Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2822/2022 ~ М-2743/2022 от 21.10.2022

УИД 37RS0010-01-2022-003370-76

Дело № 2-2822/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2022 года                                                                                              город Иваново

Ленинский районный суд г. Иваново в составе

председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,

секретаря Никифоровой К.Р.,

с участием представителя истца Егоровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерсесян Асмик Константиновны к Комитету по экологии Администрации города Иванова о взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Нерсесян Асмик Константиновна обратилась в суд с иском к Комитету по экологии Администрации города Иванова о взыскании ущерба, мотивировав его следующим.

ДД.ММ.ГГГГ, в дневное время суток ФИО3, припарковал транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , принадлежащее на праве собственности Нерсесян А.К., у <адрес> в <адрес> и ушел по своим делам. При возвращении ФИО3 обнаружил, что верхняя часть дерева, которое росло неподалеку примерно в десяти метрах от припаркованного автомобиля, упала на автомобиль. После обнаружения части упавшего дерева на припаркованный автомобиль ФИО3 сообщил о случившемся в ООО «Апрель», которая является управляющей компанией в отношении <адрес>, а также в правоохранительные органы - ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново. На место происшествия пришли представители ООО «Апрель» и УУП ОМВД России по <адрес> капитан полиции ФИО4, которыми производилась фотофиксация места пришествия и вещной обстановки на местности, автомобиля с лежащими ветвями дерева на нем. Представители ООО «Апрель», сняли дерево с поврежденного транспортного средства, распилили его и унесли в сторону, а впоследствии сообщили, что территория, на которой оно произрастает, является городской и не находится в их обслуживании, в подтверждение чего ООО «Апрель» представило схему разграничения земельного участка, на котором расположено дерево, и придомовой территории жилого <адрес>. УУП ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново капитан полиции ФИО4 на месте составил акт осмотра автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что на момент осмотра на крыше, капоте автомобиля лежат ветки дерева, и вместе соприкосновения ветвей дерева с машиной имеются многочисленные повреждения, со слов участвующего лица не исключены внутренние повреждения и деформации корпуса. Данное происшествие было зарегистрировано в ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново - КУСП , от ДД.ММ.ГГГГ. По факту повреждения автомобиля полицией проведена проверка, по результатам которой материал проверки приобщен в номенклатурное дело ввиду отсутствия какого-либо правонарушения. ФИО3 обратился в Ивановский городской комитет по управлению имуществом с запросом о предоставлении информации о том, кому принадлежит участок земли, на котором растёт дерево; согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью 1769 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, сформирован для многоквартирного 4-этажного жилого дома и является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Дерево, обозначенное на представленной схеме, расположено на территории относящейся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, свободным от прав третьих лиц. Нерсесян А.К. для определения стоимости восстановительного ремонта повреждений, причиненных упавшим деревом ее автомобилю, обратилась к независимому специалисту автотехнику ИП ФИО5 Комитет по экологии Администрации города Иванова, и иные лица, были уведомлены о проведении осмотра специалистом, который провел анализ повреждений транспортного средства и составил экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ независимой технической экспертизы транспортного средства, в котором указана стоимость устранения повреждений ТС без учета износа - 226798,38 рублей. В связи с проведением независимой экспертизы Нерсесян А.К. понесла дополнительные расходы, связанные с оплатой услуг эксперта, в размере 11000 рублей, которые также подлежат возмещению.

На основании изложенного истец просит суд взыскать с Комитета по экологии Администрации города Иванова в пользу Нерсесян А.К.: 226798,38 рублей - ущерб, причиненный автомобилю истца в результате падения дерева; 11000 рублей - расходы по оплате услуг эксперта; 1800 рублей - расходы по оплате услуг нотариуса по удостоверению доверенности; 35000 рублей - расходы по оплате услуг представителя; 5468 рублей - оплаченная государственная пошлина.

В судебное заседание истец Нерсесян А.К. не явилась, о времени и месте слушания дела извещена в установленном законом порядке; в деле участвует ее представитель.

В судебном заседании представитель истца Егорова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета по экологии Администрации города Иванова Романова Л.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, в представленном отзыве факт причинения ущерба и размер ущерба не оспаривала, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец является собственником автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак (далее – автомобиль истца), что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства .

19.09.2022, в дневное время суток ФИО3 (сын истца, постоянно пользующийся ее автомобилем) припарковал автомобиль истца у <адрес> в <адрес>, а при возвращении обнаружил, что на него упала часть дерева, которое росло неподалеку.

В результате произошедшего транспортному средству истца были причинены механические повреждения, что подтверждается материалом проверки, составленным по заявлению ФИО3 ОМВД России по Октябрьскому району г.Иваново (КУСП , от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно схеме расположения дерева, составленной управляющей организацией многоквартирного дома – ООО «Апрель», - и ответу Ивановского городского комитета по управлению имуществом от 06.10.2022 дерево, обозначенное на представленной схеме, расположено на землях, государственная собственность на которые не разграничена, свободным от прав третьих лиц, а не на земельном участке с кадастровым номером площадью 1769 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, сформированном для многоквартирного 4-этажного жилого дома.

Таким образом, поскольку распоряжение соответствующими землями осуществляется органом местного самоуправления, надлежащим ответчиком по делу является Комитет по экологии Администрации города Иванова, как профильный функциональный орган Администрации города Иванова.

04.10.2022 по инициативе истца произведен осмотр и оценка ущерба, причиненного автомобилю истца, о чем извещался Комитет по экологии Администрации города Иванова.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , составленному ИП ФИО5 рыночная стоимость восстановительного ремонта по средним ценам региона без учета износа составляет 226798,38 рублей.

В связи с тем, что ущерб в добровольном порядке ответчиком не возмещен, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Пунктом 1 ст. 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу вышеприведенных норм закона для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в рамках деликтного обязательства (обязательства из причинения вреда) необходимо наличие в совокупности следующих условий: факта причинения вреда потерпевшему и размера убытков; совершения ответчиком противоправных действий (бездействия); вины его в их совершении; причинной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Как следует из п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения и городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона).

В силу ст. 70 указанного Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

С 01.01.2019 в качестве функционального органа Администрации города Иванова образован и действует Комитет по экологии Администрации города Иванова (далее – Комитет), к основным задачам которого относятся: проведение единой политики по охране окружающей среды г. Иваново, рациональному использованию природных ресурсов муниципального образования, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования г.о. Иваново, разработка городских экологических программ и проектов; обеспечение озеленения и цветочного оформления г. Иваново (п. 2.1, п. 2.5 Положения о Комитете по экологии Администрации города Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 19.06.2019 № 756).

В целях выполнения указанных задач на Комитет возложены такие функции, как организация мероприятий по охране окружающей среды на территории г. Иваново и обеспечение их выполнения (п. 3.1 Положения о Комитете); организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, в том числе противопожарного обустройства лесов; мероприятия по проведению рубок зеленых насаждений, работ по лесоустройству и лесовосстановлению; проведение лесопатологических обследований; ликвидация очагов вредных организмов; мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия; вырубка сухостоя и валежника; инвентаризация лесов (п. 3.8 Положения о Комитете); разработка лесохозяйственных регламентов (п. 3.9 Положения о Комитете); осуществление выдачи разрешений на снос зеленых насаждений на территории г. Иваново (п. 3.10 Положения о Комитете); проведение инвентаризации зеленых насаждений (п. 3.12 Положения о Комитете); организация содержания зеленых насаждений (п. 3.13 Положения о Комитете); разработка программ в сфере охраны окружающей среды г. Иваново, обеспечение выполнения утвержденных программ (п. 3.17 Положения о Комитете); осуществление функции муниципального заказчика на работы и услуги в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные действующим законодательством РФ (п. 3.18 Положения о Комитете); осуществление в пределах своей компетенции контроля за количеством и качеством выполненных работ, услуг в рамках заключенных муниципальных контрактов, иных гражданско-правовых договоров, правильностью оформления документов, определения объемов работ и применяемых расценок (п. 3.19 Положения о Комитете); разработка проектов муниципальных правовых актов г. Иваново по вопросам охраны окружающей среды (п. 3.20 Положения о Комитете); рассмотрение предложений, заявлений и жалоб организаций и физических лиц по вопросам охраны окружающей среды г. Иваново (п. 3.21 Положения о Комитете).

Решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 448 утверждены Правила благоустройства города Иванова.

Согласно п. 1.1 данных Правил Правила благоустройства города Иванова в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории г. Иваново, очистки и уборки его территории и обязательны для всех граждан и организаций.

В силу п. 3.11 Правил благоустройства благоустройство территорий, не закрепленных за гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями любых организационно-правовых форм, осуществляется органами местного самоуправления города Иванова (их функциональными органами) в соответствии с установленными полномочиями.

Пунктом 4.1.3 Правил благоустройства предусмотрено, что работы по содержанию объектов благоустройства включают мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов и т.д.), иными зелеными насаждениями по установленным нормативам.

Согласно п. 4.2.5 Правил благоустройства снос сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней, посадку деревьев и кустарников, подсев газонов, санитарную обрезку растений, удаление поросли, стрижку и кронирование живой изгороди, лечение ран при необходимости входит в комплекс работ по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства.

Работы по благоустройству, предметом которых являются зеленые насаждения, производятся с соблюдением требований, установленных Положением о порядке сноса зеленых насаждений и оплате восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории г. Иваново, утвержденным Администрацией города Иванова, а также требований иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение указанных работ (п. 4.6 Правил благоустройства).

В силу п. 6.1.5.4 Правил благоустройства лица, ответственные за содержание, уход и сохранность зеленых насаждений, обязаны осуществлять обрезку и вырубку сухостоя, снос опасно наклоненных и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения.

Согласно п. 6.1.13 Правил благоустройства зеленые насаждения не должны ухудшать условия эксплуатации жилищного фонда, подземных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов, мешать работе наружного освещения, городским кабельным сетям.

Постановлением Администрации города Иванова от 03.12.2012 № 2712 «Об утверждении Реестра муниципальных услуг города Иванова» оказание муниципальных услуг по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на территории г.о. Иваново (стр. 90 Реестра), по разработке проектов благоустройства и озеленения (стр. 90.2 Реестра) возложено на Комитет.

Кроме того, содержание деревьев и кустарников, система оценки состояния озеленения территорий предусмотрены Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденными приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 (далее - Правила).

В соответствии с п. 3.1.4.1 Правил одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны.

Согласно п. 3.1.4.2 Правил санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода.

В соответствии с п. 5.1 Правил система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.

Согласно п. 5.3 Правил оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.

В силу п. 5.6 Правил ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр.

В силу п. 5.8 Правил ежегодный плановый весенний осмотр (в конце апреля) проводится с целью проверки состояния озелененных территорий, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования, инвентаря и готовности их к эксплуатации в последующий летний период. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта.

Пунктом 5.9 Правил предусмотрен ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре), который проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях.

Кроме ежегодного планового осмотра может проводиться оперативный осмотр в результате чрезвычайных обстоятельств - после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п. (п. 5.10 Правил).

Конкретные сроки всех видов осмотров устанавливаются землепользователями озелененных территорий (п. 5.11 Правил).

Таким образом, учитывая, что в структуре Администрации г. Иваново имеется функциональный орган со специальной компетенцией в сфере экологии - Комитет по экологии Администрации города Иванова, который с 01.10.2019 обязан обеспечивать своевременное выполнение таких мероприятий, как своевременные кронирование и (или) снос аварийных деревьев, расположенных на территории земель общего пользования г. Иваново, в том числе в полосах отвода автомобильных дорог местного значения г. Иваново и элементах их обустройства (парковках), Комитет является надлежащим ответчиком по делу и именно на него следует возложить гражданско-правовую ответственность за причинение истцу ущерба.

Из обстоятельств дела следует, что ущерб истцу причинен падением на автомобиль истцачасти ствола и веток дерева, которое произрастало на землях неразграниченной государственной собственности, находящихся в ведении органа местного самоуправления, что ответчиком не оспаривалось.

Причиненные автомобилю истца повреждения зафиксированы в Акте осмотра от 19.09.2022, составленном старшим УУП ОМВД России по Октябрьскому району г. Иваново, капитаном полиции ФИО4 на месте происшествия; кроме того, они подтверждаются также фотоматериалами, сделанными на месте происшествия.

Поскольку ответчик не оспаривал размер ущерба, суд, руководствуясь ст. 56 ГПК РФ, принимает в качестве допустимого и достаточного доказательства представленное истцом Экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, составленное ИП ФИО5

Согласно объяснениям истца, материалу проверки, заключению специалиста ИП ФИО5, причиной падения дерева является его ненадлежащее содержание, с чем суд, учитывая отсутствие доказательств обратного, считает возможным согласиться.

Поскольку вина ответчика как причинителя вреда презюмируется, бремя доказывания отсутствия его вины возложено непосредственно на Комитет.

Доказательств наличия иных причин падения дерева на автомобиль истца материалы дела не содержат; ответчиком ходатайств об истребовании каких-либо доказательств обратного не заявлено; факт причинения им вреда истцу не отрицается.

Таким образом, исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца ущерба в размере 226798,38 рублей, причиненного повреждением автомобиля, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку для восстановления своего нарушенного права истцу пришлось обращаться за оценкой ущерба (определением стоимости восстановительного ремонта своего автомобиля) к ИП ФИО5, стоимость услуг последнего по составлению в размере 11000 рублей является убытками истца, которые подлежат взысканию в его пользу в полном объеме (ст. 15 ГК РФ).

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Кодекса.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая требования разумности, степень сложности спора, количество судебных заседаний, суд приходит к выводу, что в возмещение расходов по оплате помощи представителя в пользу истца с ответчика подлежат взысканию денежные средства в разумном размере - 20000 рублей; в удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов истцу следует отказать.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика также подлежат взысканию понесенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в размере 5468 рублей, расходы по оплате услуг нотариуса по удостоверению доверенности в размере 1800 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Нерсесян Асмик Константиновны к Комитету по экологии Администрации города Иванова удовлетворить.

    Взыскать с Комитета по экологии Администрации города Иванова в пользу Нерсесян Асмик Константиновны ущерб, причиненный автомобилю истца в результате падения дерева, в размере 226798 рублей 38 копеек, убытки по проведению оценки ущерба и составлению заключения специалиста в размере 11000 рублей, судебные расходы: по оплате услуг нотариуса по удостоверению доверенности в размере 1800 рублей, по оплате юридических услуг представителя в размере 20000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 5468 рублей, всего взыскать 265066 (двести шестьдесят пять тысяч шестьдесят шесть) рублей 38 копеек.

    Во взыскании остальной части судебных расходов отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          Шолохова Е.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19.12.2022

2-2822/2022 ~ М-2743/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нерсесян Асмик Константиновна
Ответчики
Комитет по экологии Администрации г. Иваново
Другие
Егорова А.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Шолохова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
21.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2022Передача материалов судье
24.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2023Дело оформлено
31.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее