Судья: Рапидова И.В. адм. дело №33-5892/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18.06.2019
г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Шилова А.Е.,
судей: Клюева С.Б., Житниковой О.В.,
при секретаре: Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Базунова Е.С. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 февраля 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Базунов Е.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании решения, указав, что 24.08.2012 он, являясь сотрудником органов внутренних дел, имеющий необходимую выслугу лет, принят с семьей в составе 4 человек (он сам, его супруга и двое детей) на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением ЦЖБК ГУ МВД России по Самарской области от 25.11.2018, утвержденного распоряжением ГУ МВД России по Самарской области от 25.12.2018 №1/23-10014 он снят с учета очередников на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. «г» п. 19 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, в связи с тем, что его супруга Базунова О.Ю. 05.07.2008 произвела отчуждение принадлежавшей ей на праве собственности ? доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру общей площадью 76,8 кв.м по адресу: <адрес>, тем самым совершила действия по ухудшению жилищных условий.
По мнению административного истца, решение ЦЖБК ГУ МВД России по Самарской области от 25.11.2018 является незаконным, нарушающим его право на жилище. Считает, что продажа доли в квартире не привела к искусственному возникновению нуждаемости в жилье, ввиду того, что как до ее отчуждения, так и после он имеет право состоять на таком учете, ввиду обеспеченности жильем на каждого члена семьи менее 15 кв.м.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Базунов Е.С. просил суд признать незаконным решение ЦЖБК ГУ МВД России (протокол № 167/175/с от 25.11.2018), утвержденное начальником ГУ МВД России по Самарской области от 25.12.2018 № 1/23-10014 о снятии его с семьей в составе 4 человек с учета очередников на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения; обязать административного ответчика восстановить его с семьей в составе из 4 человек на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 09.10.2012.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 27 февраля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Базунов Е.С. просит решение суда отменить и постановить по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В заседании судебной коллегии Базунов Е.С. и его представитель адвокат Гоошуцун В.П. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, требования удовлетворить по основаниям, изложенным выше.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области – Шабанова В.Р. (по доверенности) возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены. На основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании подпункта "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12. 2011 N 1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет).
В силу пп. "д" п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223, к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относится отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Из материалов дела следует, что 20.07.2012 Базунов Е.С., являясь сотрудником МВД РФ, имея необходимый стаж службы (17 лет 11 месяцев 25 дней), обратился в ЦЖБК ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о принятии его с составом семьи из 4 человек на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ.
Решением заседания ЦЖБК ГУ МВД России по Самарской области от 24.08.2012, утвержденным распоряжением заместителя начальника ГУ МВД России от 09.10.2012 №1/23-2635, Базунов Е.С. с составом семьи 4 человек (он сам, его супруга Б.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Б.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Б.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) поставлен на учет на получение ЕСВ за номером 549, с датой подачи заявления от 20.07.2012.
Решением ЦЖБК ГУ МВД России по Самарской области, изложенным в протоколе №167/175/с, утверждённым распоряжением заместителя начальника ГУ МВД России по Самарской области от 25.11.2018 №1/23--10014, Базунов Е.С. снят с учета на основании пп. «г» п. 19 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223.
Основанием для исключения семьи Базунова Е.С. с учета очередников на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения послужило выявление сведений о том, что его супруга Б.О. (до замужества К.) 05.07.2008 произвела отчуждение принадлежавшей ей на праве собственности ? доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру общей площадью 76,8 кв.м по адресу: <адрес>, тем самым совершила действия по ухудшению жилищных условий. При подаче заявления на предоставление ЕСВ Базунов Е.С. не информировал ЦЖБК о данном факте, в представленных документах сведения отсутствовали.
Учитывая, что пятилетний срок с момента продажи доли в жилом помещении не истек, административный ответчик пришел к выводу, что Базунов Е.С. мог быть поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты только после 05.07.2013.
Отказывая в удовлетворении требований, суд согласился с доводами ГУ МВД России по Самарской области о незаконности постановки Базунова Е.С. на учет имеющих право на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий.
Вместе с тем, исходя из анализа ст. 53 ЖК РФ и правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N258-О-О, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В силу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Вместе с тем административным ответчиком доказательств, подтверждающих то, что действия супруги административного истца по отчуждению принадлежавшей ей на праве собственности ? доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру общей площадью 76,8 кв.м по адресу: <адрес>, послужившие основанием для снятия Базунова Е.С. с учета для получения социальной выплаты, привели к искусственному ухудшению жилищных условий, и были совершены им умышленно, в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждено, что на момент постановки на учет Базунов Е.С. зарегистрирован и проживал в принадлежащей ему на праве собственности (1/2 доля, что соответствует 22, 4 кв.м) квартире общей площадью 44, 80 кв.м по адресу: <адрес>. Всего в указанном квартире зарегистрировано 5 человек, в связи, с чем на каждого проживающего в данном жилом помещении приходилось 8,96 кв.м (44,80 кв.м : 5) общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы.
До отчуждения 05.07.2008 супругой административного истца ? доли (что соответствовало 19,2 кв.м) в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру общей площадью 76,8 кв.м по адресу: <адрес>, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи Базунова Е.С. проживающих в квартире, также составляла менее учетной нормы (44,80 кв.м +19, 2 кв.м: 5=12,8 кв.м).
Также судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы административного истца о том, что отчуждение супругой административного истца ? доли в праве общей долевой собственности на однокомнатную квартиру общей площадью 76,8 кв.м по адресу: <адрес> произошло 05.07.2008, т.е. задолго до принятия Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий данный вид социальной выплаты. Указанное, также свидетельствует об отсутствии у административного истца умысла на получение данной социальной выплаты в большем объеме, путем намеренного ухудшения жилищных условий своей семьи.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии признаков намеренного ухудшения Базуновым Е.С. своих жилищных условий с целью получения права состоять на учете на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для снятия Базунова Е.С. с семьей в составе 4 человек с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеется, ввиду чего заявленные им требования является обоснованными и подлежат удовлетворению, а решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Самары от 27 февраля 2019 года отменить. Принять по делу новое решение, которым административный иск Базунова Е.С. к ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании решения – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области (протокол № 167/175/с от 25.11.2018), утвержденное начальником ГУ МВД России по Самарской области от 25.12.2018 № 1/23-10014 в части снятия Базунова Е.С. с семьей в составе 4 человек с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Восстановить Базунова Е.С. на учете очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 09.10.2012.
Председательствующий
Судьи