№ года
УИД: 28RS№-79
Р Е Ш Е Н И Е
21 декабря 2022 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес>, в составе:
председательствующего судьи Багина В.Г.,
секретаря судебного заседания ФИО1,
с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> ФИО4,
представителя ответчика директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» ФИО2,
представителя третьего лица отдела образования администрации <адрес> начальника отдела образования администрации <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о возложении обязанности включить в штатное расписание должности узкопрофильных специалистов,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о возложении обязанности включить в штатное расписание должности узкопрофильных специалистов, в исковом заявлении в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению гражданина по факту отсутствия в образовательных организациях <адрес> узкопрофильных специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, тьютора, олигофренопедагог) и нарушения прав детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья.
В муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» обучается 12 лиц с ОВЗ. Всем обучающимся рекомендованы занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом. Учителем-дефектологом. Трем обучающимся рекомендованы занятия с социальным педагогом
Согласно представленным сведениям в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №», штатным расписанием установлены ставки: педагог-психолог 0,5 штатной единицы, учитель-логопед 1 штатная единица.
Между тем, в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» в штатном расписании отсутствует ставка дефектолога
Считает, что нарушены права лиц с ОВЗ, прибывающих на обучении в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №, на достойное образование и оказание помощи лицам, имеющим соответствующее заболевание.
Полагает необходимым пересмотреть и дополнить штатное расписание единицей педагога-дефектолога.
Просит возложить на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» обязанность по установлению в штатное расписание должности узкопрофильных специалистов учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) 1 штатная единица с учетом особенностей обучающихся и их количества, согласно разделу III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями» Приказа Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» ФИО2 против удовлетворения искового заявления не возражала.
Представитель третьего лица отдела образования администрации <адрес> начальника отдела образования администрации <адрес> ФИО5 против удовлетворения искового заявления не возражала.
Суд, выслушав лиц, участвующих в процессе, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор обладает правом обращения в суд с заявлением в защиту законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.
В соответствии с требованиями ст. 19 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.
Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.
Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В силу пп. 3 п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
Согласно ч. 1-5 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно п. 1 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ №, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников (далее - обучающиеся) по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - общеобразовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих общеобразовательные программы, в том числе адаптированные общеобразовательные программы (п. 2 Порядка образовательной деятельности).
Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Организации, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ Правила доступности Организаций, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (п. 28 Порядка образовательной деятельности).
Пунктом 31 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с пунктом 39 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ №, при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6-12 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Вышеприведенные положения Порядка образовательной деятельности дают прямое указание на введение в штатное расписание образовательного учреждения указанных специалистов в размере штатной единицы на определенное количество обучающихся.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установление штатного расписания, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров относится к компетенции образовательной организации.
В соответствии с Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», к компетенции Учреждения в образовательной сфере относится установление штатного расписания.
Как следует из материалов дела прокуратурой <адрес> проведена проверка по факту отсутствия в образовательных организациях <адрес> узкопрофильных специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, тьютора, олигофренопедагога) и нарушения прав детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, в результате которой установлено, что в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» обучается 12 лиц с ОВЗ.
Всем обучающимся рекомендованы занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом. Учителем-дефектологом. Трем обучающимся рекомендованы занятия с социальным педагогом
Согласно представленным сведениям в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №», штатным расписанием установлены ставки: педагог-психолог 0,5 штатной единицы, учитель-логопед 1 штатная единица.
Между тем, в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» в штатном расписании отсутствует ставка дефектолога. НА запрос о введении необходимой ставки из отдела образования администрации <адрес> в адрес МОБУ «СОШ №» поступил отказ.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности ввести должность учителя-дефектолога в штатное расписание МОБУ «СОШ №».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о возложении обязанности включить в штатное расписание должности узкопрофильный специалистов удовлетворить.
Возложить на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» (ИНН 2810003324 ОГРН 1022800875712) обязанность по установлению в штатное расписание должности узкопрофильных специалистов: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) 1 штатная единица, с учетом особенностей обучающихся и их количества, согласно раздела III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями» Приказа Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись В.<адрес>
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья В.<адрес>