Дело № 2-746/2022
УИД 66RS0№-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31.10. 2022 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Габбасовой С.В.,
при секретаре судебного заседания Габовой А.О.,
с участием помощника прокурора города Карпинск Якимовой А.М.,
истца Суворовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Карпинск, действующего в интересах Суворовой Марии Петровны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Карпинск не менее нормы предоставления жилого помещения, к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15 о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Суворовой Марией Петровной, в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Карпинска, действующий в интересах Суворовой М.П., обратился в Карпинский городской суд Свердловской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с вышеуказанным исковым заявлением, указав в нем, что прокуратурой г. Карпинска в соответствии с поступившим обращением Суворовой М.П., проведена проверка по исполнению требований федерального законодательства по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, относящихся к данной категории граждан. При проведении проверки установлено, что Суворова М.П., до 18 лет относился к детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с тем, что мать Суворовой Марии Петровны – ФИО2 решением Гаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Суворовой М.П. Сведения об отце ФИО3 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Постановлением Главы Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Суворова М.П. определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, по окончании образовательного учреждения ей обязаны предоставить жилье. Приказом Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Суворова М.П. принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилого фонда <адрес>. В нарушение требований федерального законодательства Суворова М.П., несмотря на то, что состоит в очереди для получения жилья специализированного жилого фонда на протяжении длительного времени, не обеспечена жилым помещением, около 7 лет снимает жилое помещение.
Просит суд возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес>, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа Карпинск, для Суворовой М.П.; возложить обязанность на Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с Суворовой М.П.; возложить обязанность на Территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> № обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Суворовой М.П., в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
Истец Суворова М.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что ………….
Помощник прокурора города Карпинска Якимова А.М. в судебном заседании поддержала доводы и требования искового заявления, подтвердила его содержание.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ходатайствовал о проведении судебного заседания в свое отсутствие. Предоставил в суд письменный отзыв, по доводам которого доведенные бюджетные лимиты для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот на территории Свердловской области освоены, свободные жилые помещения отсутствуют, предложений по распределению жилого помещения истцу от Управления социальной политики №15 не поступало. Права Суворовой М.П. Министерством не нарушены, поскольку конкретные сроки предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа действующим законодательством не установлены. При возложении обязанности на Министерство по предоставлению Суворовой М.П. жилого помещения приведет к нарушению прав иных детей-сирот и лиц из их числа, право которых на получение жилого помещения возникло раньше, чем право Суворовой М.П. Просил отказать в иске в полном объеме.
Представитель ответчика Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики №15 по городу Краснотурьинску, по городу Волчанску, по городу Карпинску в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ходатайствовал о проведении судебного заседания в свое отсутствие. Предоставил в суд письменный отзыв, по доводам которого исковые требования не признает. Считает, что Управление социальной политики является ненадлежащим ответчиком по делу, так как выполнило свою обязанность по включению в список истца, выступать стороной договора не может, а может лишь проконтролировать подписание истцом договора. Права истца не нарушены, поскольку договор найма специализированного жилого помещения с истцом на исполнение в Управление не поступал. Оснований для возложения на Управление социальной политики №15 обязанности обеспечить подписание с истцом договора найма специализированного жилого помещения не имеется, поскольку Управление стороной договора не является, выполняет лишь функцию по доведению до лица, которому распределено жилое помещение, сведений о заключаемом договор и получении от него подписи в договоре. Кроме того, обеспечение Суворовой М.П. жилым помещением вне очереди не предусмотрено действующим законодательством, приведет к нарушению прав других лиц, указанной категории, у которых право на предоставление жилого помещения возникло ранее.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ходатайствовал о проведении судебного заседания в свое отсутствие. Предоставил в суд письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Считает, что нарушения прав Суворовой М.П. нет, так как соблюдается порядок обеспечения жилым помещениями детей-сирот, установленный законодательством Российской Федерации. Срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье указанной категории граждан законодательством не определен. В случае удовлетворения заявленных требований в первоочередном порядке, вне установленного списка, будут нарушены права детей-сирот, у которых право на приобретение жилого помещения возникло ранее, чем у Суворовой М.П. но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели. Требование о заключении договора найма заявлены преждевременно.
Суд, заслушав помощника прокурора города Карпинска, истца, рассмотрев материалы гражданского дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Суворова М.П. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее мать ФИО2, отец ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении I-АИ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ и справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, также в справке указано, что сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. ФИО4 является ребенком – сиротой, что сторонами не оспаривалось. Решением Гаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО4
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Суворова М.П. относится к числу лиц из числа детей сирот.
Несовершеннолетняя Суворова М.П. постановлением Главы Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, по окончании образовательного учреждения ей обязаны были предоставить жилье в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 принята на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилого фонда <адрес>.
25.10.2018 Суворова М.П. достигла возраста 18 лет.
Суворова М.П. в собственности жилья не имеет, как нанимателю или члену семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не предоставлялось.
В списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области числится ФИО7 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за №.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как следует из содержания Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Порядком приобретения жилых помещений установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.3).
Согласно п.7 Порядка предоставления жилых помещений распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, и приказы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области являются основанием для заключения с детьми – сиротами договоров найма специализированных жилых помещений (п.8).
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд, который в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения (п.9).
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП определен исчерпывающий перечень уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для указанной категории лиц.
В соответствии с пп. 1 п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, то есть установлено, что принятие решения о предоставлении детям-сиротам жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного Фонда, возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Пунктом 2 данного постановления установлено, что приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.
Согласно пп. 3 п. 1 указанного постановления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области является Министерство социальной политики Свердловской области.
Таким образом, как следует из п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пп. 3 п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП, обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 данной статьи, возложена на Управление социальной политики.
Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что социальная поддержка, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в том числе обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Обязательства по обеспечению истца жилым помещением не исполнены. Суворова М.П. в собственности не имеет какого-либо жилого помещения, что следует из уведомления от 31.01.2022 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах, зарегистрированных на его имя, по договору социального найма жилое помещений ему не предоставлялось. До настоящего времени жилье Суворовой М.П. не предоставлено. Не смотря на то, что на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда Свердловской области состоит с 24.10.2014.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку решение о предоставлении Суворовой М.П. жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не принято, то требования к ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» и Управлению социальной политики №15 заявлены преждевременно. Действия данных ответчиков четко регламентированы Порядком приобретения жилых помещений. На сегодняшний день ими данный порядок не нарушен.
Учитывая, что в силу ч.1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы, при этом, со стороны указанных ответчиков нарушение прав Балакиревой В.В. на сегодняшний день не имеется, оснований для удовлетворения требований к ним не имеется.
Судом установлено, что Суворова М.П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого фонда жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является, то суд считает законными и обоснованными заявленные требования истца к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Карпинск не менее нормы предоставления жилого помещения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора города Карпинск, действующего в интересах Суворовой Марии Петровны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Карпинск не менее нормы предоставления жилого помещения, к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15 о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Суворовой Марией Петровной, в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства, удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Карпинск Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа Карпинск для Суворовой Марии Петровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора города Карпинск, действующего в интересах Суворовой Марии Петровны к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности подготовить договор найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с Суворовой Марии Петровны и к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №15 о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Суворовой Марией Петровной, в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, о возвращении договора в Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Свердловский областной суд через Карпинский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.11.2022.
Председательствующий: С.В. Габбасова
Копия верна: