Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4338/2022 ~ М-3946/2022 от 13.09.2022

УИД-05RS0018-01

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 18 октября 2022 года

Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Магомедов М.Г.,

при секретаре судебного заседания – Акимовой Ф.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления имущественных и земельных отношений <адрес> к Сайпуллаеву Камилю Набиюлаевичу, Тулпарову Марату Адулмуслимовичу, об истребовании земельного участка из чужого владения и сносе строения,

установил:

Управление имущественных и земельных отношений <адрес> обратилось в суд с иском к Сайпуллаеву Камилю Набиюлаевичу, Тулпарову Марату Адулмуслимовичу, об истребовании земельного участка из чужого владения площадью 83 +/- 3 кв.м., расположенный по адресу: РД. <адрес>, пгт. Ленинкент, район новые планы с кадастровым номером 05:40:000024:15464 и обязании Сайпуллаева Камиля Набиюлаевича снести за счет собственных средств фундамент установленный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а.

В обоснование исковых требований указано, что в адрес главы Администрации города Махачкалы С.К. Дадаева поступило обращение МОО по РГО «Семендер» о факту проверки земельных участков вдоль проспекта Казбекова, <адрес>, в ходе которого был составлен акт выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГг. по факту проверки земельного участка с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенного по адресу: РД, <адрес>, пр-кт. Казбекова, мкр.4, уч. 213а, с видом разрешенного использования - под объекты придорожного сервиса. Актом проверки установлено, что земельный участок не огорожен, не освоен, на участке залит фундамент, на момент осмотра на земельном участке строительные и иные работы не ведутся. Земельный участок поставлен на кадастровый учет без учета охранных зон линейных объектов (газопровода и водоотвода). По участку проходит линия газопровода линия водовода. Так же вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет на придорожной полосе федеральной дороги Р-215. При изучении материалов дела было выявлено, что вышеуказанный земельный участок был образован путем размежевания земельного участка с кадастровым номером 05:40:000024:13695, данный з/у поставлен на кадастровый учет на основании постановления Администрации <адрес> от 08.02.1994г. «О выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство» выданное на имя Тулпарова Марата Абдулмуслимовича. Из полученного ответа с Управления по делам архивов <адрес> следует, что вышеуказанное постановление Главы Администрации <адрес> в архивах имеется. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок принадлежит на праве собственности гр. Сайпуллаева Камиля Набиюлаевича. Постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности произведены незаконно по следующим основаниям: Согласно статьям 14 и 15 Закона ДССР «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в период до введения в действие Земельного кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ, и приведенным выше нормативным актам, предоставление земель с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ. При этом в силу статьи 14 Закона ДССР «О земле» приступать к пользованию земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается. Таким образом, в силу приведенных норм предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности. Составной частью акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам. Право на земельный участок на основании постановлений Администрации <адрес> могло возникнуть в случае выполнения соответствующими землеустроительными органами работ по отводу земельного участка в натуру и установления границ земельного участка на местности и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю. Учитывая, что вышеприведенная процедура в отношении спорного земельного участка не проводилась, никакое право на земельный участок у ответчиков не возникло.

На основании изложенного просит суд истребовать из чужого незаконного владения Сайпуллаева Камиля Набиюлаевича земельный участок с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а., установить, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности Сайпуллаева Камиля Набиюлаевича на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а, аннулировать сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а, обязать Сайпуллаева Камиля Набиюлаевича снести за счет собственных средств фундамент установленный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а. и в случае невыполнения ответчиком указанных требований, предоставить Управлению имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> право сноса данной постройки с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.

Представитель истца в судебное заседание не явился, в иске просил о рассмотрении дела без их участия.

Извещенные о времени и месте рассмотрения дела ответчики Сайпулаев К.Н., Тулпаров М.А. и третье лицо Управление Росреестра по РД в судебное заседание не явились, своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не известили.

В связи с этим, принимая во внимание, что в силу статьи 165.1 ГК РФ, судом были приняты меры к надлежащей доставке юридически значимого сообщения ответчику, руководствуясь ст. 165.1 ГК РФ, ст. 113, 118-119 и 233 ГПК РФ, с учетом разъяснений данных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, Управлением имущественных и земельных отношений <адрес> (далее - Управление) в пределах своей компетенции проводится работа по возврату незаконно оформленных земельных участков в собственность <адрес>.

В ходе мероприятий, проводимых в рамках муниципального земельного контроля составлен акт.

Согласно акту планового (рейдового) осмотра обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:0004224:15462, с видом разрешенного использования - под объекты придорожного сервиса, площадью 68 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, мкр 4, уч. 213-а, не огорожен, на участке залит фундамент, на момент обследования на земельном участке строительные и иные работы не проводятся. Земельный участок поставлен на кадастровый учет без учета охранных зон линейных объектов (газопровода и водовода). По участку проходить линия газопровода и линия водовода. Кроме того, земельный участок поставлен на кадастровый учет на придорожной полосе Федеральной дороги Р-215. Так же земельный участок образован с нарушении требовании пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

В соответствии с ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Судом в ходе судебного заседания установлено, что в нарушении ст. ст. 14, 15 Закона ДССР «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в период до введения в действие Земельного кодекса РФ до ДД.ММ.ГГГГ, предоставление земель с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ.

В силу статьи 14 Закона ДССР «О земле» приступать к пользованию земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

При этом предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности. Составной частью акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам.

Из материалов дела не следует, что отвод земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности уполномоченным на то органом ответчикам не выдавался.

Право на земельный участок на основании постановлений Администрации <адрес> могло возникнуть в случае выполнения соответствующими землеустроительными органами работ по отводу земельного участка в натуру и установления границ земельного участка на местности и только с момента выдачи землеотводных документов на местности граждане приобретают право на землю.

Учитывая, что вышеприведенная процедура в отношении спорного земельного участка не проводилась, никакое право на земельный участок у ответчиков не возникло.

Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Из сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, усматривается, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит ответчику Сайпуллаеву К.Н..

В соответствии с частью 2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Судом также установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000024:15464 был образован путем размежевания земельного участка с кадастровым номером 05:40:000024:13695, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет на основании постановления Администрации <адрес> от 08.02.1994г. «О выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство» выданное на имя Тулпарова Марата Абдулмуслимовича.

Из представленного суду истцом ответа с Управления по делам архивов <адрес> следует, что вышеуказанное постановление Администрации <адрес> от 08.02.1994г. «О выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство» выданное на имя Тулпарова Марата Абдулмуслимовича, в архивах администрации <адрес> имеется.

При этом, спорный земельный участок незаконно выбыл из владения муниципального образования помимо его воли, поскольку в материалах дела и в межевом деле отсутствую акт отвода земельного участка на местности, ввиду чего незаконно находится во владении и собственности ответчика.

В соответствии со ст. ст. 113 и 114 Земельного кодека РСФСР землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, отвода земельных участков в натуру, подготовки документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

В силу п. 4 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, на вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или плана /выкопировка с плана/ землепользования с указанием на нем границ предоставленных земель.

Согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» (действовавшему в период возникновения правоотношений) следует, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю и устанавливаются границы участки на местности. С момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.

Таким образом, в силу приведенных норм предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности. Составной частью акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам. Право на земельный участок на основании постановлений Администрации <адрес> могло возникнуть в случае выполнения соответствующими землеустроительными органами работ по отводу земельного участка в натуру и установления границ земельного участка на местности и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.

Учитывая, что вышеприведенная процедура в отношении спорного земельного участка не проводилась, никакое право на земельный участок на основании постановления Администрации <адрес> от 08.02.1994г. «О выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство» выданное на имя Тулпарова Марата Абдулмуслимовича не возникло, что подтверждает довод о том, что спорный участок в указанных границах не выдавалось.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания права. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (заявителя).

В пункте 52 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» содержится следующее разъяснение. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие фактического владения вопрос о праве собственности на земельный участок может быть разрешен только при рассмотрении виндикационного иска. Такой вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ - П и в пункте 58 постановления от ДД.ММ.ГГГГ , а также сложившейся судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ).

В ходе судебного заседания установлено, что на государственную регистрацию не были представлены достаточные документы в подтверждение возникновения права на земельные участки, что свидетельствует о нарушении процедуры регистрации прав на недвижимое имущество. У федерального органа в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не было законных оснований для государственной регистрации права собственности, так как в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации данные земельные участки могут "быть предоставлены исключительно на торгах. Обратное же свидетельствует о нарушениях требований статей 16, 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в совокупности со статьями 30, 30.1, 31, Земельного кодекса Российской Федерации, а именно, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Пункт 2 ст. 16 Федерального закона - ФЗ закрепляет, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Перечень необходимых для проведения регистрации документов закреплен в ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». О необходимости предоставления документов, подтверждающих соблюдение норм земельного законодательного о предоставлении земельных участков в собственности посредством проведения публичных процедур, указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А40- 121953/10- 119-741.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество, предусмотренное в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов судебной защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).Процессуальным законом предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В статье 11 Земельного кодекса РФ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом, Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке.

В пункте 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление от ДД.ММ.ГГГГ ) разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в реестр, в том числе решение о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, истребование имущества из чужого незаконного владения.

Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Основания разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а критерии распоряжения соответствующими земельными участками - статьей 3 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период заключения сделок), распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством, в связи с чем, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Аннулирование (исключение) из Единого государственного реестра недвижимости сведений о данном земельном участке означает прекращение существования такого земельного участка.

Соответственно, суд не может установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности, в том числе и собственности самого муниципального образования, который перестал существовать в кадастровом отношении, поскольку право собственности без образования земельного участка вновь и его кадастрового учета не может быть зарегистрировано.

Это вытекает из положений статей 8 (пункт 7 части 4), 14 и 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок, в том числе и на основании решения суда, может быть внесена либо при одновременном кадастровом учете земельного участка либо если в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке.

Кроме того, из материалов дела следует, что границы земельного участка не были согласованы в установленном порядке со смежными правообладателями и на кадастровый учет был поставлен с нарушением требований о межевании земельных участков.

Поэтому, муниципальное образование, признаваемое собственником этого участка в силу закона, вправе образовать участок в установленном порядке, поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать свое право на участок в установленном порядке и без решения суда.

Кроме того, истцом заявлены требование об обязании Сайпуллаева Камиля Набиюлаевича снести за счет собственных средств фундамент установленный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а. и в случае невыполнения ответчиком указанных требований, предоставить Управлению имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> право сноса данной постройки с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.

Рассматривая указанные требования истца суд приход к следующему.

Согласно п.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно- строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона № 169-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно - гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора.

Разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.

В силу п. 2 ст. 3 Закона об архитектурной деятельности разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство или реконструкция любого объекта должны вестись при наличии разрешения на строительство и соблюдением градостроительных норм и правил.

В данном случае сохранение самовольной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы муниципального образования «<адрес>», которые заключаются в обеспечении соблюдения на территории города градостроительных норм и недопущении самовольного строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В силу ч. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Необходимая документация на возведение объекта в материалах дела отсутствует и ответчиком в ходе судебного заседания не представлена.

В связи с тем, что ответчик, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, суд лишен возможности опровергнуть доводы истца и в силу положений статьи 68 ГПК РФ суд вынужден согласиться с доводами истца.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающим угрозу его нарушения.

В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является застройщик либо лицо, которое бы стало собственником, если бы постройка не являлась самовольной.

При анализе вышеизложенных правовых норм и фактических обстоятельств в их совокупности с указанными нормами действующего законодательства суд считает исковое заявление Управления имущественных и земельных отношений <адрес> подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с указанной нормой с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления имущественных и земельных отношений <адрес> к Сайпуллаеву Камилю Набиюлаевичу, Тулпарову Марату Адулмуслимовичу удовлетворить.

Истребовать из чужого незаконного владения Сайпуллаева Камиля Набиюлаевича земельный участок с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а.

Аннулировать сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а,

Установить, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности Сайпуллаева Камиля Набиюлаевича на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а.

Обязать Сайпуллаева Камиля Набиюлаевича снести за счет собственных средств фундамент установленный на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000024:15464, площадью 83 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, пр-т. Казбекова, мкр-4, уч. 213а.

В случае невыполнения ответчиком указанных требований, предоставить Управлению имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> право сноса данной постройки с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.

В соответствии со ст. 237 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.<адрес>

2-4338/2022 ~ М-3946/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
УИЗО г.Махачкала
Ответчики
Тулпаров Марат Адулмуслимович
Сайпуллаев Камиль Набиюлаевич
Другие
Управление Росреестра по РД
Суд
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Магомедов Мурад Гаджиявович
Дело на странице суда
kirovskiy--dag.sudrf.ru
13.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2022Передача материалов судье
16.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2022Подготовка дела (собеседование)
29.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее