Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1053/2023 ~ М-882/2023 от 21.04.2023

Дело № 2-1053/2023                             

УИД 59RS0044-01-2023-001120-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 июня 2023 года                 г. Чусовой

Чусовской городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шакирзяновой Е.А.

при секретаре Леконцевой В.В.

с участием представителя истца Унижук Н.В.

представителя ответчика Мерзлякова П.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры к ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,

у с т а н о в и л:

    21.04.2023 в суд обратилась Пермская межрайонная природоохранная прокуратура с исковыми требованиями к ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды. Прокурор просит возложить на ответчика обязанность: провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; актуализировать сведения об объекте негативного воздействия со сменой категории с III на II; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля; разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края мероприятия по уменьшению выбросов в период НМУ с учетом изменений, выявленных при проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; представить в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду. Просят установить срок для исполнения требований в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.

Из искового заявления следует, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в октябре 2022 г. проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, в ходе которой выявлены нарушения. Производственная площадка Учреждения поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, код объекта ... III категория, федеральный уровень надзора. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется на основании разрешения от дата ..., выданного Росприроднадзором на срок до дата. В 2018 г. Учреждением проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, составлен отчет по инвентаризации, подготовлен проект нормативов предельно допустимых выбросов, дата получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов санитарно-эпидемиологическому законодательству.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, утвержденном приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871. На основании пункта 3 Порядка № 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты. Пунктом 45 Порядка № 871 предусмотрены случаи, при наступлении которых необходимо проведение корректировки данных инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия, в том числе при изменении технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования, ввод в эксплуатацию или ликвидацию источников выбросов; при замене технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящей к изменению состава, объема и (или) массы выбросов. Также корректировка данных инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия осуществляется в случаях выявления неучтенных источников выбросов и (или) выбрасываемых загрязняющих веществ; а также изменения законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу данного изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Проверкой установлено, что в Учреждении содержатся сельскохозяйственные животные "данные скрыты" Кроме того, в ходе осмотра территории Учреждения выявлен цех производства арматуры, источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух которого при проведении инвентаризации в 2018 г. не учтены.

С учетом изменения источников выбросов, а также требований природоохранного законодательства Учреждению необходимо провести новую инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ.

Корректировке также подлежит разработанный во исполнение пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ проект предельно допустимых выбросов. На основании подпункта 12 пункта 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.11.2020 № 2398, деятельность по выращиванию и разведению свиней массой тела более 30 кг является критерием отнесения объектов ОНВОС ко II категории. Таким образом, во исполнение пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сведения об объекте негативного воздействия подлежат актуализации со сменой категории с III на II.

Согласно пункту 1 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов ОНВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору – в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, в отношении иных объектов - в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края (пункт 2 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ). В пункте 3 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ перечислены сведения, которые должна содержать декларация о воздействии на окружающую среду, в том числе декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля и др. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (пункт 4 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, после актуализации сведений об объекте негативного воздействия Учреждение обязано предоставить в орган экологического надзора - Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109.

В ходе проверки Учреждением представлена программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил, выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических), природоохранных мероприятий, утвержденная дата, однако она не соответствует Требованиям к программе ПЭК и фактически разработана во исполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края дата для Учреждения согласованы мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период наступления неблагоприятных метеорологических условий.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, которые вступили в силу с 27.06.2020. На основании пункта 5 Требований к мероприятиям № 811 разработка таких мероприятий осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды. Согласно пункту 6 Требований к мероприятиям № 811 разработка мероприятий проводится, в том числе, на основании данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов. На основании пункта 20 Требований к мероприятиям № 811 разработанные и согласованные органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях могут корректироваться. После корректировки мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях подлежат повторному согласованию.

Таким образом, после проведения надлежащей инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Учреждению необходимо разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для всех источников выбросов и обратиться за согласованием в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края.

Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении производственной деятельности влечет отсутствие полной достоверной информации об источниках выбросов загрязняющих веществ, их качественных и количественных характеристик, что ставит под угрозу соблюдение гарантированных статьей 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. С целью устранения выявленных нарушений природоохранной прокуратурой дата начальнику Учреждения внесено представление ..., требования которого до настоящего времени в полном объеме не исполнены. Согласно ответам от дата ..., от дата ... в ГУФСИН России по Пермскому краю направлена заявка о выделении денежных средств на разработку необходимой документации. Действенных мер, способствующих реальному устранению нарушений, на сегодняшний день не принято.

Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, поскольку принятый судебный акт по результатам рассмотрения настоящего дела повлияет на реализацию им полномочий в отношении ответчика в части рассмотрения заявки об актуализации ведений об объекте ОНВОС, принятии декларации о воздействии на окружающую среду (п.п. 4.17, 4.20 Положения об Управлении, утверждённого приказом Росприроднадзора от 21.01.2022 № 28). Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, поскольку принятый судебный акт по результатам рассмотрения настоящего дела повлияет на реализацию им полномочий в отношении ответчика в части согласования мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ (п. 3.1.17? Положения об Инспекции, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 № 212-п).

Доводы искового заявления в полном объеме поддержала в судебном заседании представитель Унижук Н.В., просила удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Мерзляков П.Е. в судебном заседании не оспаривал факт выявленных нарушений, пояснил, что будут устранены.

Третьи лица Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края, Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания извещены, представителей не направили, мнение на заявленные требования суду не представили (л.д. 93-95 почтовые уведомления).

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в защиту прав и свобод граждан, закрепленных в статье 42 Конституции Российской Федерации.

Доводы, изложенные в исковом заявлении подтверждаются представленными в материалы дела представлением об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды (л.д. 8-10) и ответом на представление ФКУ ИК-10 от дата (л.д. 11-13), в котором сообщили о запросе денежных средств в ГУФСИН России по Пермскому краю, после доведения которых незамедлительно будут проведены закупки и выполнены все пункты представления. Аналогичный ответ исправительным учреждением дан запрос прокуратуры по результатам контроля (письмо от дата и ответ на него от дата (л.д. 14, 15).

На основании рапорта от дата, решения ... от дата проведена проверка в отношении исправительного учреждения (л.д. 16-17, 18), о чём уведомлено ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю (л.д. 19-20). Территория Учреждения поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, код объекта ..., III категория, федеральный уровень надзора (л.д. 21, 22, 28). Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется на основании разрешения от дата ..., выданного Росприроднадзором на срок до дата (л.д. 37).

В 2018 г. Учреждением проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, составлен отчет по инвентаризации, подготовлен проект нормативов предельно допустимых выбросов (л.д. 30-36), дата получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов санитарно-эпидемиологическому законодательству (л.д. 29). В связи с выявлением в ходе проверки факта содержания сельскохозяйственных животных, наличия цеха производства арматуры, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ подлежит корректировке (л.д. 38-49), а сведения об объекте негативного воздействия - актуализации со сменой категории с III на II, что связано с деятельностью по выращиванию и разведению свиней массой тела более 30 кг.    

Поскольку доводы прокурора подтверждены письменными доказательствами, в исковом заявлении приведено обоснование требований со ссылкой на нормативно-правовые акты, заявленные требования суд удовлетворяет в полном объеме.

На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок для исполнения решения суда в один год с момента вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным, в том числе и с учётом процедуры выделения денежных средств на соответствующие цели.

    Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

    удовлетворить исковые требования Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры.

    Обязать Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю" (ОГРН 1025902086682, ИНН 5921015810) в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу провести корректировку инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; актуализировать сведения об объекте негативного воздействия со сменой категории с III на II; разработать и утвердить программу производственного экологического контроля; разработать и согласовать с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края мероприятия по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий с учетом изменений, выявленных при проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; представить в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду.

    Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в апелляционном порядке.

Судья:            Е.А. Шакирзянова

    Мотивированное решение составлено 08.06.2023.

2-1053/2023 ~ М-882/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю
Другие
ГУФСИН России по Пермскому краю
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора
Суд
Чусовской городской суд Пермского края
Судья
Шакирзянова Е.А.
Дело на странице суда
chusovoi--perm.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2023Передача материалов судье
28.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
30.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее