Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-105/2020 от 23.01.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-105/2020

г. Уфа 12 февраля 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО3 на решение судьи Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года, которым

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО3 №...-Н/МН-8.10ю от 19 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Межрайкоммунводоканал» отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛА:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО3 №...-Н/МН-8.10ю от 19 сентября 2019 года Муниципальное унитарное предприятие «Межрайкоммунводоканал» (далее - МУП «Межрайкоммунводоканал», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.10 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Судьей Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан
по жалобе директора МУП «Межрайкоммунводоканал» Гаврилова В.Н. принято вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с решением судьи Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместитель начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан Ахметов Т.В. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая его отменить в связи с тем, что судом неверно истолкованы нормы права, разработка проекта водозабора является обязательным требованием.

В судебном заседании представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Муратова И.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Защитник МУП «Межрайкоммунводоканал» Кондратьева Т.М. в судебном заседании доводы жалобы обоснованными не признала.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что в результате плановой выездной проверки в отношении МУП «Межрайкоммунводоканал» проведенной Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан, на основании приказов №...-П от 17 мая 2019 года, №...-П от 03 июля 2019 года в период с 05 июня 2019 года по 30 июля 2019 года было установлено, что МУП «Межрайкоммунводоканал» не соблюдает требования природоохранного законодательства Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность с нарушением требований ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 (далее – Закон о недрах), а именно, не обеспечило разработку месторождений полезных ископаемых в соответствии с утвержденными техническими проектами и соблюдением требований по рациональному использованию недр при добыче подземных вод из скважин для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, что отраженно в акте проверки №... от 30 июля 2019 года.

По итогам проверки составлен протокол об административном правонарушении №...-Н/МН-8.10ю от 03 сентября 2019 года.

Старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО3 по результатам рассмотрения данного протокола от 03 сентября 2019 года вынесено постановление от 19 сентября 2019 года о привлечении МУП «Межрайкоммунводоканал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья межрайонного суда исходил из того, что лицензией и лицензионным соглашением (пункты 3.1. - 3.10) обязательства предприятия по подготовке и согласованию технического проекта по участку подземных вод «Маячный» не предусмотрены.

Не согласиться с данным выводом суда оснований не имеется.

Согласно ст. 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу ч. 5 ст. 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

МУП «Межрайкоммунводоканал» осуществляет пользование участком недр, имеющим статус горного отвода, расположенным в адрес адрес Республики Башкортостан на основании лицензии №... зарегистрированной Управлением по недропользованию по Республике Башкортостан 19 июня 2007 года в реестре за №...ВЭ, действующей до 31 июня 2027 года, для добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения адрес. Лицензионным соглашением, заключенным Управлением по недропользованию по Республике Башкортостан и предприятием, определены условия пользования недрами предприятием в целях добычи подземных вод на водозаборе «адрес» в адрес Республики Башкортостан, его предметом является предоставление предприятию права пользования недрами в целях добычи подземных вод на вышеназванном водозаборе.

Месторождение подземных вод «адрес» введено в эксплуатацию в 1955 году, последняя лицензия на право пользование выдана 19 июня 2007 года, то есть до внесения изменений в ст. 23.2 Закона о недрах Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ (в части разработки и согласования технических проектов, которая вступила в силу только 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ) и до принятия Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 марта 2010 года №..., устанавливающих требования к проекту водозабора.     

Лицензия выдана на основании технических паспортов скважин на воду №...(1Э), №...э, №...ц(ЗЭ), №...(4э) и на основании суммы утвержденных запасов подземных вод по промышленным категориям - 5,7 м3/ сутки. Реконструкция водозабора не производилась, нарушений условий лицензии при эксплуатации водозабора предприятию не вменялось

Пункт 8.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами в целях добычи подземных вод на водозаборе «адрес» в адрес Республики Башкортостан, являющегося приложением к лицензии №... указывает, что обязательства недропользователя по лицензионному соглашению считаются существенными условиями лицензии. Лицензией и указанным лицензионном соглашением (п.п. 3.1–3.10) обязательства предприятия по подготовке и согласованию технического проекта по участку подземных вод «адрес» не предусмотрены.

Таким образом, законная добыча подземных вод МУП «Межрайкоммунводоканал» обеспечена условиями лицензионного соглашения, полученного предприятием до введения в действие Положения №... от 03 марта 2010 года.

При таких обстоятельствах судья Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан обоснованно пришел к суждению, что вывод старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО3 о наличии в действиях МУП «Межрайкоммунводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ, является необоснованным, и прекратил производство по делу.

Юридически значимые обстоятельства дела при рассмотрении жалобы в суде первой инстанции определены правильно, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Порядок рассмотрения жалобы соблюден.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену судебного постановления, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года об отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО3 №...-№... от 19 сентября 2019 года и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Межрайкоммунводоканал», в связи с отсутствием состава административного правонарушения оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО3 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г. Б. Соболева

Справка: судья Коваленко Л.П.

21-105/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
МУП "Межрайкоммунводоканал"
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Соболева Гульнара Булатовна
Статьи

КоАП: ст. 8.10 ч.1

Дело на странице суда
vs--bkr.sudrf.ru
23.01.2020Материалы переданы в производство судье
12.02.2020Судебное заседание
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее