50RS0005-01-2022-006257-85
г.Дмитров Дело № 2-4166/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2022 года Дмитровский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Черкашиной О.А.,
при секретаре Стародубцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Светличной ФИО10, в том числе в интересах несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к Министерству социального развития <адрес> о признании распоряжения незаконным, об обязании выдать разрешение на обмен,
с участием представителя Министерства социального развития <адрес> по доверенности №-ОП от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6,
УСТАНОВИЛ
Истец Светличная О.С., в интересах несовершеннолетних ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились в суд с иском к ответчику Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным распоряжения №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на ответчика обязанности разрешить мену по <данные изъяты> в праве на жилое помещение с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес>, на доли в размере <данные изъяты> в праве на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0010806:3066 площадью 515 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального строительства, и жилого дома с кадастровым номером 50:04:0010806:3069 общей площадью 61,2 кв.м. по адресу: <адрес>В.
Требования мотивированы тем, что несовершеннолетние дети являются сособственниками квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>
Оспариваемым распоряжением отказано в обмене указанных долей в праве собственности на указанную квартиру на <данные изъяты> за каждым в праве собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>В.
Между тем, в данном случае сделка по обмену долей в праве собственности на указанные жилые помещения соответствует интересам несовершеннолетних, поскольку в результате совершенного обмена улучшаются жилищные условия несовершеннолетних, исходя из общего метража указанных объектов недвижимого имущества.
В судебное заседание истец Светличная О.С. не явилась, просит о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования поддерживает, настаивает на удовлетворении иска.
Представитель Министерства социального развития <адрес> по доверенности №-ОП от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 в судебное заседание явилась, полагает отказ правомерным.
Третьи лица Светличный А.С., Светличный С.М. в судебное заседание не явились, извещены.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ объявлен перерыв до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем участники рассмотрения дела дополнительно не извещались.
Суд, выслушав объяснения явившегося лица, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 ГК РФ, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" предварительное разрешение органа опеки и попечительства, предусмотренное частями 1 и 2 настоящей статьи, или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ N 13-П от ДД.ММ.ГГГГ специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих несовершеннолетних детей, сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный положениями гражданского и семейного законодательства (ст. ст. 28 и 37 ГК РФ, ст. 64 СК РФ) в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних.
По общему правилу, родители вправе и обязаны действовать в интересах несовершеннолетних детей, в качестве законных представителей, при этом должны быть установлены эффективные механизмы обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, недопущение их дискриминации, восстановление нарушенных прав ребенка, если причиной их нарушения стали действия родителей, в том числе предусматривать, с учетом соблюдения баланса прав и законных интересов несовершеннолетних детей и родителей в случае их конкуренции, повышенный уровень гарантий жилищных прав несовершеннолетних детей, как уязвимой в отношении с родителями стороны.
Законные представители несовершеннолетнего обязаны совершать сделки по отчуждению его имущества только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Судом установлено, что несовершеннолетние дети истца Светличной О.С., - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются сособственниками квартиры с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, доля в праве составляет 5\16 у каждого (23-24).
Светличный С.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального строительства, и жилого дома с кадастровым номером 50:04:0010806:3069 общей площадью 61,2 кв.м. по адресу: <адрес>В (л.д. 16-22).
Распоряжением Министерства социального развития <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ отказано в разрешении на обмен принадлежащих несовершеннолетним детям долей в праве собственности на квартиру на доли в праве собственности на земельный участок и жилой дом (л.д. 25-26).
Разрешая по существу заявленные требования, суд исходит из того, что при проверке законности сделки по отчуждению недвижимости, органам опеки необходимо установить, соответствует ли она интересам несовершеннолетних детей о и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетних, не уменьшается ли их доля в праве собственности в случае, если несовершеннолетние являются сособственниками квартиры.
Главным критерием является то, чтобы условия сделки каким бы то, ни было образом, не умаляли имущественные права и не ущемляли законные интересы несовершеннолетних.
Суд отмечает, что полномочия по выдаче разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетнего предоставлены органу опеки и попечительства с целью эффективной защиты прав и законных интересов детей. Реализуя такие полномочия, орган опеки и попечительства обязан исходить из презумпции действий родителей в интересах ребенка и только при наличии оснований полагать, что возможно нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего, злоупотребление родительскими правами, запрещать родителям какие-либо действия либо разрешать совершение таких действий под теми или иными дополнительными условиями.
Из содержания абзаца второго пункта 1 ст. 28 и п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями; напротив, в соответствии с общими принципами прав и требованиями статей 2, 17 и 38 (часть 2) Конституции Российской Федерации правоприменительные органы исходят из добросовестности родителей, выступающих в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей. Это согласуется с ратифицированной Российской Федерацией Конвенцией о правах ребенка, в соответствии со ст. 5 которой государства-участники признают и уважают права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных данной Конвенцией прав.
Решения органов опеки и попечительства - в случае их обжалования в судебном порядке - подлежат оценке судом исходя из конкретных обстоятельств дела.
Суд, учитывая площади квартиры и жилого дома, приходит к выводу о том, что сделка по обмену долей в праве собственности на указанные жилые помещения соответствует интересам несовершеннолетних детей, поскольку в результате совершенного обмена улучшаются жилищные условия несовершеннолетних детей истца.
Так, в настоящее время размер долей несовершеннолетних детей в праве собственности на квартиру в метражном выражении составляет по 21,5 кв.м., в то время как доля в метражном выражении на жилой дом будет составлять 26,1 кв.м.
Кроме того, несовершеннолетние дети приобретают право на долю в земельном участке, на котором расположен жилой дом, доля в метражном выражении будет составлять 220 кв.м.
При таких обстоятельствах суд находит требования истца законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным распоряжение Министерства социального развития <адрес> №-Р от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство социального развития <адрес> выдать разрешение выдать разрешение на мену на 5\16 долей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на 5\16 долей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в праве на жилое помещение с кадастровым номером 50:04:0010805:2618 общей площадью 68,8 кв.м. по адресу: <адрес>, мкр.Махалина, <адрес>, на доли в размере 26\61 каждая в праве на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0010806:3066 площадью 515 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального строительства, и жилой дом с кадастровым номером 50:04:0010806:3069 общей площадью 61,2 кв.м. по адресу: <адрес>В.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дмитровский городской суд <адрес> в течение месяца.
Судья Черкашина О.А.