УИД 11RS0017-01-2022-001041-67 Дело № 2-53/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Визинга Республики Коми 19 января 2023 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при помощнике судьи Пыстине Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игутова Трофима Николаевича к администрации муниципального района «Сысольский» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, обязать предоставить на территории муниципального района «Сысольский» Республики Коми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам жилое помещение, исходя из нормы предоставления,
У С Т А Н О В И Л:
Игутов Т.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сысольский» (далее по тексту – АМР «Сысольский») с требованиями о включении его, в течении 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Сысольского района Республики Коми, обязать предоставить на территории муниципального района «Сысольский» Республики Коми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам жилое помещение, исходя из нормы предоставления. В обосновании иска указал, что Игутов Т.Н. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной зашиты населения Агентства РК по социальному развитию по Сысольскому району (УОН по Сысольскому району) «Об устройстве несовершеннолетних ФИО1 и Игутова Трофима Николаевича в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был помещен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим Игутов Т.Н. приобрел статус лица из числа детей-сирот, так как родители лишены родительских прав. В ДД.ММ.ГГГГ году Игутов Т.Н. окончил <данные изъяты> и получил <данные изъяты> образование. По окончании <данные изъяты> образования Игутов Т.Н. поступил учиться в <данные изъяты>, где проходил обучение до ДД.ММ.ГГГГ на дневном отделении, обучение закончил в ДД.ММ.ГГГГ, после чего в ДД.ММ.ГГГГ был призван в армию на срочную военную службу, демобилизован был в ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по начало ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ушел служить по контракту сроком на <данные изъяты>. Вернулся со службы в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ Игутов Т.Н. обращался в Администрацию МР «Сысольский» с целью подачи заявления о включения в список детей-сирот на получение жилья, им были собраны все документы, кроме справки с БТИ, в связи с чем, Игутов Т.Н. не смог подать соответствующее заявление, в результате чего Игутова Т.Н. на учет не поставили. Сведений о первичном обращении с целью подачи включения о включения Игутова Т.Н. в список детей-сирот на получение жилья не сохранились, в связи с этим Игутов Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ года обратился с заявлением в администрацию МР «Сысольский» о включении его в список детей-сирот на получение жилья. Игутов Т.Н. является собственником <данные изъяты>, однако в данной квартире проживать невозможно, поскольку она не пригодна для проживания, доля в размере <данные изъяты> собственности является незначительной, поскольку площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., соответственно на долю Игутова Т.Н. приходиться только <данные изъяты> кв.м. В связи с чем, данное обстоятельство позволяет считать, что право на жилье не было реализовано. Постановлением АМР «Сысольский» № от ДД.ММ.ГГГГ Игутову Т.Н. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, по причине превышения возраста 23 года. Считает, что мер по защите его прав, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не предпринималось, права о возможности получения специализированного помещения не разъяснялись до 23 лет.
Определением Сысольского районного суда от 12.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечена администрация сельского поселения «Вотча».
Истец Игутов Т.Н. в судебном заседании настаивал на доводах иска. Показал, что по окончании <данные изъяты> он поступил учиться в <данные изъяты>, где проходил обучение до ДД.ММ.ГГГГ на дневном отделении. Обучение закончил в ДД.ММ.ГГГГ, после чего в ДД.ММ.ГГГГ был призван в армию на срочную военную службу, демобилизован был в <данные изъяты>. После возвращения проживал в <адрес>. Обращался в устном порядке в администрации. <адрес> для уточнения необходимых документов необходимых для включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. От должностного лица, фамилию которого он не помнит, получил устное разъяснение о том, что в виду того, что он достиг 23 летнего возраста, он не может воспользоваться своим правом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в <адрес>, где помогал сестре, работал подсобным рабочим. Возможности обратиться в АМР «Сысольский» с заявлением о включение его в список не имел, так как не было где остановиться в <адрес> и поездка требовала затрат на проезд. В ДД.ММ.ГГГГ ушел служить по контракту в воинскую часть, находящуюся <адрес>, сроком на 3 года. Вернулся со службы по контракту ДД.ММ.ГГГГ. Сбор документов для подачи заявления в администрацию муниципального района «Сысольский» заявления предполагал значительный временной промежуток, поэтому только осенью 2022 года обратился с заявлением в администрацию МР «Сысольский» о включении его в список детей-сирот на получение жилья. Постановлением АМР «Сысольский» № от ДД.ММ.ГГГГ Игутову Т.Н. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Еще в ДД.ММ.ГГГГ, обучаясь в <данные изъяты>, он обращался в Администрацию МР «Сысольский» с целью подачи заявления о включения в список детей-сирот на получение жилья, им были собраны все документы, кроме справки с БТИ, которую он не смог получить по причине платности справки. Сведений об обращении в администрацию в ДД.ММ.ГГГГ у него не сохранилось. Он до сих пор является собственником <данные изъяты> Его доля в квартире составляет <данные изъяты> квадратных метра, в квартире никто не проживает, так как дом непригоден для проживания. В настоящее время он фактически проживает в <адрес>, работает вахтовым методом в <адрес>. Считает, что право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда у него сохранилось и после достижения 23 лет.
Представитель Игутова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям искового заявления и доводов истца Игутова Т.Н.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Сысольский» Ягодин Н.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержал представленный суду отзыв, в котором ответчик АМР «Сысольский» возражал против удовлетворения исковых требований Игутова Т.Н. Указал, что Игутов Т.Н. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав, постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Игутову Т.Н. было отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку после достижения истцом возраста 18 лет в ДД.ММ.ГГГГ и до 23 лет им не предпринимались попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.е. Игутов Т.Н.не обращался в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения, как лицу, из числа детей-сирот. Обращение Игутова Т.Н. в администрацию муниципального района "Сысольский" о реализации жилищных прав последовало лишь в 2022 году, т.е. по достижении истцом <данные изъяты> лет, при этом в качестве доказательств, уважительности причин длительного бездействия не представлено.
Представитель третьего лица Администрации сельского поселения «Вотча» - глава сельского поседения «Вотча» Старцева Е.А. в судебном заседании показала, что она является главой сельского поселения «Вотча». Согласно выписки из похозяйственной книги № по адресу : <адрес> членом хозяйства является Игутов Т.Н., которому согласно представленного ею свидетельства о государственной регистрации права принадлежит <данные изъяты> в доли в праве на объект жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв. м. Данная квартира была предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ в собственность <данные изъяты>, которые приехали в село. В последствии родители были лишены родительских прав, дети переданы органам опеки и попечительства. <данные изъяты>. В квартире много лет никто не проживает. Игутов Т.Н. после совершеннолетия несколько раз приезжал в квартиру, проживал незначительное время. <данные изъяты> Дом является пригодным для проживания. В установленном порядке межведомственной комиссией дом непригодным для проживания не признавался.
Допрошенная в судебном заседании 26.12.2022 в качестве свидетеля Свидетель №1 в судебном заседании показала, что в настоящее время она не работает. Ранее работала в АМР «Сысольский. Ей известно, что до ДД.ММ.ГГГГ вопросами включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда занималось Агентство Республики Коми по Социальным вопросам. В ДД.ММ.ГГГГ администрации МР «Сысольский» были переданы все учетные дела сирот. С этого времени учет велся администрацией. Устные консультации также осуществлялись в рамках предоставления обратившимся лицам перечня необходимых документов. Гражданин, собрав необходимые документы, приходил в администрацию, где в обязательном порядке заполнял заявление. Заявление в обязательном порядке разрешалось по существу, с указанием причины отказа или удовлетворения. В обязательном порядке по заявлению обратившегося лица формировалось учетное дело. Согласно приказа ФГУП «Ростехинвентарихация –Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ, справки БТИ для детей сирот администрацией запрашивались самостоятельно, утверждена категория граждан, запросы по которым БТИ исполняются на бесплатной основе - дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ она находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком.
Допрошенная в судебном заседании в качестве в качестве свидетеля 26.12.2022 Свидетель №2 показала, что является заведующей архивным отделом АМР «Сысольский». Она работала в жилищном секторе администрации муниципального района «Сысольский» с ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению лиц обращающихся в администрацию формируются учетные дела, которые хранятся в администрации даже в случае отказа в постановке на учет для предоставления жилья. Она не помнит Игутова Т.В., не может сказать обращался ли он в администрацию с заявлением по категории сирота. Ей достоверно известно, что с ДД.ММ.ГГГГ категории дети –сироты справки БТИ предоставлялись бесплатно. Также существовала возможность запроса справки администрацией самостоятельно. В случае обращения Игутова Т.В. в администрацию по установленному регламенту обращение должно было быть письменное, зарегистрировано в журнале в день подачи заявления с указанием поданных документов. Письменные заявления, которые зарегистрированы и на основании их открыты учетные дела хранятся в секторе реализации жилищных программ. Отсутствие учетного дела свидетельствует о том, что гражданин с письменным заявлением не обращался.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, свидетелей изучив материалы дела, приходит к следующему.
Заочным решением Сысольского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, лишена родительских прав в отношении детей: <данные изъяты>.
Решением Сысольского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО1, и Игутова Трофима Николаевича, передав их на попечение органу опеки и попечительства УСЗН <адрес> Республики Коми.
Указанные решения вступили в законную силу.
Таким образом, Игутов Т.Н. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав.
Игутов Т.Н. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Сысольскому району (УСЗН по Сысольскому району) «Об устройстве несовершеннолетних ФИО1 и Игутова Трофима Николаевича в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был помещен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, за ФИО1 и Игутовым Т.Н. обеспечена сохранность права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Игутов Т.Н. зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Игутов Т.Н. владеет <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
28.10.2022 Игутов Т.Н. обратился с заявлением в администрацию муниципального района «Сысольский» с заявлением о включении его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации муниципального района «Сысольский» от ДД.ММ.ГГГГ № Игутову Т.Н. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» в связи с тем, что представлены документы и сведения, которые не подтверждают право гражданина на включение в список - возраст превышает 23 года.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (части 1 и 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям, изложенным в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а такж детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Таким образом предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по" субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1215-0, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1229-0, от 29 января 2019 г. N 185-0 и от 30 января 2020 г. N 89-0).
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения РФ (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.
Вступление в действие Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения. Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пунктов 7 и 8 ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Коми.
В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные положения предусмотрены Законом Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", согласно п. 2 ст. 7 которого жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
П. 1 ст. 1 указанного закона устанавливает, что к таким гражданам относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Таким образом, в процессе рассмотрения гражданского дела установлено, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу Игутову Т.Н. обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Суд считает установленным, что истцом не представлено доказательств, что до достижения возраста 23 лет он обращался в уполномоченный орган по вопросу обеспечения жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в Список, а также доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших ему своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок; в связи с чем, приходит к выводу о том, что Игутов Т.Н. утратил право на обеспечение жилым помещением согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заедании установлено и подтверждается, помимо пояснений истца, материалами дела, что с заявлением о включении Игутова Т.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в администрации, с письменным заявлением о включении в список нуждающихся в жилых помещениях истец впервые обратился в 2022 году в возрасте <данные изъяты> лет. Причину не обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения в судебном заседании истец обосновывал большим объемом предоставления необходимых документов. Объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено, равно как не представлено каких-либо иных доказательств (собранных на те даты справок, обращений в иные органы с жалобами на действия представителя органа опеки и попечительства в отказе в приеме документов, в суд и т.п.) обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу.
Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявлял о нуждаемости, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не вставал. Фактически пояснения стороны истца и собранные по делу доказательства указывают на то, что до 2022 года истец не интересовал вопрос его включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопреки доводам иска, таких уважительных обстоятельств судом не установлено. Довод истца о том, что Игутов Т.Н. предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по достижении 18-летнего возраста (ДД.ММ.ГГГГ), но не был поставлен в связи с тем, что специалисты Администрации МР «Сысольский» при обращении с заявлением об обеспечении Игутова Т.Н. жилым помещением разъясняли, что необходимо предоставить перечень документов, который было необходимо собрать для подачи заявления, в том числе справки с БТИ, которую Игутов Т.Н. не смог получить по причине платности справки, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ году не смог подать соответствующее заявление, в результате чего Игутов Т.Н. на учет не поставлен, суд считает несостоятельными, так как доказательств, подтверждающих факт как письменного, так и устного обращения Игутова Т.Н. в Администрацию района в ДД.ММ.ГГГГ., истцом в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела представлено не было.
На запрос суда АМР «Сысольский» сообщила, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ письменных заявлений от Игутова Т.Н. в жилищный сектор не поступало. Факт личного обращения Игутова Т.Н. в жилищный сектор с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выявлен.
Допрошенная в качестве свидетеля Свидетель №1 в судебном заседании показала, что согласно приказа ФГУП «Ростехинвентарихация –Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ, справки БТИ для детей сирот администрацией запрашивались самостоятельно, утверждена категория граждан, запросы по которым БТИ исполняются на бесплатной основе - дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Таким образом письменных доказательств, подтверждающих факт обращения Игутова Т.Н. в Администрацию района в ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.
Не могут быть приняты судом во внимание в качестве уважительной причины и доводы Игутова Т.Н. о том, что он проживая в период с ДД.ММ.ГГГГ по начало ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, помогая сестре, работая подсобным рабочим и не имел возможности обратиться в АМР «Сысольский» с заявлением о включение его в списо, так как Игутову Т.Н. не было где остановиться в <адрес> и поездка требовала затрат на проезд.
При этом, согласно ч. 1 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам относятся приговоры и решения суда, иные судебные постановления, протоколы совершения процессуальных действий, протоколы судебных заседаний, приложения к протоколам совершения процессуальных действий (схемы, карты, планы, чертежи).
В данном случае учитывая отсутствие в материалах дела письменных доказательств обращения истца в Администрацию МР «Сысольский» с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, его устного обращения, вопреки доводам иска, не установлено.
Доводы иска о нарушении прав истца, поскольку органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления мер по защите моих жилищных прав, как ребенка, оставшегося без попечения родителей не предпринимали, права о возможности получения им специализированного жилого помещения не разъясняли как до 18 лет, так и до 23 лет, правового значения не имеют, поскольку истец не был лишен возможности самостоятельно обратиться после достижения совершеннолетия, но до достижения возраста 23-х лет.
Как следует из материалов дела жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, где истец зарегистрирован в настоящее время, не признан непригодным для проживания, Доводы истца о том, что в жилом помещении по расположенном адресу: <адрес>, в котором Игутов Т.Н. является собственником <данные изъяты> в общей долевой собственности площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., соответственно на его долю приходиться только <данные изъяты> кв.м., правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Оценив представленные доказательства по делу в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что истец достиг возраста 23 лет, имел закрепленное жилое помещение, не признанное в установленном порядке непригодным или аварийным для проживания, из которого добровольно выехал, ранее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоял, ранее с заявлением в администрацию о принятии на учет не обращался, уважительных причин, объективно препятствующих истцу в установленный законом срок обратиться с заявлением о постановке на учет для получения жилья до 23 лет суду не представлено, кроме того, суд учитывает, что согласно объяснениям представителя истца, Игутов Т.Н. проживает в <адрес>, осуществляет трудовую деятельность в <адрес>, обстоятельств, объективно препятствующих истцу, которому на момент обращения исполнилось ДД.ММ.ГГГГ лет, обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию МР «Сысольский» ранее ДД.ММ.ГГГГ судом не установлено, последующее обращение истца в администрацию муниципального района «Сысольский» ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения, правового значения не имеет, доводы об обращении истца до указанной даты, а также наличие у истца уважительных причин несвоевременного обращения для постановки на учет, при рассмотрении дела подтверждения не нашли, а потому, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Игутова Трофима Николаевича к администрации муниципального района «Сысольский» о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений в течении 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности предоставить на территории муниципального района «Сысольский» Республики Коми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, пригодное для постоянного проживания и отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам жилое помещение, исходя из нормы предоставления, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья – подпись
Копия верна. судья Г.Д. Фомина