Дело № 2-235/2021 03 марта 2021 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Жернакова С.П.,
при секретаре судебного заседания Суховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске в помещении Приморского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению государственной жилищной инспекции Архангельской области к Вдовину К. Д., Ковалеву В. И. об обязании предоставить доступ в жилое помещение,
установил:
государственная жилищная инспекция Архангельской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с иском к Вдовину К.Д., Ковалеву В.И. об обязании предоставить доступ в жилое помещение. В обоснование указала, что к ней поступило заявление о нарушении жильцами Ковалевым В.И. (собственник 1/80 доли) и Вдовиным К.Д. (собственник 11/64 доли) коммунальной <адрес> норм жилищного законодательства при использовании жилого помещения (квартиры). В частности, в своем обращении заявитель указывает на проведение незаконной перепланировки в вышеуказанной квартире, а именно на установку перегородки в общем коридоре. Согласно ответу администрации МО «Катунинское» (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) собственники комнат вышеуказанной коммунальной квартиры по вопросу согласования перепланировки и переустройства в администрацию не обращались. Для проверки факта самовольной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения и мест общего пользования, а также правил пользования жилым помещением Инспекцией дважды (22 октября и 16 ноября 2020 года) заказными письмами в адрес собственников комнат в вышеуказанной квартире направлялись уведомления с требованием обеспечить доступ должностным лицам Инспекции для производства обследования. Заказные письма ответчиками не получены, добровольно доступ в квартиру собственниками в назначенные дни не предоставлен, о чем составлены соответствующие акты. Своевременное получение почтовой корреспонденции, доставляемой адресату по указанному им адресу, является исключительной обязанностью адресата. Неполучение гражданами Ковалевым В.И. и Вдовиным К.Д. почтовой корреспонденции, которую они могли получить, но не сделали этого, следует расценивать как их добровольный отказ от реализации права на получение почтовых отправлений, поступающих в их адрес. До настоящего времени, ответчики не согласовали с Инспекцией дату и время обследования жилого помещения и мест общего пользования, что препятствует установленной обязанности Инспекции по проведению обследования жилого помещения и реализации возложенных на нее функций. Просит суд обязать Ковалева В.И., Вдовина К.Д. обеспечить должностным лицам государственной жилищной инспекции Архангельской области доступ для обследования комнат № в коммунальной <адрес> с целью проверки на предмет выявления нарушений требований содержания и использования жилого помещения, а также производства незаконных переустройства и перепланировки жилого помещения, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Ранее просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Вдовин К.Д. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением организации почтовой связи.
Ответчик Ковалев В.И. в судебное заседание не явился. О дне и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом заказным письмом с уведомлением о вручении, по известному месту жительства, подтвержденному справкой УВМ УМВД России по Архангельской области.
По смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.
В п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» судам разъяснено, что статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признается, что в силу положений ст. 165.1 ГК РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Судебные повестки, направленные ответчику по адресу его регистрации по месту жительства, возвращены организацией почтовой связи в суд за истечением установленного срока хранения, следовательно, считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает.
Таким образом, суд приходит к выводу, что о времени и месте рассмотрения дела ответчик Ковалев В.И. извещен надлежащим образом, однако о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
На основании ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассматривает дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ).
Частью 4 ст. 17 ЖК РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила пользования жилыми помещениями утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25 (далее – Правила).
Согласно ч. 1 ст. 17 ЖК РФ, пунктам 3,4, 6 Правил, жилое помещение предназначено для проживания граждан. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).
Вопросы перепланировки помещений регулируются специальными положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила № 170).
Согласно указанным Правилам переоборудование жилых помещений может включать: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин, сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (п. 1.7.1 Правил № 170).
Вместе с тем, данные Правила указывают на недопущение переоборудования и перепланировки жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшению условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры (п.п. 1.7.2, 1.7.3 Правил № 170).
Статьей 26 ЖК РФ, п. 1.7.1 Правил № 170 установлено, что перепланировка и (или) переустройство жилого помещения, подсобных помещений и мест общего пользования жилого дома проводится по согласованию с органом местного самоуправления и на основании принятого им решения.
В силу ч. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
Во исполнение п. 8 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 26 декабря 2013 года № 643-пп, государственные жилищные инспекторы при исполнении государственной функции обязаны своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что ответчик Ковалев В.И. является собственником 1/80 доли в праве общей долевой собственности коммунальной <адрес>. Ответчик Вдовин К.Д. является собственником 11/64 доли в праве общей долевой собственности той же коммунальной квартиры.
22 сентября 2020 года в государственную жилищную инспекцию Архангельской области поступило заявление от К., которая является собственником 23/64 доли в праве общей долевой собственности коммунальной <адрес>, с жалобами на нарушения собственниками Ковалевым В.И. и Вдовиным К.Д. правил пользования жилыми помещениями с просьбой принять меры.
На основании обращения жителя <адрес> К. Инспекцией вынесены распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки № от 06 октября 2020 года в отношении Вдовина К.Д., № от 06 октября 2020 года в отношении Ковалева В.И. с целью проверки соблюдения правил пользования жилыми помещениями <адрес>, в процессе проверки произвести действия по рассмотрению документов, подтверждающих законность проведенной перепланировки и (или) переоборудования; по визуальному осмотру квартиры.
06 октября 2020 года в адрес ответчиков Инспекцией направлены уведомления о проведении внеплановой проверки с просьбой обеспечить доступ государственного инспектора в жилое помещение 20 октября 2020 в 09 час. 20 мин.
Ответчики в указанное время не обеспечили доступ в квартиру, о чем 21 октября 2020 года составлен акт.
22 октября 2020 года в адрес ответчиков повторно направлены уведомления о проведении внеплановой проверки с просьбой обеспечить доступ государственного инспектора в жилое помещение 10 ноября 2020 года в 09 час. 20 мин.
10 ноября 2020 года в 09 час. 20 мин. доступ в <адрес> обеспечен Г. (собственник 9/64 доли в праве общей долевой собственности коммунальной <адрес>), о чем составлены акты № от 10 ноября 2020 года, № от 10 ноября 2020 года.
В ходе проверки установлено, что <адрес> является коммунальной. В данной квартире пять комнат (по техпаспорту №№ 6, 7, 8, 9, 10). При визуальном осмотре установлено, что в районе комнат № и № установлена перегородка с дверным блоком. В связи с тем, что на момент проверки уведомления о проведении проверки собственниками комнат № (Ковалевым В.И. и Вдовиным К.Д.) не получены, провести проверку правил пользования жилыми помещениями <адрес> отношении собственников комнат № не представляется возможным.
Поскольку Инспекция в рамках своих полномочий не могла осуществить осмотр жилого помещения, ответчики не обеспечили доступ в квартиру, Инспекция обратилась в суд с данным иском.
Таким образом, учитывая, что факт не предоставления собственниками доступа в квартиру для проведения проверки нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что заявленное требование является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, суд считает необходимым определить срок для исполнения решения суда ответчиками – в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, что будет соответствовать принципам разумности и справедливости, не нарушит баланс прав всех участников рассматриваемых правоотношений.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования государственной жилищной инспекции Архангельской области к Вдовину К. Д., Ковалеву В. И. об обязании предоставить доступ в жилое помещение - удовлетворить.
Обязать Ковалева В. И. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить должностным лицам государственной жилищной инспекции Архангельской области доступ для обследования комнаты № в коммунальной <адрес> с целью проверки на предмет выявления нарушений требований содержания и использования жилого помещения, а также производства незаконных переустройства и перепланировки жилого помещения, установленных законодательством Российской Федерации.
Обязать Вдовина К. Д. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить должностным лицам государственной жилищной инспекции Архангельской области доступ для обследования комнаты № в коммунальной <адрес> с целью проверки на предмет выявления нарушений требований содержания и использования жилого помещения, а также производства незаконных переустройства и перепланировки жилого помещения, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскать с Ковалева В. И. государственную пошлину в размере 150 (сто пятьдесят) рублей 00 копеек в доход местного бюджета.
Взыскать с Вдовина К. Д. государственную пошлину в размере 150 (сто пятьдесят) рублей 00 копеек в доход местного бюджета.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий С.П. Жернаков