Дело № 2-454/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2022 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Калининой О.В.,
помощника прокурора Турочакского района Бедарева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Чернышова О.В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, ИВС МО МВД России «Турочакский» в лице МО МВД России «Турочакский», Министерству внутренних дел Российской Федерации по Республике Алтай о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Чернышов О.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался под стражей в ИВС МО МВД России «Турочакский» в ненадлежащих условиях. Как во время содержания в ИВС, так и при этапировании в СИЗО, он не был обеспечен горячим питанием по установленным нормам, вместо горячего питания снабжался сухим пайком. В результате нарушения его прав, он испытывал страдания в виде беспокойства за свое здоровье, душевной боли, унижения его человеческого достоинства, неверия в закон РФ, справедливость. Тем самым ему причинен морально-нравственный вред в виде оставления без обеда на время более 7 часов, ощущения чувства голода, недовольства от лишения возможности удовлетворить свои необходимые потребности и повлиять на данный процесс. Моральный вред и нравственные страдания он оценивает в <данные изъяты> рублей, просил суд: взыскать в его пользу с Российской Федерации в лице ИВС МО МВД России «Турочакский» за счет средств федерального бюджета компенсацию морального вреда и нравственных страданий в указанном выше размере.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МО МВД России «Турочакский», Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай, МВД по Республике Алтай.
Истец, представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Представитель МВД по Республике Алтай просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Истец Чернышов О.В., представители МО МВД России «Турочакский», Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай, об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в их отсутствие, не просили.
Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), с учетом мнения привлеченного для дачи заключения по иску помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай, полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Представитель ответчиков МВД по Республике Алтай по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, МО МВД России «Турочакский» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Киндикова К.Б. направила в суд письменное возражение по иску в котором исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в его удовлетворении, указала, что за время содержания в ИВСС МО МВД России «Турочакский» Чернышов О.В. был обеспечен ежедневным трехразовым горячим питанием согласно Постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ в мирное время». МО МВД России «Турочакский» заключен государственный контракт № на оказание услуг по обеспечению питанием лиц содержащихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых с <данные изъяты> действующей по доверенности в пользу ИП <данные изъяты> Обеспечение истца горячим питаем в указанные в иске периоды нахождения в ИВС подтверждается представленными в дело ведомостями на продукты. Время нахождения конвойного автомобиля в пути из <адрес> до <адрес> менее 6 часов (2 часа). На период следования осужденные обеспечиваются индивидуальным рационом питания, нарушений прав истца не имеется.
Помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедарев А.В. в заключении по иску полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме, каких-либо нарушений, в действиях сотрудников ИВС МО МВД России «Турочакский» не имеется, такие жалобы прокуратурой района не рассматривались.
Выслушав заключение помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай, изучив и исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (пункт 2)
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (ст. 1100 ГК РФ).
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
В силу ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Исходя из системного толкования положений статей 151, 1069, 1099, 1100 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суд приходит к выводу о том, что неотъемлемыми элементами, входящими в предмет доказывания для решения вопроса о наличии оснований для возмещения Чернышову О.В. морального вреда являются 1) наступление вреда; 2) противоправное поведение причинителя вреда; 3) причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями; 4) вина причинителя вреда.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, Чернышов О.В. содержался в ИВС МО МВД России «Турочакский» в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался под стражей.
За время содержания в ИВС МО МВД России «Турочакский» Чернышов О.В. был обеспечен ежедневным трехразовым горячим питанием согласно нормам, установленным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ в мирное время».
В материалы дела представлен государственный контракт №, заключенный МО МВД России «Турочакский» с <данные изъяты> действующей по доверенности в пользу ИП <данные изъяты> на оказание услуг по обеспечению питанием лиц содержащихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых.
В день конвоирования содержащихся в ИВС в ФКУ СИЗО-1 обвиняемых и подозреваемых, питание осуществлялось до вывоза (обеспечивался завтрак). Время следования автомобильным транспортом из ИВС МО МВД России «Турочакский» до СИЗО-1, составляет два часа. Время прибытия конвоя 12-13 часов дня. За день до конвоирования в СИЗО-1 сообщается количество этапируемых лиц для постановки на все виды довольствия. При этапировании из СИЗО-1 в ИВС МО МВД России «Турочакский», исходя из времени, когда оно производится, этапируемые обеспечиваются сухим пайком.
Обеспечение истца согласно заключенному контракту горячим питаем в указанные в иске периоды нахождения в ИВС МО МВД России «Турочакский» подтверждается представленными в дело ведомостями на получение питания, меню блюд, приведенным выше возражением на иск представителя ответчиков, а также справкой начальника ИВС МО МВД России «Турочакский» от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Требуя защиты своего права в рамках настоящего спора истец, не оспаривая законность своего содержания и этапирования в ИВС МО МВД России «Турочакский», утверждает, что испытывал нравственные и душевные страдания вследствие необеспечения его горячим питанием. Причинение ему нравственных страданий и морального вреда стало возможным по вине ответчика.
Из материалов дела следует, что надлежащей совокупности доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных исковых требований, истец суду не представил.
При этом жалоб и заявлений от него на действия сотрудников ИВС МО МВД России «Турочакский» в связи с необеспечением горячим питанием, в указанные в иске периоды не зафиксировано. Доказательств обратного суду не представлено.
Также суд принимает во внимание, что истец не был лишен возможности направить жалобу в органы прокуратуры, а также в судебные органы в периоды после этапирования и нахождения в ИВС.
Каких-либо доказательств того, что за периоды содержания в ИВС истец обращался с жалобами на ухудшение состояния физического и психического здоровья не имеется, действия (бездействие) изолятора незаконными не признавались.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт причинения ему какого-либо вреда действиями (бездействием) со стороны сотрудников ИВС МО МВД России «Турочакский» в связи с чем, не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Чернышову О.В., ИНН №, в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай ИНН 0411008817, ОГРН 1020400745034, ИВС МО МВД России «Турочакский» в лице МО МВД России «Турочакский» ИНН 0407001223, ОГРН 1020400608304, Министерству внутренних дел Российской Федерации по Республике Алтай ИНН 0411004883, ОГРН 1020400759609 о компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2022 г.
Судья К.В. Албанчинова