Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-118/2022 от 22.02.2022

копия

УИД № 89RS0005-01-2022-001089-64

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 марта 2022 года                     город Ноябрьск ЯНАО

    

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Габова Т.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» (юридический адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Славянский, дом 9, этаж 8, кабинет 804, ИНН 8903021599, КПП 890401001, ОГРН 1028900578134) на постановление от 3 февраля 2022 года старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ВВ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ВВ от 3 февраля 2022 года ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении положений части 1 статьи. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также частей 8 и 9 статьи 15 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» путем допущения выброса вредных веществ в атмосферный воздух при эксплуатации объекта ... в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» обратилось в Ноябрьский городской суд с жалобой, в которой просит отменить постановление ввиду его незаконности и необоснованности и прекратить производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование жалобы указано, что ДД.ММ.ГГГГ было утверждено выданное АО «НОВАТЭК-Пур» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на спорный объект. ДД.ММ.ГГГГ завершена реорганизация ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» в форме присоединения к нему АО «НОВАТЭК-Пур». Реорганизация не коснулась производственного процесса, поэтому выданное ранее АО «НОВАТЭК-Пур» разрешение является действующим и для ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ, срок переоформления разрешения на выброс действующим законодательством не установлен. С даты выдачи вышеуказанного разрешения и в период проведения проверки производственный процесс, расход сырья и материалов, номенклатура и объем выпускаемой продукции (услуг), а также характеристики источников выбросов в атмосферный воздух не изменялись. В связи с чем, указанное выше разрешение является действующим.

Защитник ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» ТА, принимавшая участие при рассмотрении жалобы путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Новоуренгойского городского суда, на жалобе настаивала, привела доводы, изложенные в ней. Также пояснила, что срок переоформления разрешения на выброс действующим законодательством не установлен, но соответствующее заявление в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора подано обществом еще ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в переоформлении разрешения по причине неактуализации сведений об объекте, хотя такая заявка была подана ДД.ММ.ГГГГ. Лишь ДД.ММ.ГГГГ обществом получено свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС, после чего процесс оформления разрешения на выбросы продолжился, разрешение на выброс выдано ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы и материалы дела, в том числе подлинник дела , прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в статьях 24.5 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 12-П).

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 и пунктом 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды; эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды, как установлено статьей 19 Закона об охране окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности. Они определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (статья.21 и пункт 1 статьи 22 Закона об охране окружающей среды).

Правовые основы охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, установлены Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране воздуха), который направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно пунктам 1, 8 и 9 статьи 15 Закона об охране атмосферного воздуха в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Объектами I категории признаются объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (статья 4.2 Закона об охране окружающей среды). Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к числу объектов I категории отнесены оказывающие негативное воздействие на окружающую среду объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа.

Закон об охране окружающей среды, закрепляя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, устанавливает обязанность юридических лиц, имеющих источники негативного воздействия на окружающую среду, поставить их на учет в уполномоченный орган путем подачи соответствующей заявки (пункты 1 и 2 статьи 69.2).

Данная правовая обязанность представляет собой один из элементов механизма защиты окружающей среды и тем самым направлена на обеспечение реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.

Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Из материалов дела усматривается, что решением заместителя руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -рш в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) предписано проведение выездной проверки в отношении объекта НВОС ... расположенном на территории ..., контролируемое лицо – ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ».

Такая выездная проверка была проведена в период с 10 по 23 сентября 2021 года.

Из составленного 23 сентября 2021 года акта плановой выездной проверки следует, что в ходе этой проверки были проведены осмотры, отборы проб (образцов), рассмотрены находящиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, представленные контролируемым лицом документы.

В ходе проверки установлено, что контролируемое юридическое лицо в своей хозяйственной деятельности использует объект негативного воздействия на окружающую среду ... расположенный на территории ... (код объекта ...). На данной производственной площадке находится 109 единиц источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (из них 46 – организованных, 63 – неорганизованных), через которые упомянутые выбросы фактически осуществляются.

Данный объект поставлен на соответствующий учет как эксплуатируемый АО «НОВАТЭК-Пур», которому на основании приказа Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в числе источников разрешенных выбросов указаны стационарные источники ..., расположенной на территории ...). Нормативы выбросов установлены приказом того же органа от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ завершена реорганизация АО «Новатэк-Пур» путем его присоединения к ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ», что подтверждается размещенной на официальном сайте ФНС в ИТКС «Интернет» выпиской из ЕГРЮЛ и листом записи ЕГРЮЛ. Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» следует, что общество является правопреемником АО «НОВАТЭК-Пур».

Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Исключение составляют лишь права и обязанности, переход которых в порядке универсального правопреемства запрещен законом.

Поскольку норм, запрещающих переход прав и обязанностей присоединенного юридического лица в сфере экологии, действующее законодательство не содержит, а реорганизация АО «НОВАТЭК-Пур» имела место в форме присоединения, а не преобразования, следует полагать, что ООО «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» является абсолютным правопреемником АО «НОВАТЭК-Пур», включая предоставленное на основании разрешения (приложение к которому содержит нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам для ... право на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, оснований полагать, что объект НВОС «... используется ООО «Новатэк-ЮНГ» в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также разработанного и согласованного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не имеется.

В силу положений части 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное разрешение, поскольку оно выдано после 1 января 2019 года, действует до дня получения комплексного экологического разрешения и устанавливает нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. Обязанность же получить комплексное экологическое разрешение, как предписано ч.7 этой же статьи, исходя из содержания разрешения № 06/1-33, подлежит исполнению не позднее 1 января 2025 года.

Кроме того, в настоящее время действует утвержденный приказом Росприроднадзора от 6 июля 2020 года № 776 административный регламент по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), согласно пункту 87 которого в случае реорганизации юридического лица допускается переоформление разрешения на выбросы, однако срок, в который юридическое лицо обязано обратиться за таким переоформлением, ничем не установлен.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Совокупность приведенных выше нормативных актов при их сопоставлении с обстоятельствами дела позволяет прийти к выводу о том, что доводы жалобы являются обоснованными, а в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом указанного обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ВВ от 3 февраля 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья (подпись):                  Т.Н. Габова

...

12-118/2022

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Ответчики
ООО "НОВАТЭК-ЮРХАРОВНЕФТЕГАЗ"
Суд
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Габова Татьяна Николаевна
Статьи

ст.8.21 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
noyabrsky--ynao.sudrf.ru
22.02.2022Материалы переданы в производство судье
18.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
27.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
16.04.2022Вступило в законную силу
30.09.2022Дело оформлено
30.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее