обслуживания. Нет специалистов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе. Медицинское сопровождение граждан не осуществляется. Лицензия на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лечебному делу, организации сестринского дела, сестринскому делу, договор на оказание медицинского обслуживания с медицинскими организациями отсутствуют. Результаты ежедневного контроля (контроль выхода готового блюда, оценка гигиенического и эстетического состояния обеденного зала) не отражаются, акты ежедневного контроля не составляются, еженедельный контроль не осуществляется. Бракеражный журнал не ведется. Выполнение натуральных норм продуктов оценить невозможно. Отсутствуют специально оборудованные кабинеты для проведения мероприятий медицинского, социального, психологического характера. Социальные услуги предоставляются без индивидуальных программ предоставления социальных услуг. Договоры о предоставлении социальных и медицинских услуг не заключены. Помещение здания не имеет специального технического оснащения- отсутствуют пристанные перила, поручни, пандусы, поддерживающие устройства, звуковые информаторы и указатели эвакуационных выходов, главный вход имеет порог, препятствующий свободному передвижению граждан, при этом в помещении находится гражданин частично либо полностью утративший способность к самостоятельном передвижению. Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении прав неопределённого круга лиц на предоставление социальных услуг в соответствии с требованиями законодательства, что может повлечь за собой наступление последствий с причинением вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в организации и которые, поступят в организацию в будущем. Предоставление услуг в сфере социального обслуживания слабозащищенной категории граждан с нарушением требований действующего законодательства накладывает на ответчика бремя ответственности за жизнь и здоровье проживающих. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по защите прав рассматриваемой категории граждан, в частности, оказание помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации без постоянного места жительства. Таким образом, возмездная деятельность Францева В.В. по осуществлению социальных услуг по вышеуказанному адресу, является предоставлением социальных услуг, осуществляемая без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, с нарушением требований противопожарного и санитарно- эпидемиологического законодательства. Осуществляемая Францевым В.В. деятельность по адресу: <адрес> по предоставлению социального обслуживания гражданам может повлечь причинение вреда жизни и здоровью.
Просит суд признать деятельность Францева В.В. по оказанию услуг по уходу за гражданами по адресу: <адрес>, г. Перми, в качестве социальной услуги в стационарной форме социального обслуживания. Обязать Францева В.В. прекратить незаконную деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания по адресу: <адрес>, г. Перми, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, поддержав доводы изложенные в исковом заявлении, добавив, что на сегодняшний день выявленные нарушения, ответчиком не устранены.
Ответчик Францев В.В. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Раннее в предварительном судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснил, что по <адрес> находится частный дом, он его арендовал по договору безвозмездного пользования. Когда был карантин, решил помогать людям без определённого места жительства. Собирал людей с улицы - бомжей, с различными заболеваниями, заселял в данный дом, там они жили, он помогал им собирать документы, оформлял справки на них. Данной деятельностью занимается на протяжении 4-5 лет. Сейчас деятельность приостановил. Намерен регистрировать деятельность и делать всё по закону.
Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности и профилактической работы города Перми по Свердловскому району и <адрес> 1 ОНПР по г. Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ранее в материалы дела представлено заявление, в котором указано, что Территориальное управление поддерживает заявленные исковые требования прокурора Свердловского района г. Перми в полном объеме (л.д. 37).
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации (далее- ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы признаны высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статьям 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан с 1 января 2015 осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 442-ФЗ).
Закон № 442-ФЗ устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
В соответствии со статьей 3 Закона № 442-ФЗ, поставщиками социальных услуг выступают юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
Статьей 3 Закона № 442-ФЗ установлено, что социальной услугой является действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Согласно части 16 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 № 940н (далее - Правила), при предоставлении социального обслуживания, в том числе в стационарной форме социального обслуживания, получателю социальных услуг обеспечиваются: надлежащий уход; безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг; соблюдение требований и правил пожарной безопасности; соблюдение требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 34 Федерального закона № 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со статьей 37 указанного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
На основании статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее- Закона №52) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу пунктов 2,4,5,9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается наличием необходимого качества медицинских работников и уровнем их квалификации, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов; предоставлением медицинской организации гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации сооружения, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В судебном заседании установлено, что 18.01.2023 прокуратурой Свердловского района г. Перми совместно со специалистами Министерства социального развития Пермского края, ОНПР по г. Перми и п. Н. Ляды УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальном обслуживании, об основах охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического законодательства и противопожарного законодательства в деятельности Францева В.В.
В ходе обследования установлено, что по адресу: <адрес> организован приют для незащищённой социальной группы граждан, где проживает 7 человек. В данном жилом доме имеется 4 комнаты, в которых проживает 7 человек. Францевым В.В. предоставляется гражданам проживание и уход, который включает питание, предоставление санитарно- гигиенических и медицинских услуг, что указывает на осуществление деятельности по предоставлению социального обслуживания с обеспечением проживания. Установлено, что Францев В.В. осуществляет деятельность по предоставлению услуг в области социального обслуживания для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в помещении одноэтажного не приспособленного здания на земельном участке по адресу: <адрес>.
Согласно объяснениям ответчика Францева В.В., он арендует дом по адресу: <адрес>, проживает там 8 социально незащищенных граждан (инвалиды, пенсионеры), оплачивают ежемесячно 5000 рублей, данные денежные средства уходят на аренду дома, питание, коммунальные услуги. Медикаментозное лечение не предоставляет. Граждане проживают добровольно, никто не удерживает (л.д. 12)
Из объяснений ФИО6 следует, что он проживает по адресу: <адрес>, его руководитель Валерий Владимирович, проживает по данному адресу добровольно, в месяц оплачивает 5000 рублей, данные средства уходят на еду и другие нужды дома. Питаются хорошо, продукты у них в наличии, готовят сами. Отношения к ним положительные, между собой не ругаются, жалоб не имеют, алкоголь и наркотические средства не употребляют, периодически посещают церковь, договора с ними никто не заключал (л.д. 13).
Из объяснений ФИО7 следует, что она проживает по адресу: <адрес>, ее руководитель Валерий Владимирович, проживает по данному адресу добровольно, в месяц оплачивает 5000 рублей, данные средства уходят на еду и другие нужды дома. Питаются хорошо, продукты у них в наличии, готовят сами. Отношения к ним положительные, между собой не ругаются, жалоб не имеют, алкоголь и наркотические средства не употребляют, периодически посещают церковь, договора с ними никто не заключал (л.д. 14).
Из объяснений ФИО8 следует, что он проживает по адресу: <адрес>, ее руководитель Валерий Владимирович, проживает по данному адресу добровольно, в месяц оплачивает 5000 рублей, данные средства уходят на еду и другие нужды дома. Питаются хорошо, продукты у них в наличии, готовят сами. Отношения к ним положительные, между собой не ругаются, жалоб не имеют, алкоголь и наркотические средства не употребляют, периодически посещают церковь, договора с ними никто не заключал (л.д. 15).
Из объяснений ФИО9 следует, что он проживает по адресу: <адрес>, ее руководитель Валерий Владимирович, проживает по данному адресу добровольно, в месяц оплачивает 5000 рублей, данные средства уходят на еду и другие нужды дома. Питаются хорошо, продукты у них в наличии, готовят сами. Отношения к ним положительные, между собой не ругаются, жалоб не имеют, алкоголь и наркотические средства не употребляют, периодически посещают церковь, договора с ними никто не заключал (л.д. 16).
Из объяснений ФИО10 следует, что он проживает по адресу: <адрес>, ее руководитель Валерий Владимирович, проживает по данному адресу добровольно, в месяц оплачивает 5000 рублей, данные средства уходят на еду и другие нужды дома. Питаются хорошо, продукты у них в наличии, готовят сами. Отношения к ним положительные, между собой не ругаются, жалоб не имеют, алкоголь и наркотические средства не употребляют, периодически посещают церковь, договора с ними никто не заключал (л.д. 17).
Из объяснений ФИО11 следует, что он проживает по адресу: <адрес>, ее руководитель Валерий Владимирович, проживает по данному адресу добровольно, в месяц оплачивает 5000 рублей, данные средства уходят на еду и другие нужды дома. Питаются хорошо, продукты у них в наличии, готовят сами. Отношения к ним положительные, между собой не ругаются, жалоб не имеют, алкоголь и наркотические средства не употребляют, периодически посещают церковь, договора с ними никто не заключал (л.д. 18).
Из справки ТУ Минсоцразвития Пермского края по г. Перми от 20.01.2023 следует, что у Францева В.В. отсутствуют структура и штатная численность стационарной организации социального обслуживания. Нет специалистов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе. Медицинское сопровождение граждан не осуществляется. Лицензия на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лечебному делу, организации сестринского дела, сестринскому делу, договор на оказание медицинского обслуживания с медицинскими организациями отсутствуют. Результаты ежедневного контроля (контроль выхода готового блюда, оценка гигиенического и эстетического состояния обеденного зала) не отражаются, акты ежедневного контроля не составляются, еженедельный контроль не осуществляется. Бракеражный журнал не ведется. Выполнение натуральных норм продуктов оценить невозможно. Отсутствуют специально оборудованные кабинеты для проведения мероприятий медицинского, социального, психологического характера. Социальные услуги предоставляются без индивидуальных программ предоставления социальных услуг. Договоры о предоставлении социальных и медицинских услуг не заключены. Помещение здания не имеет специального технического оснащения- отсутствуют пристанные перила, поручни, пандусы, поддерживающие устройства, звуковые информаторы и указатели эвакуационных выходов, главный вход имеет порог, препятствующий свободному передвижению граждан, при этом в помещении находится гражданин частично либо полностью утративший способность к самостоятельном передвижению (л.д. 20-21).
Согласно справке 1 ОНПР по г. Перми и п. Н. Ляды УНДиПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 24.01.2023 Францевым В.В. допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности в данной сфере. Фактически объект класса функциональной пожарной опасности Ф 1.4 (Индивидуальный жилой дом) эксплуатируется как объект класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 (Объект социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей) и не отвечает нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (пп. Н п. 16 Правил): в здании отсутствует система автоматической пожарной сигнализации (п. 6.1 Таблицы А.1 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; п. 7 табл. 1 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации»); в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (таблица 2 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»; в здании отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара (п. 116 Правил); в здании отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители) (п. 60 Правил); в здании класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 Системы пожарной сигнализации не обеспечивают дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) (л.д. 23-25).
Также судом установлено, что Францев В.В. ранее имел статус индивидуального предпринимателя, прекратил свою деятельность 03.11.2022 что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № от ДД.ММ.ГГГГ. Такого разрешенного вида деятельности как социальные услуги, у ответчика не имелось.
Анализируя представленные суду доказательства, суд считает, что в судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о нарушении Францевым В.В. требований закона деятельности по предоставлению социальной услуги в стационарной форме социального обслуживания.
С момента выявления нарушений – 18.01.2023г. по настоящее время ответчиком сведений об устранении нарушений закона не представлено.
Согласно пояснений представителя истца, на момент рассмотрения дела нарушения не устранены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что предоставляемые ответчиком социальные услуги, в виде социального обслуживания граждан с круглосуточным пребыванием, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> оказываются не в полном объеме, ненадлежащего качества, с многочисленными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований, требований законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, что не способствует улучшению условий жизнедеятельности находящихся в нем граждан, не обеспечивает безопасность их жизни и здоровья.
Поскольку осуществление ответчиком деятельности с нарушением обязательных требований создает опасность причинения в будущем вреда жизни и здоровью лиц, пребывающих на территории жилого дома, то по мнению суда, это является достаточным основанием для признания незаконной и прекращении деятельности Францева В.В. по предоставлению социальных услуг в виде социального обслуживания граждан с обеспечением проживания, осуществляемой по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
признать деятельность Францева Валерия Владимировича (ДД.ММ.ГГГГ.рождения, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ) по оказанию услуг по уходу за гражданами по адресу <адрес> в качестве социальной услуги в стационарной форме социального обслуживания.
Обязать Францева Валерия Владимировича (ДД.ММ.ГГГГрождения, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ) прекратить незаконную деятельность по предоставлению социальной услуги в стационарной форме социального обслуживания по адресу <адрес>, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись
Мотивированное решение изготовлено 26.12.2023
Судья подпись копия верна судья