З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 марта 2022 г. пос. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Ковалевой А.П., с участием представителя истца заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора Сегизекова В.Л., при секретаре Кинжегараевой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Цифровой водоканал» об обязании подать в службу природопользования и охраны окружающей среды <адрес> заявление и документы о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165,
УСТАНОВИЛ:
Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Цифровой водоканал» об обязании исполнения требований природоохранного законодательства. В обоснование исковых требований указав, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа соблюдения законодательства о концессионных соглашениях на территории <адрес> в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Цифровой водоканал» (ООО «Цифровой водоканал») выявлены нарушения природоохранного законодательства. ООО «Цифровой водоканал» с Правительством Астраханской области и администрацией МО «<адрес>» заключено концессионное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям, которого концессионер обязуется за свой счет спроектировать, создать, реконструировать и ввести в эксплуатацию недвижимое и движимое имущество, предназначенное для снабжения потребителей водой питьевого качества, соответствующей действующим санитарным нормам и правилам, осуществлять холодное водоснабжение и технологическое подключение к централизованной системе холодного водоснабжения с использованием объекта соглашения.
В ходе проверки установлено, что с целью выполнения условий Соглашения Обществом в ДД.ММ.ГГГГ и в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ года произведен забор воды из <адрес> в <адрес> по адресу: <адрес> - с использованием насосной станции (в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> куб.м, в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> куб.м).
Вместе с тем, в нарушение требований законодательства Обществом, меры по подаче в установленном законом порядке заявки на заключение договора водопользования в службу природопользования и охраны окружающей среды <адрес> не приняты, документы на право пользования водным объектом не получены.
В связи с выявленными нарушениями закона в адрес директора учреждения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако до настоящего времени нарушения закона не устранены.
Кроме того, по постановлениям прокурора о возбуждении производств по делам об административных правонарушениях постановлениями Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям юридическое и должностное лица Общества привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленными нарушениями закона в деятельности ответчика нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика (в связи с чем, невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации), не обеспечивается их экологическая безопасность, и, соответственно гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права на благоприятную окружающую среду.
Просили обязать Общество с ограниченной ответственностью «Цифровой водоканал» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в службу природопользования и охраны окружающей среды <адрес> заявление и документы о предоставлении водного объекта в пользование – <адрес> по адресу: <адрес> для забора водных ресурсов в соответствии с п.п. 4,5,7,8,9 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сегизеков В.Л., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица – Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО «Цифровой водоканал» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении, возражений суду не представили.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
С согласия представителя истца суд принял рассмотрение дела к заочному производству.
Суд, выслушав представителя истца - старшего помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Сегизекова В.Л., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно статье 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
В пункте 1 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации определено, что забор воды поверхностного водного объекта должен производиться на основании договора водопользования.
Пунктом 2 части 1 статьи 13 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что договор водопользования должен содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов.
Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 установлен порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов, использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
Пункт 4 указанных Правил устанавливает, что физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование, в вышеперечисленных случаях обращаются в уполномоченный орган исполнительной власти или местного самоуправления по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование.
Порядок подачи заявления и перечень документов и материалов, необходимых для рассмотрения заявления установлен п. 5 Правил.
В силу п. 7, 8, 9 Правил к заявлению прилагаются следующие документы и материалы: копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости, материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации, материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования, материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам. Координаты заявленной к использованию части водного объекта, примыкающей к береговой линии (границе водного объекта), определяются в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
При подаче заявления для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов кроме документов и материалов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, прилагаются материалы, содержащие:
а) сведения о заявляемом объеме забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период, включая объемы забора (изъятия) для передачи абонентам и для хозяйственно-бытовых нужд населения (при наличии);
б) сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в том числе передаваемых абонентам водных ресурсов и для хозяйственно-бытовых нужд населения (при наличии), о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
в) сведения о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).
Место забора (изъятия) водных ресурсов и размещение водозаборных сооружений обозначаются в графической форме в материалах, прилагаемых к заявлению, подаваемому в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Астраханской области от 13.06.2006 № 190-П «О службе природопользования и охраны окружающей среды <адрес>» Служба природопользования и охраны окружающей среды <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим контроль и надзор в области природопользования и охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к полномочиям службы, на территории <адрес>.
Согласно п. 2.6 Положения Служба в области водных отношений осуществляет полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории <адрес>, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
Судом установлено, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа соблюдения законодательства о Концессионных соглашениях на территории <адрес> в деятельности общества с ограниченной ответственность «Цифровой водоканал» выявлены нарушения природоохранного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Цифровой водоканал» с <адрес> и администрацией МО «<адрес>» заключено Концессионное соглашение № по условиям которого концессионер обязуется за свой счет спроектировать, создать, реконструировать и ввести в эксплуатацию недвижимое и движимое имущество, предназначенное для снабжения потребителей водой питьевого качества, соответствующей действующим санитарным нормам и правилам, осуществлять холодное водоснабжение и технологическое подключение к централизованной системе холодного водоснабжения с использованием объекта соглашения.
В ходе проверки установлено, что с целью выполнения условий Соглашения Обществом в ДД.ММ.ГГГГ и в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ года произведен забор воды из <адрес> в <адрес> по адресу: <адрес> - с использованием насосной станции (в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> куб.м., в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> куб.м).
В нарушение требований законодательства Обществом, меры по подаче в установленном законом порядке заявки на заключение договора водопользования в службу природопользования и охраны окружающей среды <адрес> не приняты, документы на право пользования водным объектом не получены.
В связи с выявленными нарушениями закона в адрес директора учреждения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако до настоящего времени нарушения закона не устранены.
Кроме того, постановлениями Межрегионального Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, возбужденных на основании постановления прокурора юридическое и должностное лица Общества привлечены к административной ответственности по ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановления не обжаловались и вступили в законную силу.
Выявленными нарушениями закона в деятельности ответчика нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика, не обеспечивается их экологическая безопасность, и, соответственно гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права на благоприятную окружающую среду.
Российская Федерация согласно ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с принципами, установленными международными договорами, выступает гарантом прав граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации и других федеральных законов, поэтому не должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, ответчиком также нарушаются интересы Российской Федерации.
Более того, ответчиком также нарушены интересы Российской Федерации, как одного из основных участников водных отношений, а в данном случае собственника федеральных водных объектов, используемых ответчиком в целях забора водных ресурсов в отсутствие разрешительной документации.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 г. № 79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются, в том числе лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя: предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения; расчистку водных объектов от донных отложений; аэрацию водных объектов; биологическую рекультивацию водных объектов; залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов; оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов.
Кроме того, примерной формой договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, предусмотрено, что водопользователь обязан своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на водном объекте; не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
Согласно сообщению Службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении водного объекта <адрес> в пользование, расположенного по адресу: <адрес> и прилагаемый к нему пакет документов от ООО «Цифровой водоканал» в Службу не поступали.
Таким образом, помимо факта самовольного использования принадлежащего государству природного ресурса, интересы Российской Федерации нарушаются тем, что осуществление хозяйственной и иной деятельности в отсутствие определенных обязательств в сфере природопользования может привести к непредсказуемым последствиям для окружающей среды.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ООО «Цифровой водоканал» подлежит взысканию в доход бюджета Муниципального образования «<адрес>» <адрес> госпошлина в размере, определенном ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Цифровой водоканал» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в службу природопользования и охраны окружающей среды <адрес> заявление и документы о предоставлении водного объекта в пользование <адрес> по адресу: <адрес> для забора водных ресурсов в соответствии с п.п. 4,5,7,8,9 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с ООО «Цифровой водоканал» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в бюджет МО «<адрес>».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2022 года.
Судья А.П. Ковалева