Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1422/2022 ~ М-1265/2022 от 14.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

07 сентября 2022 года                                                                                         г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи                      Лисиенкова К.В.,

    при секретаре судебного заседания        Достоевской О.Л,,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1422/2022 по иску прокурора г.Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г.Салехард о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Салехард, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО г.Салехард о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки на территории г.салехарда. В обоснование иска указано, что по результатам прокурорской проверки соблюдения законодательства выявлены несанкционированные свалки на территории МО г.Салехард, которые до настоящего времени не ликвидированы, ответчиком надлежащим образом не реализуются закрепленные федеральным законодательством полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и в частности - по управлению и организации на территории города сбора и вывоза бытовых отходов, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, очистку территории муниципального образования от несанкционированных свалок мусора. На Администрации МО г.Салехард, как на уполномоченном органе местного самоуправления, лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе несанкционированных свалок. Указанные нарушения недопустимы, поскольку наличие несанкционированной свалки на территории муниципального образования, негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды и может вызвать возникновение опасных заболеваний среди населения, привести к загрязнению, засорению, заилению водных объектов и истощения их вод, а также ухудшению состояния среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, чем нарушаются права неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений закона. Однако указанные несанкционированные свалки не ликвидированы. Просит обязать ответчика до 01.06.2023 года ликвидировать несанкционированные свалки ТБО.

В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика администрации МО г.Салехард Хабибуллина Л.Р, действующая на основании доверенности, в судебном заседании, возражала против удовлетворения требований иска, оп основаниям, изложенным в представленных в адрес суда возражениях.

Исследовав материалы дела, высшлуав сторон, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г.Салехард проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено наличие несанкционированных свалок, которые были выявлены 03.10.2018 при обследовании территории МО г. Салехард проведенном совместно с участием специалистов сектора муниципального экологического контроля и департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, выявлены указанные несанкционированное свалки: свалка отходов лома черных и цветных металлов, лома бетонных и железобетонных изделий, автомобильных покрышек, древесных отходов от сноса и разборки зданий, строительных и иных бытовых (стекло, лом дорожного полотна, шифер, полиэтилен и прочее) около промзоны по адресу: г.Салехард ул.Чапаева д.51 площадью не менее 10000 м2; в районе ул.Лесозаводской на момент осмотра обнаружен сброс следующих отходов производства и потребления в месте используемом, но не предназначенном для этих целей: многовидового состава отходов, древесных отходов от сноса и разборки зданий, иных древесных отходов, отхода лома черных и цветных металлов, твердых коммунальных отходов, отходов полиэтиленовой и стеклянной тары, отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), площадью не менее 8000 м2; объем отходов не менее 50 м3 (координаты 66°5255184N 66.5747023 Е);     на улице Полуйская проезд на момент осмотра обнаружен сброс следующих видов отходов производства и потребления в месте используемом, но не предназначенном для этих целей: отхода лома черных металлов, древесных отходов, площадью не менее 5 м2, объем отходов не менее 2 м3 (координаты 66°5388467 N 66.5819550 Е); в районе ул.Маяковская на момент осмотра обнаружены отходы производства и потребления в месте используемом, но не предназначенном для этих целей: многовидового состава отходов, древесных отходов от сноса и разборки зданий, иных древесных отходов, отходов лома черных металлов, твердых коммунальных отходов, отходов полиэтиленовой и стеклянной тары, отходов жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), площадью не менее 50 м2; объем отходов не менее 15 м3 (координаты 66°5446082N 66.5742302 Е).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения принимаются, в том числе государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие санитарно- эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека.

    Так, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Указанные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) (п. 1.2 СанПиН 2.1.7.1322-03).

Согласно пункту 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

                Кроме того, в соответствии с пунктами 1.2, 3.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН    42-128-4690-88), утвержденных постановлением Минздрава СССР №4690-88 от 05.08.1988 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

            Твердые бытовые отходы следует вывозить     на полигоны (усовершенствованные свалки).

Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Пунктом 1 статьи 22 Закона""№ 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ, запрещается размещение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Указанное, вкупе с положениями абз.6 ст.3 Федерального закона №7-ФЗ, определяющими, что одним из принципов охраны окружающей среды является, помимо прочего, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, свидетельствует о том, что на администрации МО г.Салехард, как на уполномоченном органе местного самоуправления, лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе несанкционированных свалок.

В постановлении Конституционного суда РФ от 26 апреля 2016 года №13-П, содержащиеся в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования - не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих муниципальных районов, если органы местного самоуправления таких муниципальных районов не были наделены соответствующими государственными полномочиями.

    Указанные нарушения недопустимы, поскольку наличие несанкционированной свалки на территории муниципального образования, негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды и может вызвать возникновение опасных заболеваний среди населения, привести к загрязнению, засорению, заилению водных объектов и истощения их вод, а также ухудшению состояния среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, чем нарушаются права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований администрацией МО г.Салехард и владельцами земельных участков на которых размещены несанкционированные свалки, не принимаются меры по участию в организации ликвидации данных свалок, расположенных в границах муниципального образования г.Салехард.

В добровольном порядке обязанности, вытекающие из действующего законодательства, администрацией муниципального образования г.Салехард, не исполняются.

Прокуратурой города 09.06.2022 главе Администрации МО г. Салехард внесено представление об устранении нарушений закона. Однако указанные несанкционированные свалки не ликвидированы.

Представителем ответчика факт несанкционированных отходов не оспаривался. Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время по муниципальному контракту одна из свалок в районе ул. Полуйская ликвидируется, срок исполнения контракта до 01.12.2022 года, для ликвидации оставшихся трех свалок в округе запрошены дополнительные денежные средства в виде субсидии и в настоящее время о их выделении готовиться нормативный акт, таким образом требования исполняются добровольно, суд считает не состоятельными, поскольку до проведения проверки и подачи иска в суд, свалки не ликвидированы.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

При этом, удовлетворяя требования, суд учитывает положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.

В силу данной нормы в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Таким образом, суд полагает возможным установить срок для исполнения ответчиком решения суда, со дня его вступления в законную силу, до 01 июня 2023 года включительно.

Поскольку как ответчик, так и истец являются органами государственной власти, издержки, связанные с рассмотрением настоящего дела, возмещаются за счёт бюджета в соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

    ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:

░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░ ░░.░░░░░░░ ░.51 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 10000 ░2;

░ ░░░░░░ ░░.░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 8000 ░2; ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 50 ░3 (░░░░░░░░░░ 66°5255184N 66.5747023 ░);

    ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░: ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 5 ░2, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2 ░3 (░░░░░░░░░░ 66°5388467 N 66.5819550 ░);

░ ░░░░░░ ░░.░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 50 ░2; ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 15 ░3 (░░░░░░░░░░ 66°5446082N 66.5742302 ░).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                                                 ░.░.░░░░░░░░░

2-1422/2022 ~ М-1265/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Салехарда
Ответчики
Администрация МО г.Салехарда
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Лисиенков Константин Владимирович
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
14.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2022Передача материалов судье
15.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2022Судебное заседание
07.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
20.12.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее