Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-242/2022 от 16.05.2022

                                    Дело № 12-242/2022

УИД 91RS0023-01-2022-000514-09

РЕШЕНИЕ

23 июня 2022 года                                         <адрес>

Судья Нахимовского районного суда <адрес>                 Григорьева У.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Оленевского сельского поселения ФИО4 на постановление исполняющего обязанности начальника Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ /ПР/2021 о привлечении Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым (далее – Администрация Оленевского сельского поселения) к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500000 руб.,

установил:

постановлением должностного лица Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ /ПР/2021 Администрации Оленевского сельского поселения по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде административного штрафа за нарушение требований природоохранного законодательства.

Не согласившись с данным постановлением, глава Администрации Оленевского сельского поселения обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить как не законное, поскольку оно принято с нарушением норм процессуального и материального права. Указывает, что в действиях привлеченного лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку территория, на которой выявлено размещение площадки ТКО к юрисдикции привлеченного лица, не относится. Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств допущения администрацией Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым нарушений ст. 55 п. 16 ст. 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ в частности эксплуатации хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, не оборудованных сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды за которое предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ. Процедура привлечения к ответственности проведена с процессуальными нарушениями, а оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя привлекаемого лица, чем нарушено его право.

В судебном заседании глава Администрации Оленевского сельского поселения ФИО4 и представитель по доверенности ФИО4 доводы жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на ее удовлетворении и отмене оспариваемого постановления, ввиду отсутствия состава правонарушения.

Представитель должностного лица в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, причины не явки суду не пояснил, об отложении не заявлял, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ административным правонарушением является невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Объективная сторона названного правонарушения выражается в бездействии. Субъектами административной ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.

Данная норма является отсылочной, и для привлечения к административной ответственности по данной статье требуется установить нарушение определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований.

Так, согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ст. 55 Водного кодекса РФ регламентировано, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях данной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и названного Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

Ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления" регламентирует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), в ходе проведения выездного обследования водоохранной зоны и акватории Черного моря в административно-территориальных границах <адрес> Республики Крым, было установлено, что в водоохранной зоне Черного моря, в границах села Оленевка, на землях населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером , в 400 метрах западнее от уреза воды допускается накопление твердых коммунальных отходов, вне специально оборудованных для этих целей мест, а именно на пешеходном тротуаре, навалом, места сбора и накопления ТКО не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства РФ в области охраны окружающей среды, место для сбора и накопления ТКО, а именно площадка не оборудована ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что явилось основанием для привлечения Администрацией Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым к административной ответственности по 1 ст. 8.45 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа.

Вместе с тем обжалуемое постановление законным признать нельзя, ввиду нижеследующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Положение ст. 8.45 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Объектом правонарушения по ст. 8.45 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с установлением правовых режимов: ограничения хозяйственной и иной деятельности при использовании водоохранной зоны водного объекта установленные ст. 65 Водного кодекса РФ.

Объективную сторону правонарушений по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ составляют бездействия, выражающиеся в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, которые предусмотрены ст. 65 п. 16 Водного кодекса РФ.

Делая вывод о виновности в совершении данного административного правонарушения Администрации Оленевского сельского поселения, должностное лицо исходило из того, что Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым не принято должных мер в пределах своих полномочий по охране окружающей среды, их бездействием допускается накопление твердых коммунальных отходов, вне специально оборудованных для этих целей мест.

Вместе с тем, сведений, что земельный участок, на котором обнаружены объекты накопления твердых коммунальных отходов, вне специально оборудованных для этих целей мест, расположенные в границах водоохранных зон, принадлежат Оленевскому сельскому поселению Республики Крым - не имеется, как и доказательств свидетельствующих о том, что администрацией Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым допущена эксплуатация хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, не оборудованных сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, проведенной административным органом проверкой с достоверностью не установлен субъект правонарушения ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, так как не проведена должная процедура по установлены лиц, допустивших накопления твердых коммунальных отходов в водоохранной зоне Черного моря.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что Оленевское сельское поселение <адрес> Республики Крым, не осуществляет деятельности на указанном земельном участке, в том числе связанной с размещением площадки для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не является собственником данного земельного участка.

Изложенное исключает наличие в действиях Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.

При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности начальника Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ /ПР/2021, вынесенное в отношении Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление исполняющего обязанности начальника Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ /ПР/2021, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении - Администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики Крым, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – ввиду отсутствия состава административного правонарушения

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                      У.С. Григорьева

12-242/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Администрация Оленевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым
Другие
Филатов Р.И.
Суд
Нахимовский районный суд города Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Статьи

ст.8.45 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
nakhimovskiy--sev.sudrf.ru
17.05.2022Материалы переданы в производство судье
23.06.2022Судебное заседание
03.10.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.10.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
25.10.2022Вступило в законную силу
24.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2023Дело оформлено
21.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее