РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2023 года город Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в составе:
судьи Шационка И.И.,
при секретаре судебного заседания Родионовой Д.В.,
с участием представителей истца Нуркеевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочнева Сергея Алексеевича к Мэрии г. Новосибирска, Кочневу Владимиру Алексеевичу о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Кочнев С.А. обратился с иском к мэрии г. Новосибирска, Кочневу В.А., с учетом утонений просил включить в наследственную массу после смерти Кочневой Татьяны Федоровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, общей площадью 48,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером № и признать за Кочневым С.А. право собственности на указанный жилой дом в порядке наследования после смерти ФИО2
В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО2 является матерью Кочнева С.А., что подтверждается свидетельством о рождении.
Между ФИО2 и ФИО7 был заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, <адрес>, однако указанный договор купли-продажи не был зарегистрирован в органе, осуществляющем регистрацию права собственности.
Согласно справке о принадлежности объекта недвижимости АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 28.04.2022 по данным правовой регистрации на 01.01.1999 по г. Новосибирску правовая регистрация вышеуказанного дома не проводилась, владельцем учтена ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, о чем ДД.ММ.ГГГГ специализированным отделом регистрации актов гражданского состояния о смерти по г. Новосибирску управления по делам ЗАГС Новосибирской области составлена запись акта о смерти №
В установленный законом срок ФИО3 обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства по закону после смерти ФИО2 Нотариусом нотариального округа г. Новосибирска Маловой Л.А. заведено наследственное дело №. Ответчик Кочнев В.А. с заявлением к нотариусу о принятии наследства после смерти матери не обращался.
В наследственную массу нотариусом было включено имущество: 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.
Однако жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, не был включен нотариусом в наследственную массу.
Таким образом, жилой дом подлежит включению в наследственную массу после смерти ФИО2, а за Кочневым С.А. подлежит признание право собственности на указанный дом в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО2
Второй сын ФИО2 – ФИО4 фактически наследство не принял, права на наследственное имущество не заявляет, по поводу удовлетворения требований брата Кочнева С.А. не возражает.
Истец в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, что подтверждается распиской, о причинах неявки суду не сообщил, возражений не представил.
Ответчик Кочнев В.А. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, конверт с судебной корреспонденцией возвращен за истечением срока хранения. Представил письменное заявление о признании исковых требований в полном объеме, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2, о чем ДД.ММ.ГГГГ специализированным отделом регистрации актов гражданского состояния о смерти по г. Новосибирску управления по делам ЗАГС Новосибирской области составлена запись акта о смерти № (л.д. 11).
ФИО2 являлась матерью истца Кочнева С.А., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО7 был заключен договор купли-продажи на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, <адрес>, однако указанный договор купли-продажи не был зарегистрирован в органе, осуществляющем регистрацию права собственности (л.д. 12).
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.1 ст. 69 ФЗ «О регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительным при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Право собственности ФИО2 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, не зарегистрировано. Однако согласно справке о принадлежности объекта недвижимости АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 28.04.2022 по данным правовой регистрации на 01.01.1999 по г. Новосибирску правовая регистрация вышеуказанного дома не проводилась, владельцем учтена ФИО2 (л.д. 13).
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Аналогичная позиция предусмотрена п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Отсутствие правоустанавливающих документов при таких обстоятельствах не может препятствовать включению имущества в наследственную массу.
Таким образом, после смерти ФИО2 в состав наследственного имущества подлежит включению вышеуказанный жилой дом.
Истец Кочнев С.А. в силу п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ является наследником первой очереди. Иных наследников, претендующих на недвижимое имущество, не установлено.
Согласно представленным материалам наследственного дела №, заведенного нотариусом ФИО8, ФИО3 26.11.2019 обратился с заявлением о принятии наследства после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, в котором указал, что принимает все имущество, принадлежавшее наследодателю на день смерти. Также указал, что вторым наследником является ответчик ФИО4, однако от ФИО4 заявление о принятии наследства не поступало.
Как установлено ст.1152 Гражданского кодекса РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять из способов, предусмотренных статьей 1153 Гражданского кодекса РФ (подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство или путем совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства).
Наследственное имущество в силу п.4 ст.1152 Гражданского кодекса РФ признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Поскольку истец своевременно обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти ФИО2, провопритязаний иных наследников не установлено, право собственности на жилой дом документально не зарегистрировано за кем-либо, то следует признать за ним право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>.
При таких обстоятельствах заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Включить жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 48,5 кв.м., кадастровый № в наследственную массу, подлежащую наследованию после смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО3 право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 48,5 кв.м., кадастровый №.
Решение, вступившее в законную силу, является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.И. Шационок
Решение в окончательной форме изготовлено судом 05 сентября 2023 года.
Подлинник решения хранится в материалах гражданского дела № 2-2680/2023 (54RS0006-01-2023-000828-36) Ленинского районного суда г. Новосибирска.