Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-673/2021 ~ М-573/2021 от 24.05.2021

Дело № 2-673/2021

УИД11RS0006-01-2021-001318-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи С.Г. Волковой,

при помощнике судьи Г.М.Хуснутдиновой,

с участием помощника прокурора г. Усинска РК Д.С. Лосикова,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске, Республики Коми 27 сентября 2021 г. гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Усинска РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Усинск», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Усинск» о возложении обязанности приведения состояния автодорог в соответствие с требованиями ГОСТаР 52766-2007, ГОСТа Р 50597-2017, ГОСТа Р 52289-2019,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Усинска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о возложении обязанности в срок до дд.мм.гггг. обустроить ... пгт. «Усадор» стационарным электрическим освещением автодороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; привести дорожное полотно по ... пгт. «Усадор» в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017; нанести на всем протяжении автодороги по ... пгт. «Усадор» горизонтальную дорожную разметку в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения и ГОСТом Р 52289-2019.

В обоснование требований указывает, что в ходе проверки состояния автомобильных дорог, расположенных на территории г. Усинска, было установлено несоответствие требованиям ГОСТов, что послужило основанием предъявления требований в судебном порядке.

дд.мм.гггг. представлено заявление об уточнении исковых требований, истец просит обязать ответчика в срок до дд.мм.гггг. обустроить ... пгт. «Усадор» стационарным электрическим освещением автодороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; привести дорожное полотно по ... в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017; нанести на всем протяжении автодороги по ... горизонтальную дорожную разметку в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения и ГОСТом Р 52289-2019.

Определением суда от дд.мм.гггг. по ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Усинск».

В судебном заседании помощник прокурора г. Усинска РК Д.С. Лосиков, на требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.

Ответчик, соответчик извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Третье лицо - ГИБДД ОМВД России по г. Усинску, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание направило.

В судебном заседании дд.мм.гггг. представитель ответчика – администрации МО ГО «Усинск» - Шкребенок О.А., действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась, полагая, что надлежащим ответчиком по делу является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Усинск», которому автодороги переданы в оперативное управление.

В судебном заседании дд.мм.гггг. представитель ответчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Усинск» - Напалкова Ю.В., действующая на основании постановления, с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва (л.д. 58-64, т. 1), согласно которому в рамках своих полномочий Управление жилищно-коммунального хозяйства осуществляет деятельность по обслуживанию и содержанию дорожной сети, находящейся в оперативном управлении. Для реализации возложенных полномочий дд.мм.гггг. был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию городских дорог и прилегающих к ним территорий (тротуаров, обочин) г. Усинска, содержанию дорог промышленной зоны, автодороги от ж/д вокзала до ...) и содержанию внутрипоселковых дорог Верхнего и Нижнего Усадор, содержанию территории снежного полигона. В рамках муниципального контракта в летний период 2021 года по ... проведены работы по ямочному ремонту. Также Управлением жилищно-коммунального хозяйства заключен муниципальный контракт на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на проезжей части улиц города и промышленной зоны. Работы выполнялись в соответствии с Проектом организации дорожного движения в г. Усинске, разработанным и утвержденным администрацией МО ГО «Усинск». Учитывая, что в дислокации дорожного движения отсутствует ..., горизонтальная разметка на данной улице не наносилась. УЖКХ на праве оперативного управления переданы сети уличного освещения г. Усинск, пст. Усадор и пгт. Парма, для обслуживания и содержания которых заключены муниципальные контракты. Учитывая, что сети уличного освещения по ... и ... отсутствуют, обслуживание и содержание не производится, строительство линии уличного освещения не входит в полномочия УЖКХ.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения регулируются Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Задачами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1).

Согласно ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и улиц, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливает "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст).

В нарушение требований п. 5.2, п. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге по ... имеется разрушение дорожной одежды, в виде выбоин в асфальтобетонном покрытии, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры по длине 15 см., глубине 5 см., а также занижение обочин относительно прилегающей кромки проезжей части более чем на 10 см.

В соответствии с п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, предусмотрено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

На автодорогах по ... и ..., отсутствует предусмотренное ГОСТом Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на участках дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно требованиям пункта 6.3.1 ГОСТа Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

На автомобильной дороге по ... горизонтальная дорожная разметка отсутствует.

Приведенные нарушения требований ГОСТов подтверждаются информацией ГИБДД ОМВД по г. Усинску, актами и фотоматериалами, наличие нарушений стороной ответчиков не опровергнуто.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том, числе, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ссылка ответчика на то, что согласно постановлению Администрации МО ГО «Усинск» № 1470 от 09.10.2009 «О передаче муниципального имущества в оперативное управление МУ «УЖКХ» (с последующими изменениями) автомобильные дороги переданы в оперативное управление МУ «УЖКХ», не освобождает ответчика от обязанности по надлежащему содержанию дорог.

Кроме того, у администрации МО ГО Усинск дважды истребовались сведения относительно отсутствия ... в дислокации дорожного движения, о финансировании работ по оборудованию ... и ... ... стационарным электрическим освещением, такая информация суду не предоставлена.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 215 ГК РФ).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Из совокупности вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что содержание городских дорог общего пользования местного значения входит в полномочия Администрации МО ГО «Усинск».

Таким образом, довод ответчика о том, что администрация МО ГО «Усинск» не несет ответственности за содержание дорог, поскольку дороги общего пользования местного значения переданы на праве оперативного управления, суд признает несостоятельным, поскольку в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а в данном случае несет ответственность по контролю за своевременным и надлежащим принятием мер по надлежащему содержанию дорог в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При совокупности вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора г. Усинска РК в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора г. Усинска РК в интересах неопределенного круга лиц к Прокурора г. Усинска РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Усинск», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Усинск» о возложении обязанности приведения состояния автодорог в соответствие с требованиями ГОСТаР 52766-2007, ГОСТа Р 50597-2017, ГОСТа Р 52289-2019 - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» в срок до дд.мм.гггг.:

- обустроить ... стационарным электрическим освещением автодороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»;

- привести дорожное полотно по ... в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017;

- нанести на всем протяжении автодороги по ... горизонтальную дорожную разметку в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения и ГОСТом Р 52289-2019.

    

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми, через Усинский городской суд Республики Коми, в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 01 октября 2021 года.

Председательствующий –                 С.Г. Волкова

2-673/2021 ~ М-573/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Усинска
Ответчики
Администрация МО ГО "Усинск"
МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства"
Другие
ГИБДД ОМВД России по г. Усинску
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Волкова Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
usinsksud--komi.sudrf.ru
24.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.07.2021Предварительное судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее