Дело № 5-65/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 октября 2018 года г.Беломорск
Судья Беломорского районного суда Республики Карелия Полузерова С.В., изучив материал об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ в отношении Хвалова В.П.,
установил:
23.10.2018 в Беломорский районный суд Республики Карелия поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении Хвалова В.П.
Из протокола об административном правонарушении № 984 от 25.07.2018 следует, что Хвалов В.П. 31.05.2018 в 22 час. 00 мин., находясь на участке автомобильной дороги в 350 метрах на запад от дома ..., из личной неприязни умышленно нанес К. один удар деревянной бейсбольной битой по правой ноге, чем причинил К. физическую боль и телесные повреждения, которые квалифицируются, как не причинившие вреда здоровью.
Административная ответственность по ст.6.1.1 КоАП РФ наступает за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
На основании п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет вопрос - правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В силу п.1 ч.5 ст.28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях срок проведения административного расследования может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.
Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения, которое подписывается вынесшим его руководителем или его заместителем (ч.5.1 ст.28.7 КоАП РФ). Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручаются под расписку либо высылаются физическому лицу, в отношении которого проводится административное расследование, а также потерпевшим (ч.5.2 ст.28.7 КоАП РФ).
В материалах дела об административном правонарушении имеются уведомления о направлении привлекаемому лицу и потерпевшему копий определения о продлении срока проведения административного расследования, между тем сведений о вручении или направлении указанных определений (копия реестра почтовых отправлений, расписки, уведомления о получении почтовых отправлений и пр.) в материалах дела не имеется.
Само по себе наличие в материалах дела сопроводительных писем о направлении копий определений о продлении срока проведения административного расследования при отсутствии сведений о способе и результатах доставления данных определений привлекаемому лицу и потерпевшему не свидетельствует о соблюдении в ходе производства по делу предусмотренных КоАП РФ требований и наличии у таковых возможности реализовать свои права.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные обстоятельства, согласно ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
В силу положений п.3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Одними из доказательств являются заключение эксперта и объяснения потерпевших и свидетелей, которые должны быть получены в соответствии с требованиями ст. ст. 26.4, 25.5, 25.6, 29.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч.4 ст.26.4 КоАП РФ до направления определения о назначении экспертизы для исполнения, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязано ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключение эксперта.
Как разъяснено в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не является нарушением порядка назначения и проведения экспертизы неисполнение обязанностей, изложенных в части 4 статьи 26.4 КоАП РФ, если лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с определением о назначении экспертизы, но оно в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах неявки, либо если названные лицом причины неявки были признаны неуважительными.
В материалах дела имеется постановление о назначении медицинской экспертизы от 13.06.2018. Сведения о том, что при вынесении определения в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего были выполнены требования ч.4 ст.26.4 КоАП РФ, отсутствуют. Сведений об извещении перечисленных лиц о времени и месте ознакомления с определением о назначении экспертизы материалы дела также не содержат.
Кроме того, в заключении эксперта отсутствуют сведения о том, был ли эксперт предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП РФ. Указанные нарушения являются существенным нарушением процессуального порядка назначения экспертизы, предусмотренного КоАП РФ.
Перечисленные обстоятельства имеют значение для решения вопроса о возможности принятия заключения эксперта от 13.06.2018 в качестве допустимого доказательства по делу об административном правонарушении.
Положения ч.3 ст.28.1.1 КоАП РФ предусматривают обязательное участие двух понятых либо обязательное применение видеозаписи при проведении осмотра места совершения административного правонарушения. При этом данное обстоятельство не ставится в зависимость от наличия или отсутствия ходатайств участвующих в деле лиц.
Из протокола осмотра места происшествия следует, что понятые не участвовали, ходатайства об их участии не поступало, при этом сведений о применении видеозаписи материалы дела не содержат, видеосъемка суду не представлена, осмотр места происшествия проводился в соответствии с УПК РФ.
Таким образом, в материалах дела имеются недостатки, которые не могут быть восполнены в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах протокол об административном правонарушении от 25.07.2018 года и другие материалы дела, в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, подлежат возвращению в орган, их составивший.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Хвалова В.П. по ст.6.1.1 КоАП РФ в орган, который их составил, для устранения имеющихся недостатков, а именно: выполнить требования ч.4 ст.26.4 и ч. 5.2 ст.28.7 КоАП РФ об ознакомлении лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего с определением о назначении экспертизы; представить сведения о вручении привлекаемому лицу и потерпевшему копий определений о продлении срока административного расследования (расписки о получении указанных документов, копию реестра почтовых отправлений, уведомление о вручении почтовых отправлений и пр.); представить материалы видеозаписи осмотра места происшествия.
Судья С.В. Полузерова