32RS0015-01-2020-005678-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2021 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Листратенко В.Ю.,
при помощнике судьи Касарим И.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-303/2021 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе <адрес> (межрайонное) о признании права на назначение государственной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с данным иском, указав, что ему было отказано в переводе на государственную пенсию по старости, со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. ст. 33, 35 Закона РФ от 15.05.1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
После уточнения требований, просит установить факт его проживания на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №. Признать за ним право на досрочную пенсию по старости и обязать ответчика назначить ему государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением ФИО4 городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований: установить факт его проживания на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику о смене вида пенсии (переводе с одной пенсии на другую).
Решением УПФР в городском округе <адрес> (межрайонная) от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в установлении государственной пенсии по старости согласно ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ и ст. 33,35 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1, так как право на государственную пенсию по старости у него возникнет в 55 лет.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно п. 3 ст. 5 данного ФЗ пенсия по старости назначается гражданам, указанным в пп. 5 п. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона.
В силу пп. 6, 8 п. 1 ст. 10 данного ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы.
В соответствии с абз. 2 пп. 2 п. 2 ст. 10 данного ФЗ гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст. 28.1. Закону РФ от 15.05.1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует что, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона «О страховых пенсиях », на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона «О страховых пенсиях », на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы на территории зоны отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Положения ст.33 и ст.35 во взаимосвязи с пунктами 7 и 11 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (ст.3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в частности путём назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера – наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью – в определённой степени носит компенсационный характер.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания (работы) на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией, назначение данного вида пенсии по двум зонам – это одно и тоже основание.
Согласно копии паспорта истца, ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Территория с. Лопатни Клинцовского района Брянской области распоряжением правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р и Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 26.04.1986 года по 20.10.2015 года относилась к зоне проживания с правом на отселение. Постановлением правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074 с 21 октября 2015 года относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Территория г. Клинцы Брянской области Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. №237, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015г. №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на ЧАЭС» относится к зоне с правом на отселение.
Из копии удостоверения серии АВ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 был зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Территория г. Новозыбков Брянской области Распоряжением РСФСР № 237-р от 28.12.1991 г., Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 26.04.1986 года по 20.10.2015 года относилась к зоне отселения.
Согласно материалам дела, истец проживал в с. ФИО2 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данный факт подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Территория с. Смотрова Буда Клинцовского района Брянской области распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р и Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582, Постановлением Правительства РФ от 07.04.2005 г. № 197, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 26.04.1986 года по 20.10.2015 года относилась к зоне проживания с правом на отселение. С 21 октября 2015 года относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно материалам дела, истец проживал в с. ФИО3 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данный факт подтверждается удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Территория с. Малая Топаль Клинцовского района Брянской области распоряжением правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р и Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС» с 26.04.1986 года по 20.10.2015 года относилась к зоне проживания с правом на отселение. Постановлением правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074 с 21 октября 2015 года относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, ФИО1 проживал на территории зоны отселения 06 месяцев 08 дней, что дает ему право на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года; в зоне проживания с правом на отселение прожил 31 год 03 месяца 24 дня, в связи с чем, имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет.
Исходя из ст.33 и ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФИО1 с учётом проживания в двух зонах радиоактивного заражения при наличии необходимого трудового стажа работы имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 7 лет.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
Соответственно истец имеет право на назначение государственной пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах решение ГУ УПФР в городском округе <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № является незаконным.
На основании изложенного, исковое заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░1.
░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 07 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 33, 35 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 ░ № 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.02.2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.