Дело № 12-242/2022
УИД 91RS0023-01-2022-000514-09
РЕШЕНИЕ
23 июня 2022 года <адрес>
Судья Нахимовского районного суда <адрес> Григорьева У.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Оленевского сельского поселения ФИО4 на постановление исполняющего обязанности начальника Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №/ПР/2021 о привлечении Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (далее – Администрация Оленевского сельского поселения) к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500000 руб.,
установил:
постановлением должностного лица Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №/ПР/2021 Администрации Оленевского сельского поселения по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований природоохранного законодательства.
Не согласившись с данным постановлением, глава Администрации Оленевского сельского поселения обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить как не законное, поскольку оно принято с нарушением норм процессуального и материального права. Указывает, что в действиях привлеченного лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку территория, на которой выявлено размещение площадки ТКО к юрисдикции привлеченного лица, не относится. Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств допущения администрацией Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым нарушений ст. 55 п. 16 ст. 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ в частности эксплуатации хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, не оборудованных сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды за которое предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ. Процедура привлечения к ответственности проведена с процессуальными нарушениями, а оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя привлекаемого лица, чем нарушено его право.
В судебном заседании глава Администрации Оленевского сельского поселения ФИО4 и представитель по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении и отмене оспариваемого постановления, ввиду отсутствия состава правонарушения.
Представитель должностного лица в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, причины не явки суду не пояснил, об отложении не заявлял, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ административным правонарушением является невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Объективная сторона названного правонарушения выражается в бездействии. Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.
Данная норма является отсылочной, и для привлечения к административной ответственности по данной статье требуется установить нарушение определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований.
Так, согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ст. 55 Водного кодекса РФ регламентировано, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях данной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и названного Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" регламентирует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), в ходе проведения выездного обследования водоохранной зоны и акватории Черного моря в административно-территориальных границах <адрес> Республики Крым, было установлено, что в водоохранной зоне Черного моря, в границах села Оленевка, на землях населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером №, в 400 метрах западнее от уреза воды допускается накопление твердых коммунальных отходов, вне специально оборудованных для этих целей мест, а именно на пешеходном тротуаре, навалом, места сбора и накопления ТКО не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства РФ в области охраны окружающей среды, место для сбора и накопления ТКО, а именно площадка не оборудована ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что явилось основанием для привлечения Администрацией Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым к административной ответственности по 1 ст. 8.45 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа.
Вместе с тем обжалуемое постановление законным признать нельзя, ввиду нижеследующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Положение ст. 8.45 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Объектом правонарушения по ст. 8.45 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением правовых режимов: ограничения хозяйственной и иной деятельности при использовании водоохранной зоны водного объекта установленные ст. 65 Водного кодекса РФ.
Объективную сторону правонарушений по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ составляют бездействия, выражающиеся в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, которые предусмотрены ст. 65 п. 16 Водного кодекса РФ.
Делая вывод о виновности в совершении данного административного правонарушения Администрации Оленевского сельского поселения, должностное лицо исходило из того, что Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым не принято должных мер в пределах своих полномочий по охране окружающей среды, их бездействием допускается накопление твердых коммунальных отходов, вне специально оборудованных для этих целей мест.
Вместе с тем, сведений, что земельный участок, на котором обнаружены объекты накопления твердых коммунальных отходов, вне специально оборудованных для этих целей мест, расположенные в границах водоохранных зон, принадлежат Оленевскому сельскому поселению Республики Крым - не имеется, как и доказательств свидетельствующих о том, что администрацией Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым допущена эксплуатация хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, не оборудованных сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Таким образом, проведенной административным органом проверкой с достоверностью не установлен субъект правонарушения ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, так как не проведена должная процедура по установлены лиц, допустивших накопления твердых коммунальных отходов в водоохранной зоне Черного моря.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что Оленевское сельское поселение <адрес> Республики Крым, не осуществляет деятельности на указанном земельном участке, в том числе связанной с размещением площадки для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не является собственником данного земельного участка.
Изложенное исключает наличие в действиях Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности начальника Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №/ПР/2021, вынесенное в отношении Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление исполняющего обязанности начальника Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №/ПР/2021, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении - Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – ввиду отсутствия состава административного правонарушения
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья У.С. Григорьева