дело № 2-2058/2023
УИД № 55RS0007-01-2023-001514-34
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 июня 2023 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С., при секретаре судебного заседания Юлиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. прокурора Ленинского АО г. Омска к Администрации г. Омска в лице департамента жилищной политики Администрации г.Омска об обязании завершить мероприятия по расселению многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Ленинского АО г. Омска обратился в суд с названным иском, указав, что заключением межведомственной комиссии г.Омска для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п "О сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения до 28.04.2016. на основании технического отчета ООО "Сибирская проектная компания" от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что техническое состояние данного многоквартирного дома оценивается как аварийное. Физический износ составляет 65%.
В ходе проведения обследования многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ специалистами Государственной жилищной инспекции Омской области при осмотре выявлены разрушения фасада, с выдавливанием кирпичей, разрушение цоколя, на торцевой стене дома имеется горизонтальная трещина, разрушение балконных плит.
Многоквартирный дом не пригоден для жилья.
Проведенный поквартирный обход ДД.ММ.ГГГГ показал, что 2 квартиры заселены. Печати на дверях БУ г.Омска "Центр содержания и хранения имущества" сорваны.
По результатам обследования контролирующим органом установлено, что выявленные недостатки в указанном многоквартирном доме создают угрозу жизни и здоровью граждан проживающих в нем. Существует риск получения травм жильцами при передвижении по зданию и около него.
Признать незаконным бездействие Администрации г.Омска в лице департамента жилищной политики Администрации г.Омска по не завершению мероприятий, связанных с расселением многоквартирного дома <адрес>.
Обязать Администрацию г.Омска в лице департамента жилищной политики Администрации г.Омска завершить мероприятия по расселению многоквартирного <адрес> <адрес>, по результатам проведения которых в течение трех месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, направить в департамент городского хозяйства Администрации г.Омска уведомление о необходимости сноса объекта капитального строительства.
Представитель истца, помощник прокурора Л.А.В. исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске.
Представитель Администрации г.Омска и департамента жилищной политики Администрации г.Омска Ш.М.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что расселение МКД осуществляется Администрацией г.Омска в рамках региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п. Из 55 жилых помещений МКД с учетом непредвиденных обстоятельств, связанных с личностью граждан (наследство, судебные споры и др.) продолжаются мероприятия по 4 жилым помещениям. Департамент жилищной политики не бездействует, разыскивает граждан, которые являются собственниками квартир в МКД и не обратившиеся за выкупной стоимостью. После истечения шестимесячного срока мероприятия по расселению комнаты Н.В.А. будут возобновлены. При отсутствии наследников, департамент намерен обратиться с иском о признании имущества вымороченным.
Третье лицо Департамент городского хозяйства Администрации г.Омска о слушании дела уведомлен, представитель в судебное заседание не направлен, отзыв не представлен.
Третье лицо БУ г. Омска "Центр содержания и хранения имущества" г. Омск о слушании дела уведомлено, представитель в суд не направлен, отзыв не представлен.
Третьи лица К.О.А., В.М.В., И.Р.А., В.Ю.А. в судебном заседании участия не принимали, уведомлены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
На основании п. 11 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе, относятся определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
Согласно ч.2, 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд; предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника; в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 2 статьи 32 Жилищного кодекса предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу пп. 3, 6 ст. 62 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В силу п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно с п. 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Постановлением администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п "О сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Мероприятия по расселению указанного многоквартирного жилого дома осуществляются в рамках реализации региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах, утвержденной постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Из ответа департамента жилищной политики следует, что в настоящее время обеспечено расселение всех жилых помещений, расположенных в многоквартирном <адрес>, за исключением 3 жилых помещений: <адрес> (1/4 доля).
Согласно сведениям ЕГРН собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> значится Н.В.А.
Из пояснений представителя ответчика следует, что Н.В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи мероприятия по расселению выше указанного жилого помещения приостановлены.
Собственниками жилых помещений расположенных по адресу: <адрес> являются И.Р.А., которому принадлежит 13/34 долей, В.М.В., которой принадлежит 9/68 долей, К.А.А., которой принадлежит 4/34 долей в праве общей долевой собственности.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в целях обеспечения жилищных прав собственников подготовлен проект соглашения о выплате выкупной стоимости за изымаемое для муниципальных нужд вышеуказанное жилое помещение в размере 2738442 рубля на основании оценки, определенной оценочной организацией – ООО "Аксерли".
ДД.ММ.ГГГГ собственникам было направлено уведомление о необходимости обратиться в департамент для ознакомления и подписания данного проекта соглашения предоставив банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
Не один из собственников в департамент не обратился.
В материалы дела представлены акты от ДД.ММ.ГГГГ. о выезде комиссии с целью установления факта проживания граждан в <адрес>. В результате обследования было установлено, что комната № открыта и завалена вещами, комнаты № закрыты. Со слов соседей и старшей по дому П.Н.С. в данной секции с ДД.ММ.ГГГГ. никто не проживает. (л.д.148).
Собственником ? доли жили жилых помещений расположенных по адресу: <адрес> является В.Ю.А.
В настоящее время Центральным районным судом г.Омска рассматривается дело № по иску В.Ю.А. к департаменту жилищной политики Администрации г.Омска об определении и взыскании выкупной стоимости принадлежащей ему ? доли жилого помещения.
Согласно справке помощника прокурора Ленинского АО г.Омска О.Е.А. при обследовании многоквартирного <адрес> установлено, что в комнатах 3, 27, проживают бывшие собственники, которых не устраивают приобретенные Администрацией г.Омска жилые помещения.
В материалы дела ответчиком представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что в комнате <адрес> проживает П.Н.А.. ДД.ММ.ГГГГ в ходе телефонного разговора с бывшим собственником указанного жилого помещения установлено, что П.Н.А. ведет асоциальный образ жизни и в течении длительного времени самовольно занимает, освободившиеся жилые помещения в многоквартирном доме по указанному адресу. (л.д.152).
В материалы дела представлен договор мены от ДД.ММ.ГГГГ. заключенный между Муниципальным образованием городской округ город Омск в лице директора департамента жилищной политики Администрации г.Омска и собственниками комнаты <адрес>. Согласно договору собственникам комнаты <адрес> Ш.И.Н., Ш.М.Н., Ш.Е.И. взамен аварийного жилья передана в собственность квартира расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно договору мены от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Муниципальным образованием городской округ город Омск в лице директора департамента жилищной политики Администрации <адрес> и собственником комнаты <адрес> следует, что собственнику комнаты <адрес> А.Л.И. взамен аварийного жилья передана в собственность квартира расположенная по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что мероприятия по расселению многоквартирного <адрес> в <адрес> в полном объеме не завершены, в помещения имеется доступ третьих лиц.
На основании технического отчета ООО "Сибирская проектная компания" еще в 2013 году установлено, что техническое состояние данного многоквартирного дома оценивалось как аварийное. Физический износ составлял 65%.
В ходе проведения обследования многоквартирного дома в 2023 году специалистами Государственной жилищной инспекции Омской области при осмотре выявлены разрушения фасада, с выдавливанием кирпичей, разрушение цоколя, на торцевой стене дома имеется горизонтальная трещина, разрушение балконных плит.
Недостатки в указанном многоквартирном доме создают угрозу жизни и здоровью граждан не только находящихся в нем, а также гражданам при передвижении по зданию или около него.
В материалы дела ответчиком представлены фотографии многоквартирного жилого дома по периметру которого натянута лента.
Между тем, данных мероприятий недостаточно, контроль входы в аварийное жилое помещение никем не осуществляется, двери и окна отсутствуют, что свидетельствует о беспрепятственном доступе в аварийный дом.
На основании п.п. 1,2 Положения о департаменте жилищной политики Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № "О департаменте жилищной политики Администрации города Омска" департамент жилищной политики Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим деятельность в сфере управления муниципальным жилищным фондом города Омска.
Целью деятельности департамента является реализация единой муниципальной политики в сфере жилищных отношений на территории города Омска. Задачами департамента являются, в числе прочего, осуществление мероприятий по расселению граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, и жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также по переселению граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда города Омска по иным основаниям, установленным законодательством.
Согласно п. 16 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации г.Омска утвержденное Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 N 443 "О департаменте городского хозяйства Администрации г.Омска" департамент организует работы по сносу жилых домов, находящихся в муниципальной собственности города Омска, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности города Омска, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
На основании установленных по делу обстоятельств суд полагает необходимым возложить обязать на Департамент жилищной политики Администрации города Омска завершить мероприятия по расселению граждан из многоквартирного дома по адресу: <адрес> в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить в департамент городского хозяйства Администрации г.Омска уведомление о необходимости сноса объекта капитального строительства.
Вместе с тем суд не находит оснований для признания действия департамента жилищной политики Администрации г.Омска незаконными, поскольку мероприятия по расселению многоквартирного дома департаментом практически завершены, в настоящее время ведутся работы по поиску собственников не расселенных помещений, после истечения шестимесячного срока для принятия наследства, намерены возобновить процесс расселения, в случае отсутствия собственников намерены обратится в суд с иском о признания имущества вымороченным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Ленинского административного округа г. Омска удовлетворить частично.
Обязать Департамент жилищной политики Администрации города Омска (ОГРН 1085543022234) завершить мероприятия по расселению граждан из многоквартирного дома по адресу: <адрес> порядке, установленном действующим жилищным законодательством, по результатам которых в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить в департамент городского хозяйства Администрации г.Омска уведомление о необходимости сноса объекта капитального строительства.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С.Марченко
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2023г.