Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1462/2022 ~ М-1278/2022 от 12.10.2022

                                                                                                       Дело №2-1462/2022

                                                                                             УИД: 66RS0057-01-2022-001975-75

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

                                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         18 ноября 2022 года                                                                                         г.Талица

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Коршуновой О.С.,

при секретаре Клюкиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Талицкого городского округа к судебному приставу-исполнителю по МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Третьяковой Ирине Юрьевне, ГУ ФССП России по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация Талицкого городского округа (далее также Администрация ТГО) обратилась в суд с исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю по МО по ИОИП ГУ ФССП России по Свердловской области Третьяковой Ирине Юрьевне, ГУ ФССП России по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, обосновав свои требования тем, что истец является должником в исполнительном производстве по исполнению исполнительного листа № фс 028375219 от 02.11.2020, выданного Талицким районным судом по делу , об обязании Администрации Талицкого городского округа предоставить ФИО3 жилое помещение на праве собственности на территории города Талица Свердловской области, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 31,4 кв.м.

09.12.2020 судебным приставом исполнителем МО по ИОИП Мезенцевой И.Ю. было принято постановление о возбуждении исполнительного производства №84057/20/66062-ИП.

    15.12.2020 (вх.№2634з) Администрацией ТГО было получено указанное постановление.

18.12.2020 подготовлен и направлен ответ о ходе исполнения указанного выше решения суда по делу № 2-291/2020.

    в ответ на требование от 06.08.2022 №66062/22/1108789 (вх.1665з от 15.08.2022) в адрес судебного пристава исполнителя Третьяковой И.Ю. Администрацией ТГО направлено заявление о прекращении исполнительного производства №84057/20/66062-ИП в связи с исполнением, согласно выписке из ЕГРН.

    судебным приставом исполнителем Третьяковой И.Ю. вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 84057/20/66062.

    судебным приставом исполнителем Третьяковой И.Ю. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №222414/22/66062-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по делу N 84057/20/66062 ИП - (вх. N2131з от 07.10.2022).

Для добровольного исполнение решения Талицкого районного суда по гражданскому делу №2-291/2020 от 22.04.2020, вступившего в законную силу 23.05.2020, Администрацией Талицкого городского округа издано распоряжение от 23.05.2020 № 99 «Об исполнении решения Талицкого районного суда Свердловской области по гражданскому делу от 22.04.2020», которым Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа (далее - Управление), как функциональному органу Администрации Талицкого городского округа, наделенному полномочиями в сфере жилищных отношений, указано провести в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупку жилого помещения на территории г.Талица Свердловской области, благоустроенного применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 31,4 кв. м

Во исполнение указанного распоряжения, Управлением приняты следующие меры:

              в бюджете Талицкого городского округа определен лимит финансовых средств для приобретения жилых помещений.

    электронный аукцион по данному объекту закупки, опубликован 27.08.2020.

    14.09.2020 заключен муниципальный контракт №0162300010320000012-01 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа (Инвестор) и Обществом с ограниченной ответственностью «Талицкая строительная компания-2» (Застройщик) на приобретение 7 жилых помещений путем инвестирования в строительство многоквартирных жилых домов, расположенных в границах Талицкого городского округа, в целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».

    11.12.2020 составлен акт приема-передачи, согласно которому Застройщик передал, а Инвестор принял Объект (7 квартир).

    между ФИО4 и Талицким городским округом заключен договор мены, из которого следует, что в собственность ФИО4 переходит квартира <адрес>, общей площадью 33,4 кв.м.

Таким образом, Администрацией Талицкого городского округа приняты все меры по исполнению решения суда в добровольном порядке.

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 17.11.2015 №50 разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением; в процессе исполнительного производства.

Как следует из разъяснений, изложенных в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора; освободить должника от его взыскания на основании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Поэтому, принимая во внимание указанное, следует отметить, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, неоднократное применение которой к должнику за неисполнение одного судебного решения о предоставлении одного жилого помещения на всех взыскателей противоречит принципам юридической ответственности.

Перечень случаев, когда исполнительский сбор не подлежит взысканию в силу особенностей исполнительных документов или же порядка их предъявления, установленный частью 5 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, не содержит случая, когда в отношении должника имеется постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное в рамках другого исполнительного производства, возбужденного по заявлению другого взыскателя, но по тем же исполнительному документу и требованию неимущественного характера.

Между тем, невозможность взыскания исполнительского сбора в указанном случае вытекает из его правовой природы.

Как следует из приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности и носит характер штрафной санкции.

Основополагающим принципом как международного, так и российского права является недопустимость повторного привлечения к ответственности за совершение одного и того же правонарушения (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2019 N51- КА19-10).

Истец считает, что возможно освободить Администрацию Талицкого городского округа от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 222414/22/66062- ИП.

Администрацией ТГО предпринимаются меры, которые направлены для добровольного исполнения решения суда, о чем судебный пристав-исполнитель был поставлен в известность.

В соответствии с ч.6 и 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Ссылаясь на ч.6, ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 01 п.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.56, ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просит освободить Администрацию ТГО от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 222414/22/66062-ИП от 05.10.2022.

В судебное заседание не явились представитель истца, ответчик судебный пристав-исполнитель МО по ИОИП ГУ УФССП России по Свердловской области Третьякова И.Ю., представитель ответчика Главного Управления федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель истца просит рассмотреть дело в его отсутствие, на иске настаивает, представил дополнительные пояснения о том, что между Администрацией ТГО и Департаментом государственных закупок Свердловской области заключено соглашение от 30.11.2015 о передаче Департаменту государственных закупок Свердловской области муниципальным образованием    полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при расходовании средств субсидий, предоставляемых из бюджета Свердловской области. Во исполнение дополнительного соглашения от 16.08.2019 №3 определены     полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципального образования при расходовании средств субсидий, предоставляемых из бюджета Свердловской области, в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 5,0 млн. руб. и более. Проведение электронного аукциона при взаимодействии с Департаментом государственных закупок Свердловской области требует значительных временных затрат. Судебный пристав просит рассмотреть дело в его отсутствие, просит суд принять решение на свое усмотрение, в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления отказать (л.д.8,29,30,31,33, 55).

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

          Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

          В силу ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также Закон), исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Одним из исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель применяет в целях понуждения должника исполнить требования исполнительного документа, является взыскание исполнительского сбора (п.13).

Согласно ст.30 названного Закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч.11).

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12).

Согласно ч.2 ст.44 указанного Федерального закона одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п.4 и п.5 ч.2 ст.43 данного Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

В силу ч.1, ч.2 ст.112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

       Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

       Из части 3 ст.112 Закона следует, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу требований Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч.13 ст.30 Закона;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии со ст.112 Закона и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.

К таким обстоятельствам относятся:

непреодолимая сила (чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другими непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности);

предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

День прекращения действия указанных причин неисполнения рассматривается как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора.

Согласно ч.2 ст.112 Закона постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В силу ч.6 ст.112 Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

        Как установлено в судебном заседании, решением Талицкого районного суда от 2.04.2022 по делу по иску заместителя прокурора Талицкого района в интересах     ФИО5 к Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение постановлено:

        «Исковые требования заместителя прокурора Талицкого района в интересах ФИО5 к Администрации Талицкого городского округа об обязании предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию Талицкого городского округа предоставить ФИО3 жилое помещение на праве собственности на территории города Талица Свердловской области, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 31,4 кв.м.» (л.д.10).

Решение суда вступило в законную силу 23.05.2020 (л.д.10), обращено к исполнению, взыскателю выдан исполнительный лист (л.д.36).

28.05.2020 Администрацией Талицкого городского округа издано распоряжение №99 «Об исполнении решения Талицкого районного суда Свердловской области по гражданскому делу от 22.04.2020», которым Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа поручено принять меры к исполнению указанного решения суда (л.д.11).

         Соглашением №62 от 30.09.2015 (с дополнительными соглашениями от 14.03.2019 от 16.08.2019) о передаче Департаменту государственных закупок Свердловской области муниципальным образованием Талицким городским округом полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при расходовании средств субсидий, предоставляемых из бюджета Свердловской области, и дополнительными соглашениями к нему предусмотрено, что Департамент осуществляет полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципального образования путем осуществления закупок в форме открытых конкурсов в электронной форме, конкурсов с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапных конкурсов в электронной форме и аукционов в электронной форме, в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 5,0 млн. руб. и более (л.д.57-61).

         Постановлением Правительства Свердловской области от 17.12.2020 №939-ПП и Постановлением Правительства Свердловской области от 16.07.2021 №417-ПП определены размеры субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в 2020 и 2021 годах на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том, числе, для Талицкого городского округа: в 2020 году в размере 58279702,72 рублей, в 2021 году в размере 108 889,34346 рублей (л.д.62-65).

       09.12.2020 судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Мезенцевой И.Ю. на основании исполнительного листа и заявления взыскателя возбуждено исполнительное производство №84057/20/66062-ИП в отношении должника Администрации Талицкого городского округа, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества; в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей (л.д.12,37).

Данное Постановление получено должником 15.12.2020, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, штемпелями на почтовом конверте (л.д.12, 13).

18.12.2020 должником в адрес судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Мезенцевой И.Ю. направлено письмо с подробной информацией о ходе исполнения, состоявшегося решения суда (л.д.14, 38-39).

06.08.2022 судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Третьяковой И.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 рублей с должника Администрации Талицкого городского округа в связи с неисполнением должником исполнительного документа по исполнительному производству №84057/20/66062-ИП. Установлен срок для исполнения до 22.08.2022 (л.д.35), затребованы сведения об исполнении решения суда (л.д.15-16).

Истец обратился 22.08.2022 с заявлением о прекращении исполнительного производства в связи с исполнением решения суда, представил сведения об исполнении решения суда (л.д.17-22, 40-41).

    Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Третьяковой И.Ю. от 29.09.2022 исполнительное производство №84057/20/66062-ИП окончено в связи с исполнением в полном объеме (л.д.19).

05.10.2022 судебным приставом-исполнителем МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Третьяковой И.Ю. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №222414/22/66062-ИП на основании постановления от 22.08.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника Администрации Талицкого городского округа, срок исполнения требований исполнительного документа не установлен в соответствии с ч.14 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (л.д.23, 34).

Данное Постановление получено должником 07.10.2022, что подтверждается распечаткой с сайта Администрации ТГО (л.д.24).

12.10.2022 истец обратился в суд с рассматриваемым иском (л.д.5).

Согласно ч.1, ч.2 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде (ч.1).

Согласно ч.ч.1 - 3, 7 ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве", а также ст.6 ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, в связи с чем обращение истца в суд за рассрочкой исполнения решения суда, ведение должником переговоров со взыскателем об условиях мирового соглашения и заключение сторонами мирового соглашения не указывает на незаконность оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора, а только подтверждает факт неисполнения решения суда на момент заключения мирового соглашения в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, поскольку исполнительный документ в добровольном порядке в установленный судебным приставом срок исполнен не был. Доказательств невозможности исполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, истцом судебному приставу-исполнителю не было представлено.

Исполнительский сбор согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П является санкцией, взыскиваемой после полного удовлетворения требований взыскателя.

Оценивая обстоятельства дела и представленные доказательства, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о непредставлении истцом как судебному приставу-исполнителю, так и в суд доказательств нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа в результате чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, при соблюдении им той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей.

Постановление о взыскании исполнительского сбора истцом не оспаривается.

Вместе с тем, суд учитывает, что в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 17.11.2015 N50 разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона N229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Как следует из разъяснений, изложенных в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Согласно пункту 75 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50, лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В данном случае суд учитывает предпринятые истцом меры к добровольному исполнению решения суда, о чем судебный пристав-исполнитель был поставлен в известность.

Суд учитывает, что приобретение жилого помещения производится должником в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем проведения электронного аукциона, процедура которого требует значительных временных затрат.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Информация о проведении электронного аукциона по данному объекту закупки размещена в единой информационной системе извещения электронный аукцион по данному объекту закупки, опубликован 27.08.2020 (л.д.44-45).

14.09.2020 на основании результатов электронного аукциона заключен муниципальный контракт №016230001032000002-01 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа (Инвестором) и ООО «Талицкая строительная компания-2» (Застройщиком) на приобретение 7 жилых помещений путем инвестирования в строительство многоквартирных жилых домов, расположенных в границах Талицкого городского округа, в целях реализации региональной адресной программы «переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019- 2025 годах». Пунктом 4.1. указанного контракта предусмотрено, что ввод завершенного строительством жилого дома в эксплуатацию должен быть осуществлен застройщиком не позднее 20.10.2022. Выполнение работ на объекте инвестирования подтверждается актами осмотра жилых домов (л.д.46-54).

В Приложении к данному муниципальному контракту указан перечень граждан, которым предоставляются жилые помещения на основании решений Талицкого районного суда, вступивших в законную силу, в числе которых взыскатель ФИО4 (л.д.50).

11.12.2020 составлен акт приема-передачи, согласно которому Застройщик передал, а Инвестор принял Объект (7 квартир) по муниципальному контракту №016230001032000002-01 (л.д.53).

    19.11.2021 между ФИО4 и Талицким городским округом заключен договор мены, из которого следует, что в собственность ФИО4 переходит <адрес>, общей площадью 33,4 кв.м. (л.д.21).

    Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права собственности ФИО8 на квартиру, площадью 33.4 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.22).

    Таким образом, Администрацией Талицкого городского округа приняты все меры по исполнению решения суда в добровольном порядке и решение суда исполнено в полном объеме.

    Судебный пристав-исполнитель о принимаемых мерах был поставлен в известность (л.д.14).

В судебном заседании установлено, что исполнительский сбор на момент рассмотрения данного дела с административного истца не взыскан.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным освободить Администрацию Талицкого городского округа от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству.

При этом, как следует из разъяснений, изложенных в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                           р е ш и л:

       Исковые требования Администрации Талицкого городского округа к судебному приставу-исполнителю по МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Третьяковой Ирине Юрьевне, ГУФССП России по Свердловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию Талицкого городского округа от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству №222414/22/66062-ИП от 05.10.2022, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя по МО по ИОИП ГУФССП России по Свердловской области Третьяковой И.Ю. от 06.08.2022 в рамках исполнительного производства №84057/20/66062-ИП от 09.12.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд течение одного месяца со дня принятия решения суда.

                                Судья    Коршунова О.С.

2-1462/2022 ~ М-1278/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация ТГО
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель МО по ИОПИ Третьякова И.Ю.
ГУФССП России по Свердловской области
Другие
Соколова Елена Викторовна
Суд
Талицкий районный суд Свердловской области
Судья
Коршунова Ольга Степановна
Дело на сайте суда
talicky--svd.sudrf.ru
12.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2022Передача материалов судье
13.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее