Судебный акт #1 (Определение) по делу № 7A-282/2022 от 08.09.2022

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Яцкевич Н.Б.                            Дело № 12-61/2022 (№ 7А-282/2022)

УИД 39RS0010-01-2021-003405-02

РЕШЕНИЕ

27 сентября 2022 года                                        г. Калининград

    Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.

при секретаре Худоба О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Привара И.В. на решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 4 июля 2022 года, которым отменено постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора по Калининградской области Привара И.В. от 28 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал».

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора по Калининградской области Привар И.В. № Ад-857/12/2021 от 28 сентября 2021 года МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

    Решением судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 4 июля 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В жалобе должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания, поставлен вопрос об отмене судебного решения в связи с несоответствием выводов судьи фактическим обстоятельствам дела.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора по Калининградской области Привар И.В., защитник МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года вступили в силу дифференцированные меры государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в ч. 1 настоящей статьи разрешений и документов (ч. 1.2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

При этом согласно п. 9 ст. 31.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положениям ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ явилось непредставление в Северо-Западное Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Калининградской области декларации о воздействии на окружающею среду.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» к административной ответственности, были выявлены должностными лицами Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора по Калининградской области в ходе проверки обращения ФИО о сбросе неочищенных сточных вод в канал МПОО-11-4 через организованный выпуск, расположенный в районе дома № 4 по Калининградскому шоссе г. Гурьевска Калининградской области.

В ходе проверки должностными лицами было установлено, что указанный выпуск сточных вод состоит на балансе ЖКХ «Гурьевский водоканал» на основании решения от 21 декабря 2016 года о предоставлении водного объекта в пользование, срок которого был продлен до 31 декабря 2021 года.

При пересмотре постановления о назначении административного наказания судья районного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, подлежащих выяснению по настоящему делу об административном правонарушении, и вынес решение об отмене данного постановления с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.

Данный вывод судьи районного суда является правильным.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Объективная сторона состава административного правонарушения, вмененного по настоящему делу МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал», выражается в форме бездействия, связанного с невыполнением этим лицом обязанности по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду, которая должна была быть исполнена к определенному законом сроку.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ установление времени совершения административного правонарушения и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, входят в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.

Ввиду изложенного, в рамках административного производства по настоящему делу подлежал выяснению вопрос об установлении даты возникновения обязанности МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.

Делая вывод о доказанности вины МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, должностным лицом не установлено, имеет ли предприятие какие-либо разрешения и документы, указанные в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, полученные до 1 января 2019 года.

Из постановления должностного лица следует, что оно вынесено по результатам проведенной проверки фактов, изложенных в обращении ФИО, и датой совершения административного правонарушения указана дата рассмотрения обращения – 3 сентября 2021 года.

Вместе тем вмененное МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» административное правонарушение не является длящимся и реальная дата его совершения, а также иные вышеперечисленные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ должностным лицом не исследовались и не устанавливались.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, выводы судьи районного суда о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и не противоречит закону.

    Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░

7A-282/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал"
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Тимощенко Роман Иванович
Дело на сайте суда
oblsud--kln.sudrf.ru
08.09.2022Материалы переданы в производство судье
27.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2022Дело оформлено
04.10.2022Дело передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее