КОПИЯ
Дело № 2-1233/2022
УИД 92RS0002-01-2022-000239-79
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 марта 2022 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего: судьи Гавуры О.В.,
при секретаре: Нивинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту капитального строительства г.Севастополя о признании незаконным решения.
ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению искового заявления ФИО1 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании незаконным решения по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., изъявил желание реализовать свое право на приватизацию жилого помещения по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в котором он зарегистрирован и проживает постоянно и через МФЦ подал документы для реализации своего законно права.
ДД.ММ.ГГГГ получен письменный отказ в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилого фонда города Севастополя (приватизация)». Департамент капитального строительства г.Севастополя в своем отказе указывает, что заявителем не представлены документы необходимые для оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента.
Просит признать недействительным решение Департамента капитального строительства г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № ОПР-21-566, признать право собственности на жилое помещение расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> порядке приватизации.
В судебное заседание истец, представитель истца не явились, извещены надлежаще, от представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель ответчика Департамента капитального строительства г.Севастополя о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил суду возражения, согласно которым в удовлетворения иска просил отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Предъявление искового требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу. Право собственности является вещным правом и как вещное право защищается вещным иском. Это означает, что условием предъявления такого иска является отсутствие обязательственных правоотношений между истцом и ответчиком, кроме связанности их самой вещью.
В силу пункта 4 статьи 3 ЖК РФ, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Соответственно, жилые помещения, указанные в названной статье, после передачи их в муниципальную собственность приобретают правовой режим жилья, используемого на условиях социального найма, и подлежат приватизации на общих основаниях.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с этим требованием.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из указанных положений право на бесплатное приобретение в собственность занимаемого жилья, предполагает создание гражданам равных правовых условий, реализации данного права. Устанавливая в законодательном порядке право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Как установлено в судебном заседании, спорным жилым помещением является квартира по адресу: г. Севастополь, <адрес>, которая включена в Реестр собственности города Севастополя.
ДД.ММ.ГГГГ истцом получен письменный отказ в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилого фонда города Севастополя (приватизация)». Департамент капитального строительства г.Севастополя в своем отказе указывает, что заявителем не представлены документы необходимые для оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента:
- оригинал ксерокопии паспорта (всех страниц) ФИО1, ФИО4,
- заявление о согласии на обработку персональных данных по форме, согласно приложению № к настоящему административному регламенту ФИО4
- сведения о регистрации по месту жительства из всех мест проживания после ДД.ММ.ГГГГ - для граждан, изменивших место жительства после ДД.ММ.ГГГГ на Территории Российской Федерации, содержащиеся в базовом государственном информационном ресурсе регионального учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если Заявитель ранее был гражданином иного государства, за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
справка (документ) подтверждающий, что ранее право на приватизацию жилья Вами не было использовано, из всех мест проживания на территории Российской Федерации за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорная квартира, относится к кругу объектов, которые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат приватизации, ответчиками суду не представлено.
Согласно паспортным данным, а также документам, которые имеются в личном деле, ФИО1 не имел регистрации в Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации МВД России по городу Новороссийску ФИО1 является гражданином Российской Федерации на основании части первой ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О гражданстве Российской Федерации» гражданство было получено автоматически так как он являлся военнослужащим Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеется копия формы №, из которой видно, что ФИО1 действительно прибыл ДД.ММ.ГГГГ с адреса: г.Севастополь, <адрес>, однако зарегистрирован был позже по <адрес>.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно статье 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам статьей 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Таким образом, согласно действующему законодательству одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма и наличие согласия иных проживающих лиц.
В соответствии со статьей 6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которым передан жилищный фонд.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом достоверно установлено, что истец проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, ранее участия в приватизации не принимал. Доказательств, подтверждающих наличие препятствий для приватизации истцом спорной жилого помещения в материалах дела не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что истец вселен в спорное жилое помещение в установленном законом порядке, в настоящее время право истца на жилье не оспаривается, ранее истцом не использовалось право на приватизацию жилого помещения, приходит к выводу об удовлетворении требования о признании права собственности истцом на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
решил:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения сведений в ЕГРН о регистрации права собственности за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья | (подпись) | О.В. Гавура |
Копия верна
Решение не вступило в законную силу.
Судья О.В. Гавура