Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2241/2023 ~ М-1687/2023 от 04.09.2023

Дело № 2-2241/2023

УИД № 42RS0010-01-2023-002136-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Амеличкиной Т.Л.,

при секретаре Кичун С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киселевске

12 декабря 2023 года

гражданское дело по искуОреховой Августы Григорьевны к администрации Киселевского городского округа Кемеровской области об установлении и подтверждении нереализованного права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, предоставлении жилого помещения на территории Киселевского городского округа Кемеровской области как вдове военнослужащего,

установил:

Орехова Августа Григорьевна (далее по тексту – Орехова А.Г., истец) обратилась в суд с иском к администрации Киселевского городского округа Кемеровской области (далее по тексту – ответчик) об установлении и подтверждении нереализованного права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, предоставлении жилого помещения на территории Киселевского городского округа Кемеровской области как вдове военнослужащего.

В обоснование исковых требований указывает, что является вдовой военнослужащего О..Выслуга лет О. в вооруженных силах составила 27 лет. При увольнении в ДД.ММ.ГГГГ в запас военнослужащего О. он и члены его семьи – супруга и дочь, не были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания. В ДД.ММ.ГГГГ Л. умер. Право на обеспечение военнослужащего и членом его семьи жилым помещением осталось нереализованным до настоящего времени.

Истец с 2010 года проживает г. Киселевске Кемеровской области в доме по адресу: <адрес>, который является аварийными и подлежащим сносу, в нем отсутствует электроэнергия, проживание в нем невозможно и опасно для жизни и здоровья. Никакого жилого помещения в собственности у истца не имеется.

Указывает, что на основании Постановления Правительства РФ №76 от 3 февраля 2014 г. отставные военные как льготная категория граждан обеспечиваются бесплатными жилыми помещениями от государства, если срок службы в вооруженных силах РФ составляет более 10 лет. Выслуга лет ее супруга составила 27 лет. Право на обеспечение жилыми помещениями при увольнении в запас военнослужащих и членов их семей, не обеспеченных жилыми помещениями при увольнении в запас, также гарантируется Федеральным законом №276 «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. В связи с чем семья военнослужащего О. должна быть обеспечена государством двухкомнатной квартирой.

Просит суд установить и подтвердить нереализованное право на обеспечение жилым помещением – двухкомнатной квартирой ее, Ореховой А.Г., как члена семьи военнослужащего О.., имеющего 27 лет выслуги военной службы и при увольнении в запас не обеспеченного жилым помещением для постоянного проживания (семья из трех человек на момент увольнения), обязать в течение 10 дней главу администрации Киселевского городского округа предоставить ей двухкомнатную квартиру в г. Киселевске Кемеровской области для постоянного проживания, получения постоянной прописки в паспорте и получении пенсии <данные изъяты> от Министерства обороны Российской Федерации.

В судебном заседании истец Орехова А.Г. поддержала заявленные требования. Дополнительно пояснила, что дом по адресу: <адрес>, в котором она проживает в настоявшее время, непригоден для постоянного проживания, он является аварийным, в нем отсутствует электричество, он подлежит сносу. Ранее этот дом принадлежал родителям истца, после их смерти дом в свою собственность оформила сестра истца, <данные изъяты>. Дом был признан непригодным для проживания. Впоследствии администрация Киселевского городского округа предоставила сестре истца социальную выплату взамен этого сносимого ветхого жилья. <данные изъяты>.

При жизни мужа О. вопросами предоставления жилья их семье как семье военного истец не занималась, всеми вопросами занимался ее супруг. Обращался ли он куда –либо с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, ей неизвестно. Никаких выплат на приобретение жилого помещения их семья, как семья военнослужащего, не получала. Жилищный сертификат на приобретение жилья им не выдавался. Ее супруг О. уволился с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ по истечении контракта. На тот момент они жили в <адрес>, их дочь училась во <данные изъяты>. Поскольку дочь жила и училась во <данные изъяты>. Они приняли решение переехать во <данные изъяты>. На момент смерти О. в ДД.ММ.ГГГГ они с мужем жили во <адрес>. Их дочь на тот момент уже проживала отдельно от них. После смерти супруга истец решила переехать жить в г. Киселевск в родительский дом. О. никогда не проживал на территории Киселевского городского округа.

Конкретизируя исковые требования, истец, ссылаясь на Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», полагала, что орган местного самоуправления, в данном случае администрация Киселевского городского округа, обязана предоставить ей как нуждающейся в жилом помещении вдове умершего военнослужащего жилое помещение – двухкомнатную квартиру по месту получения ею пенсии <данные изъяты> – на территории Киселевского городского округа.

Представитель ответчика администрации Киселевского городского округа Кемеровской области, представитель соответчика Управления городского развития Киселевского городского округа Окунцова Я.В., действующая на основании доверенностей от 3 мая 2023 г. , от 2 мая 2023 г. соответственно, возражала против заявленных исковых требований, указав, что решение вопроса о предоставлении жилого помещения, жилищной субсидии отнесено к непосредственной компетенции специализированной организации, ноне к компетенции органов местного самоуправления (местной администрации). У администрации Киселевского городского округа отсутствуют полномочия по рассмотрению вопроса, обозначенного в исковых требованиях Ореховой А.Г..

Ранее администрацией Киселевского городского округа, должностными лицами органов местного самоуправления Киселевского городского округа обозначенные в иске требования неоднократно рассматривались по существу.Истцу были даны разъяснения, что единственным вариантом предоставления жилого помещения непосредственно органом местного самоуправления является предоставление муниципального жилого помещения по договору социального найма(общий порядок). Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда регламентированы Жилищным Кодексом РФ. Так, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ст.49 ЖК РФ). Предоставляются жилые помещения гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.52 ЖК РФ) в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ст.57 ЖК РФ).

            Было рекомендовано собрать необходимые документыдля признания органом местного самоуправления истца малоимущей с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На жилищной комиссии при администрации Киселевского городского округа 9 ноября 2021 г. был рассмотрен вопрос признания Ореховой А.Г. малоимущей для включения в список учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Киселевского городского округа. Доход Ореховой А.Г. превышает пороговое значение, в связи с чем она не может быть признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (выписка из протокола комиссии прилагается).

    Орехова А.Г. неоднократно обращалась в администрацию Киселевского городского округа по вопросу выдачи ей государственного жилищного сертификата и по вопросу предоставления жилого помещения. При личной беседе Ореховой А.Г. были даны разъяснения, что управление городского развития Киселевского городского округа и администрация не выдают жилищные сертификаты и не предоставляют квартиры в кредит по «Военной ипотеке», так как эти функции не входят в компетенцию и полномочия органов местного самоуправления.Согласно Федеральному закону от 20августа 2004г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» сбором документов по «Военной ипотеке» занимается ФГУ «Росвоенипотека». Выдача денежных средств производится банком.

Истцу предлагалось временно заселиться в жилое помещение из муниципального маневренного жилищного фонда Киселевского городского округа, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Для получения жилого помещения из маневренного жилого фонда для временного проживания Ореховой А.Г. необходимо было обратиться в управление городского развития Киселевского городского округа. По данному вопросу Орехова А.Г. не обращалась.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Военный комиссариат г. КиселевскаКемеровской области – Кузбасса не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, в деле имеется заявление представителя третьего лица о рассмотрении дела в отсутствие представителя Военного комиссариата г. Киселевска Кемеровской области - Кузбасса.В отзыве на исковое заявление представитель Военного комиссариата г. Киселевска Кемеровской области – Кузбасса указал, что супруг истца Ореховой А.Г. – О. <данные изъяты> уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы (пп. «б» п.1 ст.51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №№53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Предоставление жилья не входит в компетенцию военного комиссариата г. Киселевск Кемеровской области – Кузбасса.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кемеровской области» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом и своевременно.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу. В объяснениях по иску Ореховой А.Г, представленных УФК по Кемеровской области- Кузбассу, представитель указывает, что вопросы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей не входит в компетенцию Управления Федерального казначейства по Кемеровской области – Кузбассу.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»(преамбула) (далее по тексту также Федеральный закон от27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).

Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).

В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ (редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительнойвласти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с венной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дед, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее- Правила).

В настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которымизаключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями;б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении.

Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:а) отсутствие жилой площади;б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел (пункт 7 Правил).

Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.

Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию(пункт 8 Правил).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (пункт 9 Правил).

В соответствии с пунктом 12 указанных Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 №475, от 06.10.2011 N 824)

Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям №№ 2 и 3 в следующем порядке:

в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов;

в отношении лиц, имеющих воинские звания офицеров, прапорщиков (мичманов), - Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в порядке, определенном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

в отношении военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.08.2003 N 475)

Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются:заявление на имя главы муниципального образования;выписка из личного дела о составе семьи;выписка из домовой книги;копия финансового лицевого счета;выписка из личного дела о дате и месте призыва;документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации (пункт 13 Правил).

На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (пункт 14 Правил).

В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, по форме согласно приложению N 4 (пункт 15).

Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок (пункт 16 Правил).

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих

Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

К рапорту прилагаются:заявление на имя главы муниципального образования;выписка из личного дела о составе семьи;выписка из домовой книги;копия финансового лицевого счета;выписка из приказа об увольнении;выписка из приказа об исключении из списков личного состава части;справка об отсутствии забронированной жилой площади;справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья;справка финансовых органов части о неполучении социальных выплат;(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778); документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации.

Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами (пункт 17 Правил).

В случае если военнослужащий в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, в военный комиссариат направляется, кроме указанных в пункте 17 настоящих Правил документов, также ходатайство командира (начальника) воинской части перед соответствующим органом местного самоуправления о включении этого военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Командир (начальник) воинской части извещает об этом военный комиссариат по избранному военнослужащим ранее постоянному месту жительства для снятия данного лица с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (пункт 18 Правил).

Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления.

Органам местного самоуправления предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы (пункт 19 Правил).

На каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления (пункт 20 Правил).

Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы (пункт 21 Правил).

В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства (пункт 22 Правил).

Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления (пункт 23 Правил).

Из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья (пункт 24 Правил).

Как следует из приведённых норм права, решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и реализация военнослужащим права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий, а также наличием оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Препятствий для супруга истца заявить о своем праве состоять на жилищном учете и подтвердить нуждаемость в предоставлении жилого помещения в период прохождения военной службы и на момент увольнения судом не установлено; оснований для совершения ответчиком действий по постановке истца как вдовы умершего военнослужащего на жилищный учет при отсутствии на момент увольнения заявления и подтверждающих нуждаемость истца в улучшении жилищных условий документов, предоставлении жилого помещения на территории Киселевского городского округа также не установлено.

Так из материалов дела следует, А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, жене присвоена фамилия Орехова (т. л.д.53).

Орехова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является получателем пенсии Министерства Обороны <данные изъяты> О.., ДД.ММ.ГГГГ рождения (т.1 л.д.9).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объекты недвижимости дом, земельный участок по адресу: <адрес> сведения о правообладателе отсутствуют (т.л.д.15-16).

    Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 сентября 2023 г. сведения о правах О.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ореховой А.Г., ДД.ММ.ГГГГ., на объекты недвижимости на территории Российской Федерации отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (т.1 л.д.17-18).

    Из ответа Управления городского развития Киселевского городского округа от 15 сентября 2023 г. следует, что Орехова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в управлении городского развития Киселевского городского округа не состоит; О.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в управлении городского развития Киселевского городского округа не состоял (т. 1 л.д.49).

    Согласно письму Министерства строительства Кузбасса от 31 августа 2023 г. в адрес Ореховой А.Г. по информации, представленной администрацией Киселевского городского округа, Ореховой А.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непризнанием истца малоимущей. После этого с заявлением о    принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области от 10 июня 2005 г. №68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» Орехова А.Г. не обращалась (т 1 л.д.79-80).

    Из письма Министерства обороны Российской Федерации от 13 мая 2020 г. в адрес Ореховой А.Г. следует, что при проведении проверки о нарушении жилищных прав военной прокуратурой Центрального военного округа от 30 октября 2013 г. признаков противоправных действий со стороны должностных лиц квартирно-эксплуатационных органов в отношении Ореховой А.Г. не выявлено. Оснований для обеспечения Ореховой А.Г. жилым помещением по адресу: <адрес>, не имеется, нарушений законодательства Российской Федерации со стороны 2 отдела (г. Новосибирск) ФГКУ «Центррегионжилье» не усматривается (т. 1 л.д.90-91).

    В деле имеется справка на имя подполковника О. серии , выданная ГУ Новосибирской КЭЧ района 31 августа 2009 г. о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес> (т.1 л.д.115).

    Из письма администрации Киселевского городского округа от 23 ноября 2023 г. следует, что в связи с тем, что размер пенсии, получаемый Ореховой А.Г., превышает норму прожиточного минимума, необходимого для признания гражданина малоимущим, Ореховой А.Г. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (т. 1 л.д.119).

Согласно сведениям из Отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по г. Киселевску от 30 октября 2023 г. следует, что Орехова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <данные изъяты>, в период с 17 октября 2022 г. по 6 февраля 2007 г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В период с 27 октября 2021 г. по 5 апреля 2023 г. была зарегистрирована по адресу: <адрес> (т.1 л.д.121).

По запросу в суд поступила копия решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 20 марта 2014 г. по делу по иску Ореховой А.Г. к Министерству обороны РФ «Центррегионжилье-2» об обязании заключения договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 июня 2014 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме (т.1 л.д.178-187).

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края РФ от 1 марта 2006 г. по делу по иску О. к администрации города Владивостока о предоставлении жилого помещения, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 17 октября 2007., в удовлетворении исковых требований.Из данного решения следует, что у администрации г. Владивостока не имелось законных оснований для удовлетворения требований истца, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащихи сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» истец должен был подать рапорт по команде о подтверждении избранного им постоянного места жительства и о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке его на очередь на получение жилого помещения, после чего командир (начальник) воинской части должен был направить ходатайство со всеми необходимыми документами с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами в военный комиссариат, что истцом сделано не было (т.1 л.д.218-222).

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 21 августа 2009 г. по делу по иску Ореховой А.Г. к Министерству обороны, командующему ТОФ С., военной прокуратуре Владивостокского гарнизона о предоставлении двухкомнатной квартиры, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 октября 2009 г., в удовлетворении исковых требований отказано (т.1л.д.223-229).

Из ответа Департамента жилищного обеспечения управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации от 17 ноября 2023 г. следует, что согласно базам данных Минобороны России О. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял. В списки очередников на получение жилья от Минобороны России О. не включался, нуждающимся в получении жилья не признавался. Жилым помещением для постоянного проживания, государственным сертификатом и субсидией для приобретения или строительства жилого помещения от Минобороны не обеспечивался (т.1л.д.235)

Из справки о праве на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 2 декабря 2021 г. следует, что Орехова А.Г. как вдова военнослужащего О. имеет право на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг (т.2 л.д.6)

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Киселевского городского округа от 9 ноября 2023 г. Ореховой А.Г. отказано в признании малоимущей ввиду наличия дохода, превышающего пороговое значение согласно решению Киселевского городского Совета народных депутатов от 25 апреля 2013 г. «Об определении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, и установлении учетной нормы предоставления площади жилого помещения» с целью включения в список нуждающихся в жилом помещении (т.2 л.д.42).

В соответствии с выпиской из приказа Командующего войсками Сибирского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ О. уволен с военной службы с зачислением запас по истечении срока контракта прохождения военной службы (подпункт «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона). Выслуга лет в Вооруженных силах календарная 25 лет 7 месяцев, в льготном исчислении 26 лет 11 месяцев, подлежит направлению на учет в ВК <адрес>. День увольнения ДД.ММ.ГГГГ. Контракт о прохождении военной службы скадрах ВС РФ сроком на 5 лет с 1 мая 194 г. основание: рапорт офицера от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.43).

В судебном заседании обозревалось личное дело подполковника О. в части, касающейся предмета исковых требований, а именно: сообщение из военного комиссариата Кемеровской области от 2012 г., согласно которому сведений о забронированной жилой площади, получении субсидий в личном деле О. не имеется,

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что военнослужащий О. и члены его семьи до увольнения О. с военной службы либо при увольнении с нее нуждающимися в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета в установленном законом порядке признаны не были.

Доказательств того, что О. обращался в установленном порядке с необходимыми документами к командованию войсковой части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий материалы дела не содержат.

Ссылка истца на абзац 3 пункта 20 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О статусе военнослужащих», согласно которому требования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов о минимальном сроке (периоде) проживания либо пребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, необходимом для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях либодля предоставления (оказания) иных мер поддержки, связанных с обеспечением указанных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений, не распространяются на членов семей военнослужащих - граждан, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе вдов (вдовцов) указанных военнослужащих-граждан до повторного вступления в брак, при подаче ими заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по месту прохождения погибшими (умершими) военнослужащими-гражданами военной службы либо по месту получения пенсии по случаю потери кормильца (п. 20 введен Федеральным законом от 28.06.2022 № 199-ФЗ), как на основание для безусловного удовлетворения заявлениях требований, является несостоятельной и основанной на неверном толковании приведенных норм материального права. Военнослужащий О. уволен с военной службы с зачислением запас по истечении срока контракта прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ, умер О. в ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, он не являлся военнослужащим, погибшим (умершим) в период прохождения военной службы. Кроме того, вопрос о минимальном сроке (периоде) проживания либо пребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования, необходимом для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях либо для предоставления (оказания) иных мер поддержки, связанных с обеспечением указанных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений не являлся предметом рассмотрения данного дела, а О. никогда не проживал на территории Киселевского городского округа.

Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилого помещения, предусмотрено такое обязательное условие как необходимость постановки этих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд приходит к выводу о том, что какие-либо жилищные права истца, учитывая необходимость соблюдения установленного законом порядка обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, ответчиком не нарушены, а судебной защите в силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит лишь нарушенное либо оспариваемое право.

Принимая во внимание установленные в ходе производства по делу обстоятельства, учитывая приведённые нормы права, суд приходит к выводу, что требования Ореховой А.Г. к администрации Киселевского городского округа Кемеровской области об установлении и подтверждении нереализованного права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, предоставлении жилого помещения на территории Киселевского городского округа как вдове военнослужащего О. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

2-2241/2023 ~ М-1687/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Орехова Августа Григорьевна
Ответчики
Администрация КГО
УГР КГО
Другие
ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области»
Военный комиссариат г.Киселёвска
УФК по Кемеровской области - Кузбассу
Суд
Киселевский городской суд Кемеровской области
Судья
Амеличкина Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
kiselevsky--kmr.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2023Передача материалов судье
11.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2023Подготовка дела (собеседование)
16.10.2023Подготовка дела (собеседование)
16.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Подготовка дела (собеседование)
01.12.2023Подготовка дела (собеседование)
01.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Дело оформлено
29.01.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее